Экспедиция «Гогланд». Всякая всячина

Oct 03, 2015 22:30




Острова. Большой Тютерс, часть души

Определённо, Тютерс - место, которое затягивает. Поймал себя на мысли, что хотел бы остаться ещё как минимум дней на пять. Спрашивал ребят с ВГТРК, с которыми мы отправились в экспедицию, - все говорят: остров не спешит отпускать так просто.


1.


«Музей» в поисковом лагере на Тютерсе. Прислоненные к дереву продолговатые штуки - не что иное, как тубусы от немецких снарядов времён войны.

Даже если вы и поисковые работы - понятия из разных вселенных, никуда не денетесь, всё равно проникнетесь. А как может быть по-другому, если гильзы от немецких винтовок встречаются здесь едва ли не чаще, чем сосновые шишки? Разве может быть иначе, если оплывшие линии окопов и каменные брустверы блиндажей - на Тютерсе самая обыкновенная часть пейзажа?

Тютерс. Джип-трудяга

Пятого августа чествовали всеобщего любимца экспедиции. Приехавший своим ходом из Москвы в Питер, а оттуда доставленный десантным катером трудяга Landrover Defender накатал по острову первые полтыщи километров!
2.


Джип и его хозяин - замдиректора Экспедиционного центра РГО Артём Хуторской. Меньше чем через месяц они отправятся на другой край страны - искать останки советских солдат на Курилах.

Сказать, что на Тютерсе нет трасс с твёрдым покрытием, - значит не сказать ничего. Две колеи, которые проложили через тайгу солдаты немецкого гарнизона году в сорок втором-сорок четвёртом, - вот и вся дорожная сеть. Надо ли говорить, что все эти романтичные ухабы, ямы и резкие повороты в объезд воронок от советских авиабомб под силу лишь самому неубиваемому транспорту?!
3.


На Тютерсе, этой гранитной скале площадью восемь квадратных километров, безраздельно рулят суровые армейские «Уралы» да уазик-«буханка» военно-медицинской службы. И, разумеется, «лендровер» Экспедиционного центра РГО!
4.


Все двое суток на Тютерсе мы не могли нарадоваться на его работу - этот рубаха-парень легко брал на борт 10 человек с бесчисленными камерами, штативами и кофрами. Но удивляться рано: ещё пять бойцов экспедиции без труда размещались на крыше «лендровера»! И я не раскрою секрета, просто скажу: на эти VIP-места ещё и очередь выстраивалась. )) А что, когда ещё в рабочее время доведётся погарцевать на крыше машины-зверя, для которой бездорожье не более чем пустой звук?
5.


На крыше «лендровера». Слава направо: режиссёр документального кино Олег Курамшин, оператор телеканала «Моя планета» Вася Ивашенцев и автор сценария будушего фильма о Внешних островах Финского залива Миша Родин.

Южный Виргин. Одиночество - это здесь

Всего два гектара замшелых камней, от здоровых валунов до мелкой гранитной гальки...
6.


Три каменных лабиринта-спирали, которые помнят финских рыбаков, и шведских пиратов, и викингов, и людей Бронзового века...
7.


Редкие крики чаек. Похоже, они, как и мы, нечаянные гости, считают этот остров совсем непригодным для жизни...

Невероятно синее августовское море, пронизывающий ветер - и ни хрена больше. Ни хре-на. Ни маяка, ни удобной бухты, ни следов человеческого жилья - лишь одни камни, солёные волны да по-балтийски переменчивое небо…
8.


Ощущение, что ты один на белом свете, на этом острове не в силах перебить ничто: ни большегрузные суда на горизонте, ни близость соседних островов - до «брата-близнеца», Северного Виргина, отсюда по прямой пара километров, до Родшера и Гогланда - примерно по двенадцать.

***

Детали и разговоры. «Брат» как квест

Коротаем вечер на яхте в кают-компании, смотрим первого «Брата». Доходит до сцены с Немцем и склепом на кладбище. Саша Кэп рассказывает:

- А я тот склеп хорошо помню - он на лютеранском кладбище, мы там в детстве часто в войну играли. А трамвайное депо на «Ваське» уже снесли, сейчас там какой-то торговый центр.

Юра Матрос кивает с тихой улыбкой - он тоже вырос на Васильевском и для него «Брат» тоже в некотором роде бродилка по родному городу.

Чарующие эфиры

Наговариваю историю на очередной эфир. Заканчиваю, перевожу дух. На том конце - долгая пауза. «Это я заслушалась», - чуть смутившись, признаётся девушка-редактор.

О личном пространстве

Свой личный «бортжурнал» я веду в каюте. Это место напоминает купе в поезде, а с ними у меня всегда приятные ассоциации. Кроме того, эта маленькая комнатка без ветра удивительно хорошо консервирует личное пространство.

Пишешь себе и чувствуешь, как яхту покачивает из стороны в сторону... Как из машинного отделения доносится мерный рык мотора... В зависимости от времени суток он либо убаюкивает, либо настраивает на философский лад и пробуждает поток мыслей и записей.

Но, как только я соскучусь по ветру и морскому простору, надо будет сделать всего пять шагов вверх по трапу. Хотя нет, не всё так просто: сначала нужно надеть куртку на флисе, потом - жилет-«разгрузку» (в экспедиции он сполна заменяет мне городской рюкзак), а поверх всего этого - спасжилет вырвиглазной оранжевой расцветки, со свистком в карманчике.

Вот теперь - добро пожаловать на верхнюю палубу! Хочешь - пей чай с мятой, которую хозяйственный кэп собрал на предыдущем острове, хочешь - общайся с коллегами-телевизионщиками да снимай панорамы-северные сказки. А надумаешь - загляни в кают-компанию и, пока все спят, расспроси у кока Сани, чего вкусненького он изобретёт на завтрак. Пока он колдует над очередным кулинарным шедевром, узурпируй турку и свари кофе - чтоб, понимаешь, совсем как дома… )))
9.


Все истории по теме:

Осторожнее со своими мечтами!

Гогланд, РГО, экспедиция. Постскриптум.

Балтика? Нет, сначала Кавказ!

Плавучий дом экспедиционеров.

Башни с путеводным светом.

Будни поисковой жизни.
Проспект «Прощай, подвеска!». Маячник Григорьич.

Всякая всячина (эта публикация).

Экспедиция "Гогланд", Русское географическое общество, За жисть, Россия

Previous post Next post
Up