ДАГЕСТАН. Джума-намаз в Махачкале

Jun 20, 2015 20:37



Махачкалинская соборная мечеть называется «Юсуф-бей». В народе - Джума, то есть Пятничная. Самая большая в Дагестане и «одна из…» - на Северном Кавказе, она выросла на пустыре у перекрёстка улицы Дахадаева и проспекта Шамиля. Первая носит имя известного борца за советскую власть. Второй назвали в честь Калинина, но после распада СССР всесоюзного старосту «подвинули» ради имама Дагестана и Чечни.
1.


Самой мечети (в отличие от её дербентской «тёзки», которая помнит ещё арабское завоевание) нет и двадцати лет. Махачкалинскую Джума построили в конце 90-х на деньги турецкого миллиардера, чьи предки бежали с Кавказа после пленения Шамиля русскими войсками.

2.


Понятно, что и выглядит она подчёркнуто по-османски - массивное здание с огромным куполом-полусферой, двумя ракетообразными минаретами, фонтаном для омовений перед входом и тяжёлыми хрустальными люстрами под потолком.

3.


4.


Имам Шамиль, Махач Дахадаев, Михал Иваныч Калинин… Османские формы посреди советской застройки… Лавки религиозных товаров, где рядом с чётками и тюбетейками стоят книги по истории Кавказской войны… Вы удивляетесь? Напрасно! Это же Дагестан, и такая мешанина - как раз его «почерк», его «визитная карточка».
5.


Каждую пятницу в Джума и на прилегающей площади собираются тысячи человек. На глаз, кажется, даже больше, чем в грозненской мечети «Сердце Чечни» или казанской «Кул-Шариф».
6.


Аварцы и даргинцы, кумыки и лакцы, чеченцы и лезгины; безбородые юноши и без пяти минут прадедушки, которых ведут под руки младшие родственники; бизнесмены в дорогих костюмах и спортсмены-борцухи в бейсболках а-ля олимпийская сборная, торговцы и водители маршруток - все, как и предписано канонами, возносят единую молитву. И все слушают проповедь, которая здесь неизменно звучит на русском.

Вы снова удивлены? Напрасно: это же Дагестан! Ислам закрепился здесь сильно раньше, чем в любом другом регионе России. И здесь же, на площади чуть больше Московской области, живёт больше 30 народов, каждый из которых кроме родного наречия знает язык единой страны. Так пошло с последних десятилетий Российской империи, укрепилось при Советском Союзе и остаётся неизменным в наши дни.
7.


Независимо от того, какую религию вы исповедуете и как вообще к ней относитесь, пятничный намаз в Махачкале обязательно нужно увидеть. Можно изучать народные ремёсла в аулах, купаться в море где-нибудь в Дербенте, ездить на альпинистские соревнования в Юждаге, оказаться гостем на горской свадьбе, неделями ездить автостопом от селения к селению… Но всё-таки без джума-намаза на Дахадаева картина о Дагестане будет неполной.

***

К этому действу мы с коллегой готовились заблаговременно. Скажу больше: чтобы приобщиться по максимуму, мы освободили побольше времени в день отъезда и потом бежали к поезду мелкой рысью. ))

На «экскурсии» нам составили компанию две студентки ДГПУ, девушки предельно светские. На площади перед мечетью они с опаской смотрят по сторонам: «Ой, мы же не при хиджабе. Нас не прогонят? Мы здесь в первый раз!» С этими словами они надевают прихваченные с собой платки и становятся похожи на тегеранских модниц: яркие приталенные плащи, джинсы в обтяжку и тонкие косынки, которые не в состоянии скрыть тяжёлые тёмные пряди.
8.


В магазине исламской одежды на подступах к Джума-мечети.

9.


Торговля у ворот мечети в пятницу.

Идём к охране: хорошо бы убедить этих ребят, что корпус Исламского университета напротив Джума - отличная точка для съёмки. Пусть знают, что наши кофры набиты не взрывчаткой, а тем, чем полагается у добропорядочных путешественников. Охранники в ответ на нашу просьбу долго мнутся и звонят начальству, выясняя что-то на аварском языке. В итоге разворачивают, обращаясь ко мне как к единственному мужчине в группе: эх, не можем... извини, брат, сейчас всё строго.

Зато в соседнем здании нас пускают. Как оказалось, тут квартирует религиозный благотворительный фонд. «А от вашего дела будет польза исламу?» - спрашивают, скорее, на всякий случай. Чуть поразмыслив, отвечаем: «Если само по себе такое познание приносит пользу, то да… Конечно, да».
10.


Здание под зелёным куполом - Исламский университет, под белым - благотворительный фонд.

Молодой сотрудник в джинсах и белой рубахе спокойно кивает: «Хороший ответ» - и, улыбаясь одними глазами, отводит на верхний этаж. Мы высовываемся из окон и начинаем самозабвенно снимать - кто на фотоаппарат, кто на видеокамеру, кто на планшеты.
11.


12.


13.


Меж тем время переваливает за одиннадцать. Наш благодетель говорит, что ему пора на молитву, и вся наша компания спускается вниз, к фонтану перед Джума. Верующих стекается всё больше, на площади становится тесно. Одни волонтёры расстилают под открытым небом циновки, на которых верующие будут преклонять колени...
14.


...другие, облачённые в оранжевые жилеты, занимают позиции у входа с ящиками для пожертвований.
15.


Как можно предположить, читая плакат у ворот на площадь, часть этих денег пойдёт на подсветку мечети - «такую же красивую, как свет истинной веры».  
16.


Ну а пока подсветка махачкалинской Джума недотягивает даже до уровня её соседки в Грозном:
17.


Женщин на коллективный намаз в Махачкале категорически не пускают. По шафиитскому мазхабу суннитского ислама, который распространён в Дагестане больше других, они молятся дома. В итоге я остаюсь на площади перед входом, а моя коллега и «тегеранские модницы» - за оградой мечети.

Звучит азан. Люди, выстроившись в несколько рядов, начинают совершать молитвенные движения.
18.


19.


20.


21.


22.


Тысячи человек привычно и слаженно произносят слова из Корана. Со стороны они воспринимаются как единое целое. Наверное, такой и должна быть идеальная умма с точки зрения Шамиля - единой, неделимой и слаженной в мире и на войне.
23.


Я делаю кадр за кадром, пытаясь нащупать знакомые воспоминания: где-то такое со мной уже было... Площадь Регистан в Самарканде? Не похоже. Всё-таки музей и храм - разные вещи... Пешавар, полностью вымирающий в час пятничной молитвы? Тоже не то: в Махачкале религиозность так не зашкаливает... Мусульманский квартал Иерусалима? Опять нет: очень уж сложен этот город и слишком напряжён...

Наконец память подсказывает Фатих, религиозный район в демонстративно светском Стамбуле. Сходство - поразительное: всё так же нетуристично и многолюдно. И так же строго, но при этом человечно. Стало быть, толпы опасаться нечего: пришёл с открытым сердцем - значит, молодец. Верующие люди знают: всё на свете не просто так. В том числе и пришелец с фотоаппаратом, не совершающий ракатов вместе со всеми, и его попутчица, которая наблюдает за «коллективным организмом» сквозь окошко видеокамеры.
«Улыбнитесь, это сунна!» - как бы подтверждая эти мысли, подмигивает магнитный смайлик на выходе с площади перед махачкалинской Джума...
24.


Другие записи из этой поездки:
Дагестан: вопрос другу.
Новруз в Дагестане: казённым языком отчёта.
Москва - Махачкала. Поезд, степь и граница.
Дагестан - Чечня: спиленная «республика».
Кизляр. Город и ножи.
Пятничный намаз в Махачкале.
Махачкала. Еврейские дворики.
Дорожные байки.
Будить весну в горной Лакии. Часть первая.
Будить весну в горной Лакии. Часть вторая.
Будить весну в горной Лакии. Часть третья.

Кавказ и Закавказье, Дагестан, Россия, Фоторассказы

Previous post Next post
Up