Очерки торговли России со Средней Азией. 3. Ход ташкентских и хивинских караванов

Jun 20, 2024 20:11

П. И. Небольсин. Очерки торговли России с Средней Азией // Записки Императорского Русского географического общества. Книжка X. 1855.
П. И. Небольсин. Очерки торговли России со странами Средней Азии, Хивой, Бухарой и Коканом (со стороны Оренбургской линии). - СПб., 1856.

1. Введение
   Афины Средней Азии
   Купцы, приказчики, товары
2. Следование караванов из Бухары в Россию и обратно
   Путь, подрядчики, верблюды
   Возчики и вожаки. Хивинская таможня
   Поездка к Макарью. Коканская таможня
   Частные случаи. Значение караван-баши
3. Ход ташкентских и хивинских караванов



Т. Г. Шевченко. Караван у гор Чиркала-Тау и Кок-Суйру [Мангышлак]. 1851

Ход ташкентских и хивинских караванов

Караваны из России в коканские владения, и преимущественно в торговый город Ташкент [Первый русский караван отправлен был в Ташкент в 1738 году, с последствиями не совсем удачными; первый ташкентский караван в Оренбург прибыл в 1738 году. Действия Троицкой таможни начались с 1752 года.], ходят более всего из Петропавловска, что на Сибирской линии; с Оренбургской же линии караваны в Ташкент идут только из Троицка, и то, сравнительно с Петропавловском, не с значительными партиями товаров.

                   Коканское владение по удобству, представляемому для торгового судоходства по Сырдарье, которая, по рассказам русских купцов и торгующих киргизов, глубока и свободна от бродов и мелей почти от Раима до самого Кокана, и еще выше до города Уша; по легкости сухопутного сообщения, ныне существующего между нашими линейными пунктами и промышленными городами этого владения; по краткости пути в Ташкент сравнительно с дорогой в Бухару (из Троицка поспевают в Ташкент восемью и даже десятью сутками скорее, чем в Бухару); по тесной торговой и промышленной зависимости Кокана от Бухары; по близкому соседству с Бадакшаном, с Кашкаром и с западными границами Китая; по зависимости, в которой правительство коканское может постоянно находиться от нашего правительства, - должно обращать на себя преимущественное внимание нашего торгующего сословия как страна, чрезвычайно удобная и выгодная для распространения оттуда русских произведений во все стороны, и к западу, и к востоку, и к югу, в Бухару, в Афганистан, в Тибет и в Китай.
Из Петропавловска в Ташкент караваны ходят три раза в год; из Ташкента в Петропавловск приходят ежегодно два каравана.
Первый
ташкент-
ский ка-
раванПервый караван уходит из Ташкента около 10 апреля. В Петропавловск приходит он в последних числах мая или в начале июня месяца. Караван этот содержит в себе груз товаров по большей части малоценных.
Второй
ташкент-
ский ка-
раванВторой ташкентский караван начинает отправляться оттуда с первых чисел мая месяца; к 20 числу этого месяца выходят последние его верблюды. В Петропавловск он успевает придти к первым числам июля. Товары этого каравана бывают лучшего, сравнительно с первым, качества.
Русские
караваныИз Петропавловска в Ташкент караваны отправляются в таком порядке:
Ирбит-
ский ка-
раванПервый, называемый ирбитским, потому что препровождает товар, купленный на Ирбитской ярмарке [На Ирбитской ярмарке купцы стараются распродать тот товар азиятского происхождения, который не имел сбыта на Нижегородской ярмарке. На Ирбитской ярмарке участвуют больше всего троицкие и петропавловские купцы.], выходит из Петропавловска весною, между 10 и 15 числами мая месяца. В Ташкент он приходит в первых числах июля и на дороге встречается с обоими ташкентскими караванами.
Августов-
ский ка-
раванВторой караван, по времени своего выхода именуемый августовским, выступает в путь в конце июля месяца, в продолжение целого августа и в первых числах сентября. Товары, с первыми верблюдами отправляемые, принадлежат обыкновенно азиятским мелочникам, за ними же следуют купцы капиталисты и русские торговцы. В Ташкент караван этот поспевает к 15-20 числам октября.
Макарь-
евский
караванТретий караван, с товарами, закупленными на Нижегородской ярмарке, уходит в половине ноября месяца, между 15 и 20 числами. Караван этот носит название макарьевского каравана. Время прихода в Ташкент зависит от обстоятельств; более или менее сильные морозы и испорченность дорог могут продлить ход каравана несколькими даже неделями. Так, например, в 1846 году караван из Петропавловска только до Акмолинского приказа шел 50 дней; в следующем году караван, вышедший из Петропавловска 1 декабря, пришел в Ташкент 15 апреля; караван 1849 г. вышел 15 ноября и в Ташкент вошел 28 января.
Троицкие
караваныИз Троицка в Ташкент караваны холят по два раза в год; из Ташкента отправляются в Троицк караваны один зимой и два или три в летние месяцы, с тем, чтобы, поспеть на Нижегородскую ярмарку. Первый караван из Троицка в Ташкент состоит из товаров, которые коканцы успели выменять у нас на месте, не отправляясь на Нижегородскую ярмарку, а с последним караваном отправляют товар, прибывший в Троицк с Нижегородской ярмарки.
Продолжи-
тельность
путиПуть между Троицком и Ташкентом совершается караванами в 30, в 35 и даже в 40 дней.
Провоз-
ные ценыПровозные цены, за провоз товаров на верблюдах между Троицком или Петропавловском и Ташкентом, а также и Коканом, обыкновенно бывают следующие:
Из Троицка в Ташкент киргизы берут 2¼ и 2½ золотых тилля с каждого верблюда [Тилля составляет, как выше видели, 4 руб. сер. Тяньга - 20 к. сер.].
Из Петропавловска в Ташкент плата производится:
В ирбитском караване 7 р. 142⁄7 коп. и 8 р. 571⁄7 к. сер.
В августовском караване 5 руб. 713⁄7 коп. и 7 руб. 142⁄7 коп. сер.
В макарьевском караване 11 руб. 426⁄7 коп. и 14 р. 284⁄7 коп., и до 17 р. 142⁄7 коп. сер. с каждого вьючного верблюда.
Причиной такого возвышения цен за верблюдов макарьевского каравана служит затруднительность зимних переходов, снега́ и морозы.
Из Ташкента в Петропавловск провозная цена бывает обыкновенно в первом караване по 2½ тилля за верблюда, во втором по два же с половиной, а при недостатке возчиков и по три тилля. В Троицк берут обыкновенно не дешевле 2 и не дороже 2½ тилля.
Из Азрета за доставку цитварного семени возчики берут в Троицк 2, а иногда и 2¼ тилля; в Петропавловск 2¼ и 2½ тилля - за вьючного верблюда.
Из Ташкента в Кокан или обратно берут за вьючную лошадь (на которую налагается груза 8 пудов) 15 тяньга́, за верблюда же только 10 или 12 тяньга́ (по причине каменистой дорога горами верблюды идут окольным путем, менее гористым).
Беспре-
пятствен-
ность сле-
дования
каравановКараваны между Ташкентом, Троицком и Петропавловском ходят беспрепятственно и без всякого опасения от набегов киргизов, как наших, так и заречных, и не подвергаются на дороге никаким со стороны коканцев поборам.
Караван-
ный путьКараванный путь из Троицка в Ташкент до реки Сыра есть тот же самый, который ведет из Троицка в Бухару.
У форта Джан-Курган караваны сворачивают в Азрет, и оттуда, переходя впадающие в Сырдарью, с правой стороны ее течения, реки, достигают чрез город Чимгент и западные склоны гор Кара-Тау, в Ташкент, весьма хорошею и удобною для проезда на колесных экипажах дорогою.
Летняя дорога из Петропавловска в Ташкент - большая, тележная и наезженная. Она идет Степью Сибирского ведомства, сначала до Акмолинского приказа, а оттуда, на половине дороги между Акмолинским и Актауским приказами, обращается к западу и идет по направлению реки Сары-Су; потом, через степь Бед-Пак-Дала, достигает реки Чуи, переходит границу Империи и вступает во владения Кокана, где и проходит сначала мимо укрепления Сузак, а из Сузака, чрез склоны гор Кара-Тау, достигает до Азрета, или Туркестана, откуда лежит прямой путь в Ташкент.
Зимняя дорога из Петропавловска в Ташкент непостоянна; она зависит от погоды и произвола вожака и потому довольно неизвестна. Вожак идет по прямому направлению в Азрет.
Ход ка-
раванов
между
Хивой и
РоссиейКараваны из Хивы идут в Россию двумя путями. Главная масса товаров направляется на Оренбург [После основания Оренбургской линии, первый караван послан был из Оренбурга в Хиву в 1753 году, в царствование императрицы Елисаветы Петровны, под начальством самарского купца Данилы Рукавкина; хивинцы же в первый раз в только что основанный Оренбург прибыли с караваном в 1738 году. С Мангышлака в Астрахань караваны ходили еще в XVII столетии,]; меньшая часть отпуска совершается чрез Мангышлак в Астрахань.
В Оренбург караваны отправляются обыкновенно два, но иногда и три раза в год, именно: первый караван выходит из Хивы в марте месяце, второй в апреле, третий в мае, редко в июне и еще реже в июле. В 1850 году даже в декабре месяце в Оренбург пришел караван из 400 верблюдов; полагают, что этот караван отделился от большого каравана, вышедшего из Хивы в начале весны и в продолжение целого лета оставался в западной части нашей степи. В Астрахань приходит только один небольшой караван, верблюдов в 400, 500 и 600; он выходит из Хивы весною, в апреле или в мае месяце.
Из Оренбурга в Хиву караваны ходят более всего в сентябре и в октябре месяцах, редко в ноябре; время отправки зависит от того, как купцы успеют разменяться товарами хивинского происхождения на русские. В 1850 году караваны в Хиву отправлялись три раза; первый караван вышел в июле месяце, с ним отправились хивинцы, пришедшие с небольшими запасами своих изделий и успевшие обменять их на оренбургском меновом дворе на русские товары, без всякой зависимости от хода дел на Нижегородской ярмарке. Второй караван вышел около 20 октября, третий - в начале ноября месяца; отправка товаров в этих двух последних караванах находилась в полной зависимости от Нижегородской ярмарки, где хивинцы и русские купцы, торгующие в Хиве, производят главную закупку нужных для Хивы товаров. В Хиву из Астрахани ежегодно выходит тоже один караван, по окончании дел на Нижегородской ярмарке. Из Астрахани везут туда преимущественно тяжелый товар, железо, чугун и прочее, а из Хивы в Астрахань более всего хлопчатую бумагу и пряжу.
Возчики-киргизы, сопровождающие караван между Оренбургом и Хивой, принадлежат к отделениям чурен, кабак, дюрт-кара и изредка телеу, племени чикли из рода алим, и частию киргизы отделения тама (тамынского рода) из семиродцев. Возчики эти по дороге не кочуют, и следуют с своими верблюдами, без семейств и без стад. Киргизы прилинейные, кочующие по Илеку и Уралу, тоже бывают возчиками, но они, от хивинских провозов и «неблагополучия» на верблюдов, совсем разорились и потому ненадежны. Из Хивы возчиками служат те же киргизы, которые пришли туда из России, а также и подвластные Хиве туркманы [Купцы замечают, что туркманы не более как года с три или с четыре начали наниматься в возчики.] с степей, прилегающих к левому берегу Аму; изредка каракалпаки с юго-западных прибрежий Аральского моря, и киргизы, известные под названием казакк-джай-дари, обитающие по берегам Амударьи от Кунграда вверх до Ходжейли.
Провоз-
ная
платаПровозная плата из Оренбурга в Хиву зависит от множества обстоятельств, в числе которых количество груза и большее или меньшее присутствие наличных возчиков возвышают или понижают провозную плату. Обыкновенно платят в дешевое время 7 руб. 15 коп. серебр. с верблюда; при пропорциональности возчиков с массою товаров - 8 и 9 руб. серебр.; а когда мало возчиков и трудно достать верблюдов - 10, 12 и 14 рублей серебром. В начале октября 1850 года вьючили за 11 руб. 426⁄7 коп., а в конце того же месяца нельзя было найдти верблюдов и за 14 руб. 284⁄7 коп. серебром. Сбродное общество киргизов, без посредства подрядчика верблюдов, а само собой, хотя и приняло на себя извоз товаров из Оренбурга в Хиву за 8 руб. 284⁄7 коп. сер., но на средине дороги оно отказалось идти далее, если провозная плата не будет возвышена.
Из Хивы в Оренбург провозная плата бывает в три, три с половиной и, в дорогое время, четыре тилля с верблюда.
Вьюк верблюда в хивинских караванах никогда не бывает менее 18 пудов чистого веса товаров. Таким образом, провоз одного пуда клади обходится в 50, 70 и до 80 коп. серебр.
Продол-
житель-
ность
ходаКараванный путь между Оренбургом и Хивой совершается в 45 и в 50, а иногда и в 55 дней. Бо́льшая или меньшая скорость зависит от посторонних обстоятельств, составляющих исключение из общего порядка вещей; так, например, в 1844 году караван шел 70 дней по случаю нестерпимых жаров и падежа верблюдов, пришедших в изнурение от тягости и пути и груза; в 1841 году один из русских купцов (С. М. Деев) совершил этот путь с караваном в 32 дня, а в 1840 году один из бывших в Хиве русских офицеров (корнет Аитов) прибыл с верблюдами налегке из Хивы в Оренбург в 26 дней [Скорой ездой, одвуконь, из Оренбурга в Хиву можно достигнуть в полторы недели. Так, наприм., 31 мая 1850 года прибыл из Хивы к Оренбург курьер с депешами от хана к бывшему посланцу Ходжеш-Мехрему, совершив этот путь в 9 суток; из Орской крепости в Аральское укрепление русские курьеры, киргизы, могут доехать в трое суток. Обыкновенная летучая почта ходит из Орской крепости в Аральское укрепление в 10 дней. В 1830 году в Оренбург хивинские караваны вошли десятью партиями, начиная с 30 апреля; последние партии прибыли 5 и 8 декабря; число всех вьючных верблюдов было 2.169. Партии эти были в дороге от 45 до 55 дней.].
Различие
хивинских
караванов
от бухар-
скихВсе те подробности, которые изложены в рассказе о следовании караванов между Бухарой и Россиею, как то: о перевозочных средствах, о водяном сплаве, о подрядчике возчиков, об охране караванов и прислуге при них, о вожаках, о спешной поездке чрез степи, о характере следования караванов, о порталах, о препятствиях и задержках в пути и о караван-башах, - имеют применение и здесь в полной мере, за исключением следующих обстоятельств.
1) На дороге между Россией и Хивой караваны не подвергаются со стороны хивинцев никаким поборам и транзитной пошлины здесь не существует [В журнале бывшего председателем Оренбургской Пограничной комиссии тайного советника Г. Ф. Генса, под 1 числом декабря месяца 1833 года находится следующая заметка: «Киргизы чиклинского рода рассказывают, что хивинцы, как и прежде известно было, построили крепостцу около Сырдарьи, но сверх того протянули к востоку линию воинских постов, которая соединяется с таковою же, протянутою коканцами к западу от их крепости Акмечети. Оба правительства согласились не пропускать караванов без пошлин».].
2) Караваны через Сырдарью ни от нас в Хиву, ни из Хивы к нам не ходят, несмотря на то, что путь по восточной стороне Аральского моря, как слышно, изобилует пастбищными местами, хорошими кормами и водою. Если лет десять тому назад один караван наш и прошел по этой дороге, то этот пример был единственный и предпринят вследствие исключительных обстоятельств.
3) Тот путь в Хиву, которым обыкновенно идут караваны, предпочитается, как говорят, потому, что на Усть-Урте глубоких снегов не бывает, следовательно, представляет менее затруднений и опасностей в сравнении с путем по восточному прибрежью Аральского моря,
и 4) Единственным средством перевозки товаров между Россией и Хивой могут в настоящее время служить только верблюды, потому что следование обоза на колесах через спуски и подъемы Усть-Урта по местным обстоятельствам решительно невозможно.
Первая
половина
караван-
ного путиКараваны из Хивы в Оренбург идут чрез города Ташаус и Куня-Ургянч. Далее, обойдя вдающийся в материк и иногда обсыхающий залив, или губу, Аральского моря, Акчеганак, взбираются у подъема Айбугыр на возвышенность Усть-Урта. По Усть-Урту пролегают три дороги, верхняя, средняя и нижняя; караваны идут по той, которую изберет вожак.
Средняя дорога по Усть-Урту пролегает чрез Бековичеву крепость и далее идет по колодцам Акбулак, Чи-Оба, где воды мало, Кос-Булак, где два колодца порядочные, и Буксе, с дурною водой.
Корма́ на Усть-Урте - изянь - трава, и для лошадей и для верблюдов пригодная; местами есть и ковыль, но его мало.
Лес на этой возвышенности местами саксаул, особенно на урочище Манжилкё (по-русски - тысяча лошадей), но более всего баялиш - кустарное деревцо, похожее на чилигу. Деревцо это кудряво, сухо, вышиной не более одного аршина, толщиною в палец. Торговцы наши замечают, что если в деревцо ударить ногой, оно переломится в самом корне. Оно чрезвычайно удобно для топлива, горит превосходно, жару дает очень много, а дыму почти нисколько.
На Усть-Урте обращают на себя внимание, по рассказам наших торговцев, следующие предметы:
a) Вообще все колодцы, вырытые на глубине нескольких сажен, иногда на двадцати и даже глубже. Колодцы эти имеют вид опрокинутой воронки; при широком основании, они к поверхности земли сужены и выложены внутри большими плитами камня, похожего на известный в Оренбурге гребенской камень (из горы Гребене́й близ Оренбурга, в меже Сакмарского городка Уральского казачьего войска).
b) Бековичева крепость, называемая хивинцами Давлет-Кырей, а киргизами - Курганчё. Она верстах в двух от моря. Теперь сохранилась только одна стена из кирпича и под ней колодец, а сверху остаток шихана - род башеньки, насыпь или кучка глины, сделанная, сколько можно судить, для дозора.
c) Родник Акбулак, в полутора верстах от моря. Акбулак есть четырехугольная яма, аршина в 1½ или в 2 квадратом. Из этой ямы струится вниз Усть-Урта - ничтожный ручеек, не доходящий даже и до моря. Акбулак глубиною не более полуаршина, но вода его неистощима. Торговцы наши замечают, что как бы ни было велико число верблюдов в караване, и сколько бы из колодца ни черпали, уровень воды в яме остается все один и тот же. В этой ямине вода кипит ключом местах в двадцати. В последние годы родник этот стал заваливаться.
d) Блёвль-Ата́, или Ауйльё, т. е. святыня, - два совершенно безводные колодца, и глубокие до такой степени, что если бросить на дно камень, то звук падения отдается не ранее как через минуту. Находящееся при колодцах строение, в виде дома, сооружено из огромных камней, белого и красного цвета, и разделено на несколько небольших покойчиков, каждый с особым сводом. Ныне многие из них уже обвалились. Над воротами или главным входом в дом перекладиною служит цельный камень, аршина в 3½ длины и четверти в три ширины и толщины; плита эта отлично хорошо вытесана. Русские приказчики, и в давние и в теперешние времена, расспрашивали киргизов о том, не сохранилось ли у них предания о неизвестных строителях этого здания и колодцев, свидетельствующих о работах, подобных египетским? и всегда получали в ответ, что все работы на Усть-Урте произведены ногаями, а название этого племени у киргизов, по свидетельству бывшего председателя Оренбургской Пограничной комиссии тайного советника Г. Ф. Генса, равносильно нашему названию чуди, т. е. неизвестному племени. (Киргизы, впрочем, оренбургских татар обыкновенно именуют ногаями.)
e) Гора Хан-Турткуль замечательна по отдельности и по резкой высоте своей на плоской возвышенности Усть-Урта; она видна с дороги, которою идут караваны, верст за пятнадцать.
Протяжение караванной дороги от Оренбурга до Хивы полагают от 1360 до 1365 верст.
Спуски
с Усть-
Урта Обратный путь из Оренбурга в Хиву идет по тому же направлению, о котором сказано уже выше. Но так как русские караваны идут к зиме, то спуск с Усть-Урта совершается у Айбугыра только в таком случае, если вода в заливе, или губе, Акчеганак еще не замерзла; если же тут образовался уже лед, то с Усть-Урта спускаются у урочища Тайле (или Тайлы́), севернее урочища Карагюмбет, против мыса Ургу-Мурун; иногда спуск с Чинка бывает между Тайле и Айбугыром, у Каскаджула. Спустившись с Усть-Урта, караваны идут по льду замерзшего бассейна в прямом направлении к Кунграду, а из Кунграда чрез Ходжемль (Ходжейли) и Ташаус достигают Хивы (Хыва́, Ховарезм).
Случается, что у Кунграда в это время от ровности и малой покатости степи делается разлив воды из-подо льда. Один из русских торговцев, застигнутый такими полыньями (шириной от 2 до 3 сажен), придумал устроить через них род моста таким образом, что каждую полынью покрыл большими ко́шмами, а сверх них наложил связки куги целыми грудами, толщиной аршина в два и больше, и, учредив такую переправу, свободно перевел караван через понятые водою места. Хивинцы, дивившиеся находчивости русского торговца, убедились в возможности отстранять перерыв сообщения, и в настоящее время чрез незамерзшее пространство наводят дощатые настилки, на ночь собираемые и к утру опять раскидываемые по полыньям.
Вторая
половина
караван-
ного путиЗа колодцем Буксе караваны, идущие к нам из Хивы, спускаются с Усть-Урта на речку Чеган, переходят ее вброд и, миновав речку и гору Четырли, направляются к реке Ембе (Джем); за Ембой путь лежит, чрез Кульденен-Темир и урочище Караганды, на реку Хобду, а с Хобды киргизы сворачивают или на притоки Илека, именно на Тайрбирге́н-Уткуль, или на Малую Хобду, и оттуда выходят прямо на речку Бердянку, в 18 верстах от Оренбурга.

(Продолжение следует)Того же автора:
https://rus-turk.livejournal.com/621640.html

история российской федерации, Ташкент, 1851-1875, история казахстана, Ирбит, .Хивинские владения, Троицк, Кунград/Конград/Железнодорожный, описания населенных мест, .Астраханская губерния, история узбекистана, Орск/Оренбург/Орская крепость, 1826-1850, Бековичева крепость, .Уральская область, Коканд/Кокант/Кокан, Туркестан/Азрет/Хазрет, базар/ярмарка/меновой двор, Оренбург/Чкалов, история кыргызстана (киргизии), каракалпаки, Петропавловск/Крепость Святого Петра, .Бухарские владения, .Кокандские владения, .Сырдарьинская область, .Пермская губерния, народное хозяйство, .Закаспийская область, 18-й век, туркмены, Нижний Новгород/Горький, .Акмолинская область, казахи, .Тургайская область, .Нижегородская губерния, Астрахань, древности/археология, .Мангышлак (полуостров), .Оренбургская губерния

Previous post Next post
Up