Гитара - справочка

Dec 27, 2016 22:40

Поскольку автор сайта GUITARRA ANTIQUA - Рустем Ахунов (он же Rustik68, он же رﺳتم پاشا ) передал архив сайта данному жж-сообществу и право на публикацию его материалов rar-archive, понемногу будем их здесь выкладывать. Хотя значительная часть статей сайта были в недоработанном виде. Кроме того, «внутренние» ссылки пока не все действующие, но по мере выкладывания статей, перекрестные ссылки будут восстанавливаться.

навигатор guitarra-antiqua > историч.раздел Rustik68 ©1998

GUITARRA ANTIQUA
краткие сведения


Guitarra звучит - её громкие звуки
По двóру разносит. От скуки
Вас музыки страстной призывы спасут,
Всéлят надежду и радость дадут…
Исторья сего инструмента прекрасна
А участь нéдругов её лишь ужасна!
Ведь Мудрый Альфонсо её был поклонник
Монархов тьма-тьмущая, и Испаньи законник -

Кровавый Филипп и Пятый Карлуша
Звук виуэлы любили послушать.
А Карл даже пел, но если придворный,

Похалим-лизоблюда, доброхот притворный,
Ноту не ту брал, «давал петуха», -
Быстро такого он гнал со Двора…
А Глинку Мигеля в далёкой Гранаде
Пленила guitarra flamenca, к награде
Её присудил он «Ночкой в Мадриде»
И «Арагонскою Хотой» в Мериде
Так Мурсиано, через Мигеля
Испанью прославил, и НЕ на неделю.

И дале исторья сего инструмента
Шагала под звуки «Дивертисмента»
Сора Фернандо. Ведь сей гитарист

Славу инстрУмента поднял ввысь.
Тарреги Франсиска, живое искусство,
Пленило испанцев, но слишком узко.
И только Сеговии гений могучий
Поднял ГИТАРУ сию - выше кручи.

Чик&oacut; Андресито, пекинья Мимита
Славу ГИТАРЫ блюли. Знаменитый
Брауэр Лео и Джон Брим именитый

Искусство гитары являя свету
Множили войско её Адептов
На непревзойдённую высоту поднимали

Сей инструмент. Репертуар составляли…
Всего и не счесть, -
Всё выше и выше, Гитары Честь!
(Пусть и коряво, но доходчиво)

Хотя родословная гитары, как утверждают её исследователи, начинается с Востока, а название инструмента выводят от греческого kithara, родиной современной классической гитары, несомненно, следует считать Испанию. Именно здесь лютня, а затем виуэла дали основу для рождения нового инструмента, ставшего истинно народным по популярности. Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, её иконография становятся более точными.




Миниатюра из рукописи "Кантиги Святой Марии"

На миниатюрах украшающих рукопись "Кантиги Святой Марии", автором которой считается король Кастилии Альфонс X Мудрый (1230-1284), встречаются изображения гитары. Выделяются два вида инструментов; об их особенностях и применении можно судить по другому источнику - "Книге Благой любви" Хуана Руиса. Это гитара мавританская и гитара латинская.

Мавританская гитара (guitarra sarracenica), овальной формы, её нижняя дека выпукла, широкий корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Металлические струны прикреплены к основанию корпуса с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, проходят через подставку и наматываются на колки, вставленные в объёмистую колковую коробку. Играют на ней как при помощи плектра, так и с помощью пальцев - в XIII веке смычок выходит из употребления.  

Гитара латинская и мавританская
(одна из многочисленных миниатюр
к рукописи "Кантиги Святой Марии") С этого времени начинают формироваться два различных приёма звукоизвлечения - с помощью защипывания струны или посредством трения о струну, в дальнейшем, обособляясь, каждый из них превращается в самостоятельный способ игры на инструменте. В практике же виуэлы, напротив, остаётся допустимым использование смешанных приёмов.

Латинская гитара, более сложная по форме (овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу) имеет плоскую нижнюю деку. Звук из жильных струн извлекается плектром или пальцами (по мнению Э.Шарнассе, преимущественно пальцами). Благодаря особенностям своей конструкции и звучания, латинская гитара оказывается более близкой предшественницей современной классической гитары. Некоторые элементы конструкции, по-видимому, уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в "талии"; резонаторное отверстие, расположенное посередине: шейка с грифом, снабжённым порожками. Форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, ещё не устоялись. Точно так же дело обстоит и с постановкой инструмента и способом игры - использование пальцев и плектра зависит от вкуса исполнителя.



иллюстрация к сборнику "Романсеро"


  
Висенте Эспинель  Гитара того времени, несмотря на восторженное описание Элен Шарнассе, была инструментом аккомпанирующим, имеющим первоначально четыре двойных струны (четыре хора). По свидетельству одной из традиционных легенд, в XVI веке Висенте Эспинель добавляет гитаре пятую струну, именно такой инструмент становится известен в Европе как испанская гитара. Но это всё ещё инструмент с аккордовой техникой - на двойных струнах сложно вести мелодию. В Испании этого времени, среди музыкантов профессионалов, фаворитом щипковых инструментов была виуэла.

В литературе, посвященной испанской музыке эпохи Возрождения, виуэлу часто называют предшественницей гитары и даже отождествляют оба эти инструмента. Это неверно. Гитара - инструмент иного, нежели виуэла, происхождения, отличающийся от нее не только внешней формой (большее количество двойных струн, размер) и сферой бытования (виуэла считалась аристократическим, придворным инструментом, гитара же была распространена в народных кругах), но главное - техникой игры: виуэла была сольным мелодическим инструментом, гитара - инструментом исключительно гармоническим и аккомпанирующим, ей была присуща аккордовая техника. Лишь много позже, уже в конце XVII века, когда у виуэлы убрали 7-ю, а к гитаре, напротив, прибавили 6-ю двойную струну, виуэла и гитара стали идентичными инструментами, с уже утвердившимся названием
  

  guitarra antigua
"испанская гитара". Однако только в XVIII веке, когда у гитары заменили двойные струны одинарными и сделали её не только гармоническим, но и мелодическим инструментом, она приняла тот окончательный вид, который сохранился до наших дней. На протяжении же XVI и XVII веков инструментом испанских композиторов-профессионалов была почти исключительно виуэла.

Конструкция гитар эпохи барокко как правило поддерживалась несколькими поперечными пружинами, розетка порою была очень изящной. Но в то время ещё не существовало стандартов, и размеры инструмента определялись по усмотрению мастера. Различия в диапазоне, т.е. длине открытых струн, иногда были значительными.

В конце XVIII века появляются существенные новшества, которые знаменуют важный этап в постепенном формировании современной конструкции. Прежде всего, трансформируется внешний вид инструмента. Изменения касаются пропорций, акцентируется изгиб корпуса; богатство декора уступает большей строгости в отделке. В Испании мастера музыкальных инструментов обнаруживают полезные акустические свойства веерно расположенных пружин. В отдельных случаях их количество достигает семи.

Несмотря на то, что гитара к этому времени распространилась по всему миру, основные события в её истории произошли в Европе.



Гитара в форме лиры
/мастер Дженнаро. Неаполь 1806./
  Гитара того времени преимущественно была всё ещё инструментом с пятью рядами струн. В связи с тем, что исполнителям сложно было подобрать струны для средних рядов, которые хорошо бы звучали в унисон, некоторые гитаристы начали прибегать к упрощенной настройке - отказываясь от двойных струн. Употребление одинарных струн значительно обедняло низкий регистр гитары. Теперь вместо семи звуков в аккорде (у гитар с двойными струнами - две басовые настраивались в октаву) извлекались только пять. Возможно, для того чтобы сделать звучание инструмента более полноценным, некоторые мастера вскоре начинают добавлять шестую струну. Поиски мастеров в оптимизации конструкции гитары приводили, порой, к весьма курьёзным результатам - появились самые причудливые инструменты, но большинство их стало тупиковыми ветвями эволюции гитары. В 1773 году ван Хекке сделал двенадцатиструнную гитару, которую он назвал «бисзекс» (дважды шесть). Аббат Морлане в 1788 году в Париже изобрёл семиструнную гитару. Обер де Труа в 1789 году сконструировал гитару с двумя грифами и двумя специальными аккордами струн. Венский мастер Штауфер создал восьмиструнную гитару. В лондонском Музее Виктории и Альберта хранится гитара, на которой натянуто 32 струны (мастер дон Рафаэль Вальехо, 1789). Однако ни один из этих инструментов не смог превзойти шестиструнную гитару, поскольку каждый эксперимент порождал больше неудобств, чем преимуществ.



  мачо-гитаристПостепенно формировался репертуар гитары. Ближе ко второй половине столетия, именуемого «Веком просвещения», появляются многочисленные новые методики обучения игре на гитаре, школы игры. В первой половине XIX столетия Дионисио Агуадо ввёл в широкую практику использование ногтевого способа звукоизвлечения. Его друг и соотечественник Фернандо Сор расширил технические возможности гитары благодаря широкому применению приема барре и других нововведений.

Огромный вклад в развитие гитары сделал испанский гитарист Франсиско Таррега (1852-1909). Основные положения методики преподавания Тарреги изложены в труде его ученика Эмилио Пухоля - «Рациональный метод игры на гитаре». Главную ступень эволюции строения инструмента знаменует конструкция гитары мастера Антонио Торреса. Он вырабатывает новые нормы конструкции инструмента, и закрепляет некоторые ранее применяемые находки мастеров:

- увеличение объёма инструмента, который делается более широким и глубоким;

- установление мензуры (вибрирующей части струны) - 65 см.;

- трансформация грифа, который становится более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки; гриф продолжается вплоть до резонаторного отверстия;

- возврат к креплению струн с помощью завязывания узелков.

- установление оптимального количества (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения.

Но истинный успех гитара обрела в XX веке благодаря мастерству Андреса Сеговии.

image Click to view


J.S. Bach, Chaconne (Violin Partita No. 2 BWV 1004) - Andrés Segovia

image Click to view


Andrés Segovia plays J S Bach
Sarabande, Gavotte en Rondeau

image Click to view


Segovia Plays Danza in G (Granados)

image Click to view


Segovia Plays Fandanguillo (Torroba)



Гитара конструкции Антонио Торреса

Интересная сетевая информация о маэстро Антонио де Торресе была здесь (на данный момент в сети нет). С гитарой эпохи барокко можно подробнее познакомиться на сайте гитариста Владимира Каминика http://baroqueguitar.narod.ru, тем кто сам хочет играть на старинных инструментах им же рекомендован питерский мастер аутентичных инструментов Михаил Федченко.

Самые последние материалы по исследованию мавританской гитары А.Г.Бурханова вышли в печати, но можно скачать в сети - формат pdf.
Напоминаю, что более подробно история гитары и её родственников - виуэлы и лютни, на десяти страницах, находится здесь (правда, эти материалы пока полностью не готовы). Желающих обсуждать историю музыкальных инструментов и подобные темы приглашаю на форум средневековой музыки, рамки которого не ограничиваются строго медиевистикой (изучением средневековья). Спасибо за внимание.



ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Отюгова Т., Галембо А., Гурков И., Рождение музыкальных инструментов. Л., Музыка 1986.
Шарнассе Э. Шестиструнная гитара. М., Музыка 1991.
Булучевский Ю., Фомин В., Старинная музыка./словарь-справочник/. Л., Музыка 1974.
Рецензия П.Пичугина к грампластинке фирмы "Мелодия" "Испанские виуэлисты XVI века"
Газарян С. Рассказы о гитаре. М., Детская литература 1987.
Приведённая мною ссылка на отрывок из обрывка «Книги благой любви» Хуана Руиса, имеет место быть благодаря Ленинградскому отделению издательства Наука, которое опубликовало в 1991 году перевод этого шедевра мировой литературы на русский язык в серии «Литературные памятники».







видео, саундтрек, история инструментов, персоналии

Previous post Next post
Up