навигатор guitarra-antiqua >
историч.раздел Rustik68 ©1998 Напоминаем, авторство статей на Античной гитаре принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица,
rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.
Лютня - краткая информация.
Забыто Нойзидлеров лютни звучанье,
Голландия помянута лишь в примечанье.
В Гретбритан погода плохая…
- понятно:
То Доуленд Джонни наплакал нам знатно!
Хунгарию солнечную, вин дивных край,
Греф Бакфарк восславил, и Длугорай,
Сын Польши, искусной игрою пленял.
За то не один король им воздал…
Но славу они несли не гитаре -
Коль в руки луту брали - были в ударе.
Во Франции проблемы, в Италии тоже,
А дон Кихоте строит нам рожи …
Навуходоносор III
Israhel van Meckenem.
Лютнист и арфистка (1490)
Лютня (Laud, Laute, Lute… etc.) - струнный щипковый инструмент, широко распространённый в Европе в XV - XVII вв. Иконография инструмента этого периода подтверждает то, что лютня самый распространённый и излюбленный инструмент во многих западноевропейских странах. На ней играют при королевских, княжеских и герцогских дворах, звучит она и в домашнем быту горожан, и на открытом воздухе. Для неё пишут специальные, новые произведения, но значительно чаще перекладывают и обрабатывают всё, что нравится слушателям: популярные песни и танцы, даже духовную музыку крупнейших мастеров. Среди исполнителей на лютне - бесчисленное количество любителей и множество прославленных виртуозов (они же обычно и композиторы), есть даже
портрет английской королевы Елизаветы с лутой. Лютню любят в Италии, Германии, Франции, Англии, Польше, и лишь в Испании конкуренцию ей составляет
виуэла, а позднее, кроме Испании, ещё и во Франции -
гитара.
Происхождение лютни относят к глубокой древности. Подобные ей инструменты были известны за 2000 лет до н.э. Ими пользовались египтяне, персы, греки, римляне. И всё же из многочисленных разновидностей этих инструментов на формирование лютни, как инструмента определённой конструкции, наибольшее влияние оказал арабский
уд. В VIII в., во время нашествия мавров, лютня, или по-испански лауд (от арабского аль-уд), приживается в Испании, вскоре она становится популярной в большинстве европейских стран.
Наиболее типичные признаки конструкции лютни - овальный, выпуклый корпус (в виде продольно разрезанной груши), а также короткая и широкая шейка, резко отогнутая назад. Лютня XVI века имела 5 - 7 парных струн и одну одинарную. Позднее число струн у лютни увеличилось (до 2-х десятков и более). Первоначальные названия струн лютни были очень выразительны: bordon, tenor, mezzana (средняя), sottana (подголосок), canto (пение). Настройка была разнообразной, но чаще всего каждая струна звучала на кварту или квинту выше (или ниже) соседней.
Click to view
Ophira Zakai - Renaissance Lute
В XVI веке наиболее распространённой была шестиструнная лютня со строем A D G H E' A'. Играли на лютне преимущественно пальцами, иногда при помощи плектра. Запись лютневых произведений производилась в основном при помощи табулатур, которые
имели ряд вариантов и различались как итальянская, испанская, старонемецкая и старофранцузская. На протяжении XVI века выдвинулись блистательные творческие фигуры композиторов-лютнистов. Крупнейшими из них явились:
Франческо Канова да Милано и
Винченцо Галилей в Италии,
Ханс и Мельхиор Нойзидлеры в Германии,
Джон Дауленд в Англии, венгр по происхождению
Валентин Грефф Бакфарк,
Войцех Длугорай и Якуб Рейс в Польше. Во Франции наиболее крупные композиторы-лютнисты появились уже в XVII веке.
Click to view
Nigel North plays Weiss - Sarabande from Partita in G minor
Хотя лютню нередко использовали как сольный инструмент, всё же главным образом она служила для аккомпанемента. Вместе с тем её включали и в состав различных инструментальных ансамблей. В XVI - XVII веках получили распространение басовые разновидности лютни - теорба и китарроне.
В наши дни в связи с изучением старинной музыки возродился интерес и к лютне.
Click to view
Lute Music From Gottweig Manuscript
Благодарю за внимание. Желающих обсуждать подобные темы приглашаю на
форум средневековой музыки, рамки которого не ограничиваются строго медиевистикой (изучением средневековья).
А на сайте Владимира Каминика
http://baroqueguitar.narod.ru есть адрес питерского мастера аутентичных инструментов
Посмотрите ещё сайт мадридского мастера:
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Розеншильд К. "История зарубежной музыки" вып.1. М., Музыка 1978.
Ливанова Т. "История западноевропейской музыки" до 1789 года. М., Музыка 1983. Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка" (словарь-справочник). Л., Музыка 1974
ИСТОЧНИКИ WEB-a:
Гравюра Израэля ван Мэхенема с изображением лютниста и арфисткочки коварно покрадена на сайте
Web Gallery of ArtМиниатюра с изображением исполнителя на аль-уде любезно скомунизжена мною с сайта
The Oud