навигатор guitarra-antiqua
Rustik68 ©1998 Когда появились первые грамзаписи гитарной музыки, их распространяли на граммафонных пластинках. Даже когда появилась цифровая запись, и мастер-запись музыки производились на цифровой магнитофон, тиражировались эти записи по-прежнему на грампластинках, ну и ещё на магнитных кассетах. Лазерные компакт-диски (CD) появились позже, когда технологии позволили наладить массовый выпуск полупроводниковых ОКГ (
ПКГ).
Первые граммафонные записи, где звучала
гитара были вокальными произведениями с гитарным аккомпанементом.
Благодаря информации итальянского камрада Marko Bazzotti, узнали про итальянского гитариста Антонио Амичи (псевд. «Тото»), который аккомпанировал известным российским певцам, в т.ч. Ф.И.Шаляпину.
По сведениям Marko Bazzotti русский гитарист С.А.Сорокин (1895-1973) два года обучался у Амичи, в т.ч. и нотной грамоте. С Амичи был знаком и гитарист П.С.Агафошин (1874-1950), автор школы для классической гитары. Воможно, столь малая известность Антонио Амичи в нашей стране обусловлена тем, что он был в хорошей дружбе с поэтом
Габриеле Д’Аннунцио. А последний в свою очередь состоял в дружественных отношениях с Бенито Муссолини и регулярной переписке с ним. Кроме того, он был автором футуристического манифеста провозглашавшего весьма радикальные идеи. Впрочем, апостол советской поэзии В.Маяковский также был футуристом. Однако, в послевоенные годы в СССР была издана книга Д’Аннунцио «Доминик». В моей библиотеке она имеется. Также часть футуристического манифеста Д’Аннунцио публиковалась в советском сборнике «Называть вещи своими именами» то ли издательства «Прогресс», то ли «Политиздат» (продал эту книгу).
Наиболее ранний лейбл пластинки с записью Антонио Амичи в интернете найден за 1908 год. Это записи «цыганских» романсов О. де Бове «Я не скажу тебе»: тенор - Александр Михайлович Давыдов (Левенсон), акк. А. Амичи (гитара).
прослушать звуковую дорожкуКонечно, это не самая ранняя отечественная пластинка с записью гитары. Но все же это не концертная солирующая
гитара.
В остальных случаях прослушиваем дрожки аьбомов на страницах исполнителей к которым ведут гиперссылки с их имен.
Записи концертной гитары в СССР появились только к 1930-м годам, во многом благодаря приезду в нашу страну гитариста с мировым именем -
Андреса Сеговии, последний раз посетивший нашу страну в 1936 г. Тогда комиссариатом тяжпрома (НКТП), к которому относилось и производство грампластинок, была выпущена пластинка с записью его игры, на одной из сторон которой звучала Чакона из 2-й h-mollьной партиты для скрипки соло, в переложении для гитары сделанным самим маэстро.
Приезд в Союз признанных мэтров гитары порой побуждал выпускать отечественные пластинки с записью их игры. Так случилось с выпуском пластинки, где звучала гитара
Марии-Луизы Анидо. Эта первая леди гитары приезжала с концертной программой в СССР в 1956 г.
Самым популярным советским гитаристом в послевоенный период, пожалуй, был
А.М.Иванов-Крамской.
Его гитара часто звучала в музыкальных радио и телепередачах. Многократно издавались и его виниловые альбомы, разумеется до начала 1970-х гг. это были монофонические записи. В моей коллекции три сольных альбома А.М.Иванова-Крамского. Но выходили грамзаписи не только его сольного исполнения, но дуэтов, в т.ч. с вокалом, оркестровые сочинения с гитарной партией.
В сети удалось обнаружить пару его старых пластинок 1950-х годов.
Та, у которой представлены оба лейбла, вышла в период 1956-58 гг, вторая от которой найден лишь конверт - в1958 г.
Содержание «второго» альбома: на первой стороне обработки народных песен (указаны англоязычные версии «In The Garden»; «Oh, Mother»; «At The Gate»), И.С.Бах - куранта в транскр. Сеговии, Малатс «Испанская серенада», вариации В.Высоцкого на тему русск.песни «Spinning Wheel». На другой стороне альбома - М.Джулиани концерт для гитары с оркестром.
Обнаружен также его альбом 1964 года выпуска, с записью квинтета Л.Боккерини и квартета Н.Паганини
Более распространены и неоднократно переиздавались вот эти виниловые альбомы А.М.Иванова-Крамского
Этот известен выпусками в 1972, 1976, 1980, 1984 гг
Этот альбом 1976, 1977, 1978 гг.
А этот его альбом не удалось атрибутировать по времени издания
Продолжались переиздания Сеговии и Анидо, выходили пластинки с записями современных отечественных гитаристов таких как
Л.Андронов,
Е.Ларичев,
В.Широков,
Н.Комолятов. Стали выпускать пластинки с записями и других зарубежных гитаристов, таких как призннные мэтры гитары
Н.Йепеса,
Э.Битетти и ещё не очень известных отечественным любителям гитары исполнителей гитарной музыки.
Анидо, 1965 г.
Тогда же в 1965г. вышла пластинка с записью другого отечественного гитариста - Евгения Ларичева
Лев Андронов, 1966
Вроде эта пластинка с записью концерта Б.Асафьева для гитары с оркестром одна из первых у Льва Андронова.
Наиболее известен альбом Льва Андронова выпуски которого издавались как минимум в 1979, 1985, 1989 гг.
В середине 1960-х гг. улучшились отношения между СССР и Японией, в 1966 г. обе страны подписали пятилетнее торговое соглашение и соглашение о прямом воздушном сообщении. В 1970-х годах экономическое сотрудничество быстро развивалось, несмотря на частые политические разногласия. Улучшались в этот период и культурные связи. Взаимные гастроли, советско-японские фильмы с участием артистов обеих стран: «Маленький беглец» (1966), Дерсу Узала (1975). Выходили и пластинки с записью японских музыкантов, гитариста Ивао Судзуки в т.ч.
Ивао Судзуки (1970)
1970 г., но судя по содержанию на обложке конверта, б.м. это миньон?
Это точно полный альбом И.Судзуки выпуенный в 1970 г.
Грампластинка 1970 г. с другими версиями оформления обложки конверта
Переиздание альбома И.Судзуки, 1979 г.
В 1970-х гг. начали выходить пластинки Вячеслава Широкова
Аргентинского гитариста Эрнесто Битетти (выпуски 1976-1983 гг)
Нарсисо Йепеса
Евгения Ларичева
Выходил и не совсем однозначный для восприятия альбом, где звучала гитара
Хосе Луиса Родриго, но альбом назывался «Лусеро Тена. Музыка для кастатаньет». Звук гитары а этой пластинке пробивался из-под громкого стрекота кастаньет, которыми отбивала ритм известная танцовщица
фламенко - Лусеро Тена.
В 1980-х гг выходят альбомы ранее упомянутого Николая Комолятова
Костаса Кочолиса
Одного из лучших отечественных гитаристов Александра Фраучи
Не в сольном составе испанского гитариста Альберто Понче (б.м. речь об A.Ponce 1935 г.р.?)
И нескольких отечественных гитаристов, некоторые из альбомов которых попались в продаже.
Вышел двойной альбом А.Сеговии
Даже guitarra-flamenca в исполнении Педро Солера
Издавна в России культивировалась семиструнная гитара, один из лучших исполнителей Борис Окунев. Его гитара звучала в сборниках. Мне попался и его сольный виниловый диск (превью выложу попозже).
В послевоенный советский, точнее уже на исходе «брежневской» эпохи появились грампластинки, где звучала
лютня и примерно в тоже время
виуэла. Исполнителями были первые отечественные аутентисты. Это были композитор и лютнист Шандор Калош
блистательный Шандор Каллош
Отечественные лютнисты
А.Суетин, А.Мухин,
А.Грамши.
А.Суетин:
А.Мухин:
Виуэла в исполнении
Хорхе Фресно стала доступна в 1980-х гг.
Много выпусков выдержал сборник лютневой музыки, на котором на самом деле звучать произведения
В.Ф.Вавилова им же исполняемые.
В сети найдены превью этого альбома 1978, 1980, 1984, 1986 гг. выпуска.
ИСТОЧНИКИ WEB-a:
russian-records.comdiscogsИнформация от Marko Bazzotti - итальянского пен-френда Рустема Ахунова
Также благодаря наводке
rbvekpros наш
rustem_akhunov почерпнул полезную информацию, которая была использована на этой страничке