навигатор guitarra-antiqua >
персоналии Rustik68 ©1998Напоминаем, авторство статей на Античной гитаре принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица,
rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения. Эта статья также она из ранних, выложенных на сайте прежней античной гитары.
Франческо да Милано /Francesco da Milano/ (родился в 1497г. - ум. в 1543г.) - итальянский лютнист-виртуоз и композитор.
Европейское средневековье почти не знало профессионального инструментализма: духовное всевластие церкви подавляло его. С наступление Ренессанса ситуация изменилась.
Лютня стала излюбленным инструментом домашнего музицирования. Появились многочисленые лютневые пьесы гомофонного склада - интрады, прелюдии, гальярды, и аранжировки любимых фроттольных, мадригальных мелодий, канцонетт. Возникла и тематически самостоятельная, оригинальная лютневая литература, крупнейшим представителем которой был знаменитый ломбардский виртуоз-лютнист Франческо да Милано, который был прозван современниками "Божественным". В 1510-35 гг. он служил придворным лютнистом в Мантуе и Флоренции, где пользовался высоким авторитетом и популярностью. Франческо да Милано - автор многчисленных пьес для лютни - интрад, прелюдий, гальярд и т.д., объединённых в три сборника (изданы в 1536-47гг.). О популярности Франческо да Милано, говорит тот факт, что за пределами Италии, между 1536 и 1603 годами, его произведения, переписанные от руки, встречаются во Франции, Германии, Испании, Нидерландах.
Невероятно трудная задача, - отмечает Гонсало Андрес Молано,- точно восстановить все факты жизни и творчества Франческо Кановы да Милано (1497-1543), “ лютниста-композитора раннего Чинквеченто (итал. сinquecento, букв. пятьсот - прим. ) вызывающим наибольшее восхищение, … он первый национальный итальянский композитор, завоевавший международную славу во времена Ренессанса. ” [Arthur J. Ness, ed., The Lute Music of Francesco Canova da Milano (1493-1543) (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1970), 1]. Полагают, что посмертная слава Франкеско, значительно, превзошла его прижизненную.
Только малая часть произведений Франкеско были изданы в течение его жизни, в то время как намного большее количество публикаций появилось в печати после его смерти.
Обозначая вехи жизненного пути Франческо Канова да Милано, Гонсало Андрес Молано пишет, что этот музыкант был рожден в Milanese пригороде Monza 18 августа 1497. В Рим он попадает в 1519 г., в качестве музыканта Римского папы Льва X, здесь он оставался до 1530, работая сначала для Римского папы Адриана VI, затем Клемента VII. Потом Франческо переезжает в северную Италию и работает там как органист в Кафедрального собора Милана. К 1535 году, он возвращается в Рим, где в качестве как лютниста и альтиста поступает на службу к Кардиналу Ипполито де Медичи (Ippolito de’Medici) и как преподаватель Оттавио Фарнезе (Ottavio Farnese), внука Римского папы Павла III. Характеризуя экстраординарные способности Франческо как композитора, исполнителя и импровизатора, современники называли его как Il Divino (Божественный). Лукас Гуаричо (Lucas Guarico), астролог Римского папы Павла III, написал, что Франческо был “наиболее выдающимся музыкантом… превосходящим Орфея и Аполлона в игре на Лире и любом другом инструменте вообще.” [ Tractus astrologicus (Venice, 1552), fol. 83v-80 [recte: 79v-80], quoted in Léon Dorez, La cour du Pape Paul III, I (Paris, 1932), 230-231].
Точная дата смерти Франческо до сих пор подвергается сомнению. В эссе «Некоторые возможные идентификации Франческо Канова де Милано (1497-1543)» видный академик Х. Колин Слим (H. Colin Slim) принимает дату кончины Франческо как «2 января 1543 года» [ H. Colin Slim, Painting Music in the Sixteenth Century: Essays in Iconography (Brookfield: Ashgate Variorum, 2002), 6 ] . Однако, в предисловии к сборнику Лютневой Музыки Франческо Кановы да Милано (1497-1543), отредактированном Артуром Дж. Нессом (Arthur J. Ness), кончина Франческо датируется уже 15 апреля 1543г. [ Ness, The Lute Music, 3]. В любом случае, известно, что после смерти Франческо, его отец установил надгробную плиту в церкви Santa Maria della Scala, в Милане.
«Intabolatura di Liuto de diversi…» (Venice: Marcolini, 1536)Существует несколько изображений, где предположительно представлен портрет Франческо. Ни одно из них не подписано, и при этом не содержится точного имя Франческо да Милано. Согласно ученым типа Колина Слима, анонимная копия семнадцатого столетия с полотна 16-ого века, хранящаяся в миланской пинакотеке Амброзиана, с большой долей вероятности может считаться портретом Франческо, т.к. на полотне рядом с портретом бородатого мужчины имеется подпись: Francesco del Liuto (верхний портрет). Другим его наиболее вероятным изображением может считаться гравюра по дереву отпечатанная на титульном листе книги табулатур Франческо, изданной ещё при его жизни - «Intabolatura de liuto de diversi…di M. Francesco da Milano, stampata nuovamente…» Venice: Marcolini, 1536 (рис. справа). Эти предположительные портреты Франческо да Милано представляют его как бородатого, зрелого человека 35-40 лет, носящего небольшую шапочку, вполне традиционную для тех мест и того времени.
Сохранилось более сорока печатных табулатур с записью музыки Франческо, которые были напечатаны в Италии, Франции, Германии, Испании, Швейцарии и Среднешотландской низменности между 1536 и 1603 гг., и почти 25 рукописных, что несомненно больше чем у любого другого композитора лютневой музыки того времени. [ Ness, The Lute Music, 1.]. Эти источники найдены в различных формах (способах) записи табулатур. Серьёзной проблемой воссоздания музыки Франческо да Милано, это анализ и вычленение из записей посторонних включений (замен), которые, могли появиться в процессе переписывания рукописей очередным переписчиком. В статье «Репутация Франческо да Милано…» (The Reputation of Francesco da Milano (1497-1543) and the Ricercars in the Cavalcanti Lute Book) Виктор Коельо замечает:
Лютневая музыка, больше чем любая другая музыка Ренессанса, была подвержена весьма существенным вариациям текста, значительная часть произведений такого рода у композиторов подобных Франческо или
Дж.Доуленду, не имеют твёрдой версии или уртекста вообще. Это особенно верно для 16 и 17 столетий, когда печатная традиция лютневой музыки не была хорошо развита, поэтому очередное письменное воспроизводство музыки Франческо да Милано сильно зависело от переписчика, ведь зачастую это были студенты, с их личными предпочтениями. Вследствие, качество копии часто страдало из-за недобросовестности или неважнецких навыков переписчика. [Coelho, “The Reputation,” 52.]
Однако, среди известных в наших пределах сочинений Франческо да Милано, есть достаточно популярная Канцона, которая стилистически заметно выделяется в общем ряду пьес этого итальянского композитора. Меня всегда смущал сей факт, - ну как-то не очень вписывалась сия пьеса в музыкальную эстетику 16 века. И вот, в 2003 году обнаруживаю в майл-боксе сайта письмо от Романа Туровского (
http://pressioni.com/swv), где он утверждает, что эта знаменитейшая КАНЦОНА имеет совершенно другого автора, а именно: написал и впервые сам её исполнил
В.Ф.Вавилов (обратите внимание на фамилию!). Где он вычитал эту информацию, Роман припомнить не мог, но главным аргументом в пользу его утверждения, было то, что стилистически КАНЦОНА не укладывается в эстетические рамки лютневой музыки первой половины XVI в. - Аргумент достаточно серьёзный. То же, в письме Романа, касалось и небезызвестного РИЧЕРКАРА
Н. Нигрино. Так что, после очередного летнего отпуска отсканирую пьесы действительно принадлежащие Милано, а пока наслаждайтесь самой популярною, приписываемой ему, «Канцоной» В.Ф.Вавилова. Ещё присовокупляю немного нот с других сайтов, чтобы вам не было скучно, а когда-нибудь в XXV веке ещё и хранящиеся дома ноты переложений Франческо отсканирую.
Кое-что из творческого наследия Франческо до Милано (в жж-версии доступны не все файлы):
Композиция
НОТЫ
ТАБЫ
АУДИО
Примечания
image
Adobe
guitar Pro
midi
mp3
Acrobat
Kanzona
25Kb Канцона и танецисп. автор
В.Вавилов (лютня)
Фантазия 4
48Kb Фантазия 5
22Kb Фантазия 6
71Kb Фантазия 20
53Kb Ричеркар 10
rar15Kb _
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Булучевский Б., Фомин В. Старинная музыка (словарь-справочник). Л., Музыка 1974.
Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., Музыка 1983.
Розеншильд К. История зарубежной музыки до середины XVIII в. М., Музыка 1978.
ИСТОЧНИКИ WEB-a:
Лютня барокко. Романа Туровского.
http://www.guitarramagazine.com Использована статья Гонсало Андреса Молано «An Introduction to the Life and Music Francesco Canova da Milano». Вообще, материалы этого ресурса использованы во многих статьях, но в отношении его восстановливаю справедливость только недавно, хотя общая ссылка в рубрике Источники выложена изначально.
trevisobazar.com Аудио источники:CD. Лютневая музыка XVI-XVII веков. Петербургская студия грамзаписи, 1995.
www.vihuela.ru
Регистрация никнеймов