ПЕРСОНАЛИИ - Андрес Сеговия

Jan 03, 2017 19:01


навигатор guitarra-antiqua > персоналии Rustik68 ©1998
Напоминаем, авторство статей на Античной гитаре принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица, rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.



АНДРЕС СЕГОВИЯ (1893 - 1988г.)

XX век принёс гитаре столь значительные, поистине революционные изменения, что стал веком второго её рождения. Этим гитара обязана Андресу Сеговии. Испания словно веками собирала силы, чтобы создать артиста такого масштаба. Андрес Сеговия - художник рождённый эпохой Ренасимьенто - национального возрождения, охватившего все сферы общественно-политической и культурной жизни Испании конца XIX - начала XX века.



Вице-президент Мондел приветствует 
 А. Сеговию в восточном зале Белого дома. …Сегодня трудно себе представить, что в начале его (А. Сеговии) карьеры двери концертных залов Испании были закрыты для гитары…

Концерт Сеговии в огромном концертном зале Барселоны Палау в 1916 году был первым шагом на пути изменения её (гитары) судьбы, началом преодоления взглядов на гитару, как на инструмент ограниченных возможностей.

Но для утверждения гитары в качестве концертного инструмента ей не хватало того, чем обладали, например, фортепиано или скрипка, - высокохудожественного репертуара. Историческая заслуга Андреса Сеговии и состоит, прежде всего, в создании такого репертуара…




  
Афиша одного из кон-
цертов Сеговии в СССР.  Сегодня нас не удивляют сольные концерты гитаристов в Крупнейших залах Мадрида и Барселоны, Москвы и Нью-Йорка, Лондона и Парижа, Буэнос-Айреса и Токио. Сеговия первым выступил в этих залах, преодолев веками сложившееся мнение о гитаре как о маловыразительном инструменте. Под его чудодейственными пальцами гитара стала равной среди солирующих инструментов - фортепиано, скрипки, виолончели.

С именем Андреса Сеговии связано начало возрождения гитары и в нашей стране. Четыре приезда великого испанца в СССР - это не только триумфальный успех его концертов. Это развитие традиционных музыкальных связей между Испанией и нашей страной, связей, у истоков которых стоял великий Глинка. В свой последний приезд в СССР в 1936 году Сеговия концертировал во многих городах…

На вопрос: «Когда Вы начали играть на гитаре?» - Сеговия ответил: «До того, как я родился». В этом ответе, помимо свойственного артисту остроумия, заключён глубокий смысл.

Гитара - символ Испании. В ней - её история, её душа. Гитаре народ доверяет «высказать» самые свои заветные чувства:

Тебе от сердца полноты 
Отвечу песенкою старой: 
«Пусть скажет за меня гитара». 
 (Перевод Т.Л. Щепкиной-Куперник)

Так Лопе де Вега в пьесе «Учитель танцев» устами Альдемаро, а с ним и вся Испания выразили своё отношение к любимому инструменту. Андрес Сеговия не мог бы родится вне Испании, ведь именно сдесь родилась гитара, владение которой для испанца также естественно, как и дыхание… Понять Сеговию, проникнуть в это подлинно национальное явление невозможно, не прикоснувшись к его истокам - многовековой культуре, к традициям народного музицирования Андалузии - южной области Испании. Здесь Андрес Сеговия родился, здесь прошли его детские и юношеские годы.


  Монумент А.Сеговии в Линаресе  Где и когда родился Андрес Сеговия? На этот вопрос различные источники отвечают по-разному. Энциклопедия испанской культуры утверждает, что «Андрес Сеговия родился в Хаэне 18 февраля 1894 года». Эти же данные приводят немецкая и итальянская энциклопедии. Однако, согласно данным «Музыкального лексикона» Римана, Андрес Сеговия родился 17 февраля 1893 года в Линаресе. Те же даты приводит и американский «Биографический словарь музыкантов» Бейкера, но место рождения не уточняет: «близ Хаэна». Б.Вольман - автор книги «Гитара и гитаристы» утверждает, что «Андрес Торрес Сеговия родился 18 февраля 1894 года в Линаресе (Испания)», сопровождая эти данные следующим пояснением: «Из числа противоречивых сведений о времени и месте рождения Сеговии, приводимых в справочных и иных изданиях, указанные данные, по-видимому, наиболее достоверны». Сам Андрес Сеговия, со свойственным ему чувством юмора, заметил однажды, что исследователи вряд ли будут сражаться ради установления точной даты его рождения. «Правда заключается в том, - говорит Андрес Сеговия, - что я родился 21 февраля 1893 года».


  Мемориальная доска в Линаресе  Андалузия. Город Линарес. Улица Хосе Антонио. Дом, в котором родился Сеговия, не сохранился. На его месте построено большое четырёхэтажное здание. На прикреплённой к нему мраморной доске читаем: «В этом доме 21 февраля 1893 года родился гениальный гитарист Андрес Сеговия Торрес, выдающийся сын города Линарес, 1968».

Через несколько недель после рождения Андресито его семья переехала в город Хаэн, знаменитый оливковыми рощами и свирепыми ветрами, способными заставлять колокола местного собора отзываться мелодичным звоном. Возможно, что эти ветры и были причиной сильной простуды новорождённого Андресито, которая, судя по всему, должна была закончится трагически. Опасаясь, что ребёнок останется некрещёным, родители отнесли его в церковь. Но у Андресито оказалось достаточно сил, чтобы выплюнуть морскую соль, положенную ему в рот священником. Это было хорошим предзнаменованием: он выжил.

Доминго Прату - автору известного «Словаря гитаристов», изданного в Буэнос-Айресе в 1934 году, - удалось разыскать акт крещения Андреса Сеговии, состоявшегося в Хаэне в церкви св. Педро 24 марта 1893 года. Этот акт - единственный документ, из которого мы узнаем имена родителей Андреса: отец Бонифасио Сеговия-и-Монторо, уроженец Линареса, и мать Роза Торрес Крус, уроженка Мáлаги. Имя Андресу было дано в честь его деда по отцовской линии.

Доминго Прат отмечает, что в этом документе фамилия отца Сеговии приводится не с буквой «в», а с буквой «б»: Сегобия (Segobia).
 

Андресито

Возвращаясь к далёким годам детства, Андрес Сеговия в «Автобиографии» с грустью вспоминает тот день, когда родители оставили его на попечение бездетных дяди Эдуардо и тёти Марии. Для того чтобы успокоить горько плачущего ребёнка, дядя взял его ручонку в свою и стал отбивать ритм песенки с такими словами:

Чтобы играть на гитаре,
Нужна сильна рука и настойчивость.

«Эта песенка, - писал Андрес Сеговия, - произвела на меня такое впечатление, что даже сегодня, вспоминая о ней, я испытываю тёплое чувство. Это первое музыкальное зерно, брошенное в мою душу».

Дядя Эдуардо не мог, конечно, и предположить, какой волшебной рукой и какой огромной настойчивостью будет обладать его племянник!

* * *

«Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в этом океане. Мой остров - гитара», - писал впоследствии Сеговия в своем автобиографическом очерке «Гитара и я».

image Click to view


A.Segovia. Filmato trasmesso dalla RAI, forse negli anni '60.

Интересным фактом становления Сеговии как музыканта-художника является то, что он всецело занимался самообразованием. Он самостоятельно изучал историю, литературу, искусство, постигал тайны гитарного мастерства.

По его словам, он был одновременно и учителем, и учеником. Но Сеговия-учитель был безжалостен и непримирим, а Сеговия-ученик усерден и прилежен.

В возрасте 14-ти лет, уже обладая внушительной музыкальной и технической подготовкой, Сеговия дал свой первый концерт в Гранаде. Затем последовали концерты в Кордове, Севилье и Мадриде. Годом позже он дал 15 концертов в Барселоне, последний из них - в Каталонском дворце музыки. Затем начались беспрерывные концерты и гастрольные поездки. В течение ряда лет Сеговия гастролирует по Испании, затем, после окончания первой мировой войны - в Южной и Центральной Америке.

В 1924 году состоялся его дебют в Париже. Блестящее мастерство Сеговии получило единодушное признание парижской критики, и с ним были заключены контракты на выступления во всех столицах Европы.

В 1926-27 годах Сеговия посетил СССР, в 1928 году играл в Нью-Йорке, затем объездил с концертами все страны Дальнего Востока.

По поводу его гастролей в СССР нарком просвещения А. В. Луначарский писал: «Когда говорят о концерте на гитаре, то сейчас же представляется, что дело идет о каких-нибудь фокусах чисто внешнего характера. Гитара - инструмент очаровательный, но, по общему признанию, бедный ресурсами и скорее всего аккомпаниаторский. Однако было бы заблуждением применять эти критерии к Сеговии... Трудно представить себе такое полное преодоление границ инструмента - и притом не путем искусственного форсирования его, а путем необычайного умения извлечь из него все таящиеся в нем до сих пор неизвестные возможности - в соединении с замечательным артистическим вкусом и высокой музыкальностью» /* Луначарский А. В. Сеговия (К предстоящему концерту). Рабочий и театр, 1926, № 10./.

В рецензии на концерт Сеговии выдающийся советский композитор и ученый Б. В. Асафьев писал: «...Сеговия - прежде всего серьезный и строгий музыкант. Его исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве дурного тона. Слушать его - своеобразное наслаждение: благородство звука, ритм, интенсивнейшая сдержанность исполнения, исключительная четкость и чистота интонаций (флажолеты просто изумляют!), безупречность вкуса, утонченное, не показное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков - вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство это так опошлилось. Сеговия ни на один момент не упускает из виду пластики формы: он красиво и последовательно подчеркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает ее хрупким, как утонченная резьба, орнаментом. А за всеми этими качествами виртуоза пламенится глубокое чувство, согревающее звук (золотистый, сочный и нежный...) и жизненно его ритмующее» /** «Красная газета» (веч. выпуск), 1926, № 66 (1070)/.

Сеговия достиг огромной высоты художественного мастерства в овладении инструментом. Его безупречный музыкальный вкус и исполнительский талант дают ему право делать транскрипции сложнейших музыкальных произведений и создавать новый гитарный репертуар.

Пожалуй, выпущенная в 1930-х гг. Советская грампластинка с записью игры А.Сеговии, выпущенная наркоматом тяжелой промышленности - первая отечественная пластинка воспроизводящая солирующую концертную гитару.



Прослушать дорожку исполнения куранты И.С.Баха



Прослушать дорожку исполнения сонатины Торробы

image Click to view


Segovia - Bach Prelude from Cello Sonata No.1 BWV 1007

image Click to view


"Capricho Arabe" played by Segovia
recorded May 1973 at Estudios audiofilm, Madrid

image Click to view


J.S. Bach, Chaconne (Violin Partita No. 2 BWV 1004) - Andrés Segovia .

image Click to view


Segovia Plays Sonata (Scarlatti)

Его одаренность вдохновила многих композиторов к сочинению пьес для гитары. Мануэль Понсе, Эйтор Вилла-Лобос, Александр Тансман, Марио Кастельнуово-Тедеско, Хоакин Турина, Федерико Морено-Торроба; Хоакин Родриго - вот неполный перечень имен композиторов, создавших новые ценные произведения для гитары Сеговии.

А. Сеговия провозглашен почетным президентом Общества классической гитары в Нью-Йорке; университет испанского города Сантьяго-де-Компостелло присудил ему степень доктора философии и литературы; государственным университетом во Флóриде ему присуждена степень доктора музыки.

Сегодня, после более чем семидесятилетнего пребывания на концертной эстраде, Сеговия по-прежнему неутомим в своей концертной деятельности и полон сил и энергии. Он побывал в 70-ти странах мира, и везде ему сопутствовал успех, никогда не оставлявший его, начиная с первого концерта в Гранаде, отмечал М.Вайсборд в своей монографии о маэстро Андресе Сеговии.

На одном из концертов Сеговию назвали великим патриархом гитары, и это в полной мере соответствовало действительности!

Фотогалерея МАЭСТРО











































Искусство МАЭСТРО:

Allemanda (перел. пьесы для лютни И.С. Баха) mp3

Sonata (Д. Скарлатти, транскр. Дж. Вильямса) mp3

Torija (из цикла «Замки Испании» Ф. М-Торроба) mp3
 Гранада… Альгамбра… Сеговия!   

Выше приведены выдержки текста из книг Мирона Вайсборда «Андрес Сеговия» и «Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века», кроме того использованы материалы вступительной статьи Евгения Дмитиевича Ларичева к нотной серии «Из репертуара А.Сеговии». Пока, из-за нехватки времени, ограничиваюсь только этим. Биографические сведения об этом выдающемся гитаристе можно почерпнуть на сайтах: www.abc-guitars.com и www.guitar-life.narod.ru



А. Сеговия и М.Вайсборд (1986 год)
P.S.
Хочу выразить благодарность Мирону Абрамовичу Вайсборду за его книги посвящённые музыкантам Испании. В те далёкие, теперь уже легендарные, времена культура и история Испании освещалась крайне скудно, и в подавляющем большинстве освещала события связанные с ком.партией Испании и той помощи которую ей оказывала КПСС. Когда же речь шла о Г.Лорке - его представляли пламенным коммунистом, точнее горячо сочувствовавшим той идеологии, а при анализе его творчества показывалось как всё оно было проникнуто этой передовой идеей. Небольшие брошюрки Мирона Вайсборда, выпущенные издательством «Музыка», с названиями «Гарсия Лорка - музыкант» или «Андрес Сеговия» - были лучом света в мрачном царстве идеологического мракобесия. А монография этого музыковеда-испаниста - «Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века» - порадовала гитаристов нашей страны и стала для них существенным подспорьем.

И сейчас идеологического мракобесия хватает, но акценты смещены в иную сторону.

P.S.
В некоторых случаях в статье сохранена орфография источников, например Андалузия.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Вайсборд М. Андрес Сеговия. Музыка. М.,1981. Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века. Советский композитор. М.,1989. Вступительная статья Е. Ларичева к нотному сборнику «Из репертуара Андреса Сеговии», вып.1. Музыка. М.,1982.


 

ИСТОЧНИКИ WEB-a:russian-records.com





видео, саундтрек, калча, персоналии

Previous post Next post
Up