По Хорасану (1874). Караван-сарай Зафрание

Jun 15, 2024 10:58

П. И. Огородников. Страна солнца. - СПб., 1881.

Другие отрывки:
Мешхед
  • 1. Въезд в город. У эмира
  • 2. Главный базар. Караван-сарай Узбек. Слухи из Мерва
  • 3. У Нэпира
  • 4. Священный квартал
  • 5. У эмира и Нэпира. Русский пленник в Мерве. Невольничий рынок Мешхеда
  • 6. Мертвые кварталы. Ковровая фабрика. Бирюза
  • 7. По городу. В садах
  • 8. Вспышка базарной толпы. У эмира. Склад туркменских голов
  • 9. Письмо от русского пленника в Мерве. Перед отъездом


Караван-сарай Зафрание (کاروانسرای زعفرانیه) близ г. Себзевар. Возведен при Каджарах из кирпичей караван-сарая сефевидского периода. https://neshan.org/


Вот потянулись куда-то вдаль «канауты» [Бугры колодцев подземных водопроводов.], а в 7 часов, когда солнышко уже несколько разгорелось, зазеленели посевы, хлопок и, спустя минут пять, вправо закраснелся караван-сарайчик «Серпуш» (Серпушеде) с проточною водой, где весело играла масса рыбок, наполовину мельче снятка. Далее, на час расстояния отсюда, при дороге - восемь свежих могилок, вблизи которых белелись кости мулов; в отдалении сереются два укрепленных жилья «Саудил-абад», каждое с четырьмя башенками по углам. В таких глиняных «кале» (маленьких крепостцах), проживает по несколько семей райетов, обстраивавшихся так уже не от туркмен, а от своих же хищников, еще в недавнее время хозяйничавших тут.

В начале 9 часа опять показались «канауты». Вот при дороге кирпичный водоем, прямо - краснеется караван-сарай Зафрани. Местность по сю сторону Сябзавара более оживлена, чем по ту: жилье и вода чаще, и проезжие, все маленькими партиями, встречаются чаще.

В 10 час., палимые зноем, мы въехали в новый, кирпичный караван-сарай Зафрани (Зеаферуй), отстоящий от Сябзавара, по уверению одних - на 5 фарсангов, других - на 8 фарс., а по моему расчету - на 42 версты. Напротив торчит недавний притон разбойников - руины старого караван-сарая (имевшего более 1.000 комнат), постройку которого относят к VI веку Геджры, и - судя по тому, что в одном месте между остатками куфических надписей в нем упоминаются имена четырех первых халифов, - строителем его был суннит. Кое-где заметны и следы города - как говорят, еще во времена джагатайского хищника Тимура - обширного, со множеством мечетей, и затем неведомо когда исчезнувшего с лица земли.

Караван-сарай Зафрани напоминает по типу, пожалуй, и размерам, Мезинанский. По сторонам единственного проезда расположено по открытой, на него и во внутренний двор, комнатке, в одной из коих расположились мы, у другой, пустовавшей - седой продавец лаваша сосредоточенно сучил нитку, а его юный товарищ, продававший дыни, арбузы и корни степных растений для топлива, почтительно озирал «русского гекима», вслушиваясь в болтовню червадара с каким-то богомольцем, усердно помогавшим ему разложить костер в низкой нише, заменяющей камин, нарубить сахар, принести воды, сварить чай для меня, конечно, не забывая и себя, между тем как десятка с два проезжих, все почти богомольцев, отдыхали по «отагам».

- Хак! Хак! - резко прокричал интересный дервиш, быстро выходя из караван-сарая, взглянув на меня с оттенком тревоги; говорю - интересный, ибо выразительно умное, красивое лицо, утонченные приемы и белоснежная длинная рубаха изобличали в нем, конечно, не для «ирани», удачно замаскированного француза, странствующего, вероятно, с ученою целью.

- Хозяйн! Хозяйн! - окликнул меня, по уходе его, тоже странствующий, но уже туземный артист иной масти, лет под тридцать, с пошлым, развратным лицом и с большою обезьяной на плечах; рядом стоял жиденький, паршивенький осмилетний мальчишка с барабаном в руках.

- Хозяйн! Хозяйн! - продолжал фамильярно кричать первый после знаков приветствия, выражая желание позабавить меня… И обезьяна заплясала под однообразно резкие выкрикивания его, сопровождаемые мерными ударами в барабан; затем, вскочив на голову червадара - принялась искать насекомых в ней, казня пойманных с гримасами, вызывавшими в толпе взрывы хохота; наконец, обежав комнату, негодная… полила пол, со страхом поглядывая на меня, и я разорился на банапат, лишь бы увели ее.

Спустя несколько минут, двое «знатных» мешхеди приятельски зазвали артистов (но уже без блудливой обезьяны) к себе наверх (в мезонин), в обширную, спереди открытую комнату, в боковую дверь которой выглянула было какая-то женщина, вероятно, жена одного из этих господ, но, завидев стекшихся на предстоящее «тамаша» гостей, все - мешхеди, немедленно скрылась.

Старший артист начал декламировать, энергично жестикулируя, и, постепенно возвышая голос, перешел в монотонное завыванье, разливавшее по лицам слушателей «сладость наслаждения». Но вот он зачастил - зачастил, и паршивенький мальчишка пустился в пляс…. с такими циническими телодвижениями, каким позавидовала б даже славная девица Гандон, не то что наши «купецкие» канканеры! Одобрительные улыбки и вызывающие жесты благочестивых мешхеди приводили танцора в экстаз… и он, судорожно кривляясь, с пронзительными взвизгами публично совершил акт онанизма! Мешхеди, а с ними и дама, уже с минуту высовывавшаяся из-за дверей, казалось - упивались с затаенным дыханием омерзительным зрелищем, доказывающим всю несостоятельность формальной религии и вытекающее из нее качество нравственности!

С минуту еще длилось исступленное кривлянье жиденького тельца под резкие гортанные звуки певца; затем сцена опустела, и «знатный» мешхеди заперся с женой.

____________

После скудного обеда, состоявшего из пары сваренных мною яиц и чашки бульона, я бы уснул, если б не торчавшая перед глазами толпа непрошенных гостей, с паршами на головах и чем-нибудь да больных, заискивающе поглядывавших на меня в чаянии медицинской помощи…

Жара спала, и пока червадар копотливо кормил, поил и вьючил лошадей, эти беспомощные, забыв о своих недугах, мирно любовались моими вещами, удивлялись револьверам, степенно беседуя между собою, причем поминутно слышалось слово «беле» (да, это так) произносимое кстати и некстати.




Фрагмент карты Персидского Хорасана, составленной П. И. Огородниковым. (Полная карта - по ссылке)

Того же автора:
https://rus-turk.livejournal.com/621640.html

народные увеселения, непотребство, персы, архитектурные памятники, европейцы, Зафрание [караван-сарай], история ирана, медицина/санитария/здоровье, 1851-1875, дервиши/ишаны/суфизм, огородников павел иванович, .Иран, древности/археология, баранта/аламан/разбой, описания населенных мест

Previous post Next post
Up