Острова. Большой Тютерс, часть души
Определённо, Тютерс - место, которое затягивает. Поймал себя на мысли, что хотел бы остаться ещё как минимум дней на пять. Спрашивал ребят с ВГТРК, с которыми мы отправились в экспедицию, - все говорят: остров не спешит отпускать так просто.
1.
«Музей» в поисковом лагере на Тютерсе. Прислоненные к дереву продолговатые штуки - не что иное, как тубусы от немецких снарядов времён войны.
Даже если вы и
поисковые работы - понятия из разных вселенных, никуда не денетесь, всё равно проникнетесь. А как может быть по-другому, если гильзы от немецких винтовок встречаются здесь едва ли не чаще, чем сосновые шишки? Разве может быть иначе, если оплывшие линии окопов и каменные брустверы блиндажей - на Тютерсе самая обыкновенная часть пейзажа?
Тютерс. Джип-трудяга
Пятого августа чествовали всеобщего любимца экспедиции. Приехавший своим ходом из Москвы в Питер, а оттуда доставленный десантным катером трудяга Landrover Defender накатал по острову первые полтыщи километров!
2.
Джип и его хозяин - замдиректора Экспедиционного центра РГО Артём Хуторской. Меньше чем через месяц они отправятся на другой край страны - искать останки советских солдат на Курилах.
Сказать, что на Тютерсе нет трасс с твёрдым покрытием, - значит не сказать ничего. Две колеи, которые проложили через тайгу солдаты немецкого гарнизона году в сорок втором-сорок четвёртом, - вот и вся дорожная сеть. Надо ли говорить, что все эти романтичные ухабы, ямы и резкие повороты в объезд воронок от советских авиабомб под силу лишь самому неубиваемому транспорту?!
3.
На Тютерсе, этой гранитной скале площадью восемь квадратных километров, безраздельно рулят суровые армейские «Уралы» да уазик-«буханка» военно-медицинской службы. И, разумеется, «лендровер» Экспедиционного центра РГО!
4.
Все двое суток на Тютерсе мы не могли нарадоваться на его работу - этот рубаха-парень легко брал на борт 10 человек с бесчисленными камерами, штативами и кофрами. Но удивляться рано: ещё пять бойцов экспедиции без труда размещались на крыше «лендровера»! И я не раскрою секрета, просто скажу: на эти VIP-места ещё и очередь выстраивалась. )) А что, когда ещё в рабочее время доведётся погарцевать на крыше машины-зверя, для которой бездорожье не более чем пустой звук?
5.
На крыше «лендровера». Слава направо: режиссёр документального кино Олег Курамшин, оператор телеканала «Моя планета» Вася Ивашенцев и автор сценария будушего фильма о Внешних островах Финского залива Миша Родин.
Южный Виргин. Одиночество - это здесь
Всего два гектара замшелых камней, от здоровых валунов до мелкой гранитной гальки...
6.
Три каменных лабиринта-спирали, которые помнят финских рыбаков, и шведских пиратов, и викингов, и людей Бронзового века...
7.
Редкие крики чаек. Похоже, они, как и мы, нечаянные гости, считают этот остров совсем непригодным для жизни...
Невероятно синее августовское море, пронизывающий ветер - и ни хрена больше. Ни хре-на. Ни маяка, ни удобной бухты, ни следов человеческого жилья - лишь одни камни, солёные волны да по-балтийски переменчивое небо…
8.
Ощущение, что ты один на белом свете, на этом острове не в силах перебить ничто: ни большегрузные суда на горизонте, ни близость соседних островов - до «брата-близнеца», Северного Виргина, отсюда по прямой пара километров, до Родшера и Гогланда - примерно по двенадцать.
***
Детали и разговоры. «Брат» как квест
Коротаем вечер на яхте в кают-компании, смотрим первого «Брата». Доходит до сцены с Немцем и склепом на кладбище. Саша Кэп рассказывает:
- А я тот склеп хорошо помню - он на лютеранском кладбище, мы там в детстве часто в войну играли. А трамвайное депо на «Ваське» уже снесли, сейчас там какой-то торговый центр.
Юра Матрос кивает с тихой улыбкой - он тоже вырос на Васильевском и для него «Брат» тоже в некотором роде бродилка по родному городу.
Чарующие эфиры
Наговариваю историю на очередной эфир. Заканчиваю, перевожу дух. На том конце - долгая пауза. «Это я заслушалась», - чуть смутившись, признаётся девушка-редактор.
О личном пространстве
Свой личный «бортжурнал» я веду в каюте. Это место напоминает купе в поезде, а с ними у меня всегда приятные ассоциации. Кроме того, эта маленькая комнатка без ветра удивительно хорошо консервирует личное пространство.
Пишешь себе и чувствуешь, как яхту покачивает из стороны в сторону... Как из машинного отделения доносится мерный рык мотора... В зависимости от времени суток он либо убаюкивает, либо настраивает на философский лад и пробуждает поток мыслей и записей.
Но, как только я соскучусь по ветру и морскому простору, надо будет сделать всего пять шагов вверх по трапу. Хотя нет, не всё так просто: сначала нужно надеть куртку на флисе, потом - жилет-«разгрузку» (в экспедиции он сполна заменяет мне городской рюкзак), а поверх всего этого - спасжилет вырвиглазной оранжевой расцветки, со свистком в карманчике.
Вот теперь - добро пожаловать на верхнюю палубу! Хочешь - пей чай с мятой, которую хозяйственный кэп собрал на предыдущем острове, хочешь - общайся с коллегами-телевизионщиками да снимай панорамы-северные сказки. А надумаешь - загляни в кают-компанию и, пока все спят, расспроси у кока Сани, чего вкусненького он изобретёт на завтрак. Пока он колдует над очередным кулинарным шедевром, узурпируй турку и свари кофе - чтоб, понимаешь, совсем как дома… )))
9.
Все истории по теме:
Осторожнее со своими мечтами! Гогланд, РГО, экспедиция. Постскриптум. Балтика? Нет, сначала Кавказ! Плавучий дом экспедиционеров. Башни с путеводным светом. Будни поисковой жизни. Проспект «Прощай, подвеска!». Маячник Григорьич. Всякая всячина (эта публикация).