П. И. Небольсин. Астраханские каракалпаки

Jun 17, 2024 22:09

П. И. Небольсин. Очерки Волжского низовья // Журнал Министерства внутренних дел. 1852. Ч. 39.
П. И. Небольсин. Очерки Волжского низовья // Астраханские губернские ведомости. 1852. № 32.
П. И. Небольсин. Очерки Волжского низовья. - СПб.: Тип. Министерства внутренних дел, 1852.


Типы каракалпаков (Хивинское ханство). Г. Е. Кривцов, 1873

В Низовой стороне, на землях, примыкающих к городу Черному Яру, существует небольшое общество мухаммедан, именующих себя каракалпаками.

Кара-калпаки, слово в слово «черные колпаки», - может быть, потомки того народа, который в летописях наших называется «черными клобуками», - составляют в настоящее время племя, кочующее по высотам Устюрта, а также по юго-восточному и по юго-западному прибрежьям Аральского моря. Каракалпаки говорят тем же наречием тюркского языка, которым говорят наши киргизы западной части Степи Оренбургского ведомства и хивинцы. Лица их, как и у хивинцев, - правильных очертаний; кожа очень смуглая; наряд и образ жизни такой же, как и у киргизов, от которых в этом отношении они разнятся одними только шапками. Шапки эти у каракалпаков точно такие же, как и у хивинцев, - высокие, из горных мерлушек, цилиндрические, к верху несколько расширяющиеся, с черным, а иногда и с красным суконным выпуском.

Племя это имело когда-то собственных своих ханов; в прошлом столетии оно признало власть России, которая одна предоставила себе право назначать и утверждать избранных ими себе предводителей. Но с течением времени изменялись обстоятельства, и у каракалпаков ханов ныне не существует.

Все, что доселе говорили об этом племени, относится только к каракалпакам дальних степей, а не о тех, которых находим мы в Приволжье.

Здесь, в Приволжье, каракалпаки появились около 1817 года, а существование и пребывание их сделалось гласным всем с 1827 года, когда «некто, именующийся киргизцем по имени Мухаммед Бектемиров, от имени четырех семей, состоявших из шестидесяти одной души, просил о записании его в кундровские татары».

О происхождении этих каракалпаков мнения были разные, потому что объяснения самих каракалпаков разнствовали одно с другим. Одни называли себя выходцами из Бухарии: этому не верили потому, что в них не было ничего бухарского; другие именовали себя киргизами Каракалпакова рода: этому не верили потому, что между различными отраслями или родами киргизов нет ни одного, который бы усвоивал себе это название.

Есть еще два показания, по-видимому, весьма много между собою разногласящие, но в существе своем чрезвычайно как точно между собой сходствующие.

В одном из них некоторые каракалпаки говорили:

«Мы каракалпаки; жили мы в Бухарской степе, кочевали с карсаками, с китайскими, и стали сами карсаками каракалпацкого рода; потом пришли в Меньшую орду к Джангеру, в Нарын, платили ему закят, а теперь не хотим; мы не его ясырь; хотим просить землю, у Царя жить».

Это сведение, написанное со слов каракалпаков, как видно, коренным русским, и добытое нами из старых частных бумаг частного же человека, требует необходимого пояснения слов «Бухарская степь», «карсаки», «китайские», «Меньшая орда», «Нарын», «закят» и «ясырь».

Река Урал разделяет орошаемую им часть Оренбургского края надвое: правый берег, прилежащий к земле Уральского казачьего войска и именующийся «Самарскою стороною», и левый берег, составляющий окраину так называемой Киргизской степи и именующийся у уральцев «Бухарскою степью». Названия эти в Астрахани неизвестны, и потому очень понятно, что Бухарская степь превратилась в Бухарию.

Карса́ками в Низовой стороне называют киргизов, кайсаков, или, как киргизы сами себя называют, «каза́к». Слово карсак незнакомо в Оренбургском крае.

Китайские, то есть карсаки китайские, означает киргизов из рода кити бывшей Малой, или Зауральской орды; род кити, или кита, обыкновенно именуется китинским, редко китайским, и то по незнанию.

Меньшая орда здесь неправильно названа так, вместо « Внутренняя орда», которою управлял последний жалованный ее хан Джангер; иногда эта же самая Внутренняя орда, кочующая по сю сторону Урала ближе к Ахтубе, называется, тоже неправильно, «Среднею ордою», потому что она находится середь степи между Волгой и Уралом и отовсюду окружена русскими.

Нарын - есть именно то, что на некоторых картах новейшего времени называется Рын-пески и что доселе в народе и в старину всегда в официальных документах называлось «пески Нарын, или Нарым»: здесь была главная летняя ставка хана Джангера; потом, в 1826 году, хан Джангер выстроил здесь первую избу, а потом и несколько домов; место это сделалось постоянною его ставкою, летнею и зимнею. Татары называли ее Хан-Кала́ и Джанге́р-Кала́, русские - Ханскою Ставкой. Примеру Джангера последовали другие; здесь начали строиться русские торговцы, армяне, татары, уральские казаки, даже сами киргизы, и ставка превратилась в маленький городок: ныне это поселеньице называется «селение Ставка» или «селение Ханская Ставка».

Закя́т - есть посемейная подать с имущества, деньгами или скотом, которою покойный Джангер облагал вверенный его управлению народ.

Ясырь имеет значение, близкое к значению раба, пленника, побежденного или купленного человека к его владетелю.

Сообразив, после таких объяснений, подлинный смысл приведенного выше показания, мы найдем, что оно совершенно равносильно следующему переделанному на русский лад рассказу других каракалпаков:

«Предки наши были каракалпаки. В очень давнее время деды наши, всего два семейства, отделились от своих сородичей и пристали к киргизам, именно к китинскому их роду. Поколение наших предков разрослось и от постоянного сожительства с киргизами - окиргизилось. Но войти в состав китинцев, сродниться с ними кровными узами мы не успели; а так как мы долгое время с ними кочевали, то и сами сделались киргизами каракалпацкого отродья, или каракалпацкого рода. Когда в тысяча осьмисотом году Царь дал милость киргизам и, допустив их за Урал к Ахтубе, образовал новую, Внутреннюю орду, по имени данного ей тогда в ханы султана Букея названною Букеевскою, то и мы, отродье каракалпаков, пришли тоже в Нарын-пески. Но Букей и сын его Джангер поступили с нами как с ясырями и брали большой закят; от этого, а еще больше от падежей скота, мы обеднели; притом еще и Джангер, раздав хорошую землю своим близким приятелям да султанам, нам отвел самые тощие кочевки. Соседи наши были кундровские татары, около их были наши зимовки; мы видели, как им хорошо жить: русские их не обижали и поступали ровно; татары живут без нужды и в довольстве. Мы подумали, потолковали промеж себя и решили бросить Джангера и просить себе Царской земли для кочевья: будем платить подати, нести службу и жить как все русские подданные».

Некоторые не верят этому объяснению, полагая, что наши каракалпаки сплели эту историю для сокрытия того, что они были беглые татары, и что между киргизами никогда не могло образоваться рода каракалпацкого. Но в опровержение этого последнего возражения, так как против первого по голословности его и возражать нечего, мы укажем только на то, что султаны, а после ханы Букей и Джангер и их предки, по рассказам, принимали к себе всех, кто укрывался к ним по каким бы то ни было причинам, и что на это ясно указывают:

1. Отрасль ямгурчи рода берч - напоминая юртовских татар;

2. Отрасль кулак-урус рода адаи,
- напоминая русских, урус;

3. Отрасль ульджа-урус рода байбакты

4. Отрасль истек, или иштяк, рода кити - напоминая северных башкирцев;

5. Отрасль казанкулак рода ногай - напоминая казанских татар;

6. Отрасль абдал рода таз - напоминая туркменов;

Наконец, целый род ногай - напоминая собою разные ногайские отрасли Низовой стороны.

Когда о намерениях каракалпаков заявлено было местным татарским обществам, то кундровские татары отказались принять их к себе, по неведению их нравственных достоинств.

В 1850 году едисанские и джембулуковские ногайцы, кочующие в близости предгорий Кавказа, согласились было принять каракалпаков к себе на кочевки; но каракалпаки отозвались, что теперь им кочевать нельзя, потому что нет ни лошадей, ни баранов; а так как по сим уважениям им осталось только приняться за земледелие, то они и начали ходатайствовать об обращении их в крестьянское сословие.

В 1847 году каракалпаков считалось, по точным сведениям, 67 душ мужеского и 66 душ женского пола; засеяно у них было полей хлебом 116½ десятин, да под бакчами 25½ десятин.

В 1851 году каракалпаки кочевали и на калмыцких землях около Черного Яра, и на землях кундровских татар, из небольшой платы за право кочевать на чужой земле; некоторые жили по деревням и нанимали поля под разные посевы.

Поземельной дачи у каракалпаков нет; податей они не платят и повинностей не отбывают никаких.

По наружному виду их нельзя ничем отличить от казанских татар, с давних времен поселившихся очень немногими деревнями в Низовой стороне, начиная от Сарепты, пониже которой есть село Чапурники, где целая половина населения состоит из казанских татар, и до самых Мочагов, где ими заселено селение Зинзили.

Так как казанские татары никаких особенностей не представляют, а новых сторон в образе их быта нам подметить не удалось, то и распространяться о них, так же, как и длить рассказ о каракалпаках, мы не имеем основания.

Еще об астраханских каракалпаках:
Оренбургская почта (Библиотека для чтения, 1858)

Того же автора: https://rus-turk.livejournal.com/621640.html

О Черном Яре, Ханской Ставке и других населенных пунктах Астраханской губернии:
https://rus-turk.livejournal.com/670595.html

история российской федерации, 1851-1875, журнал министерства внутренних дел, история казахстана, татары, Ханская Ставка/Рын-Пески/Урда/Хан Ордасы, описания населенных мест, 18-й век, .Астраханская губерния, история узбекистана, астраханские губернские ведомости, казахи, 1826-1850, русские, ногайцы/карагаши/кундровцы/юртовцы, казачество, под властью Белого царя, армяне, .Уральская область, национальный костюм, 1801-1825, .Киргизская степь, каракалпаки, небольсин павел иванович

Previous post Next post
Up