навигатор guitarra-antiqua >
персоналии Rustik68 ©1998Напоминаем, авторство статей на «Античной гитаре» принадлежит не мне, а Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица,
rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.
Николай Комолятов родился в городе Саранске* в 1942 году. Начав в пятнадцать лет самостоятельно играть на семиструнной гитаре, Комолятов через два года обратился к шестиструнной
гитаре, а в следующем году поступил в училище при Московской государственной консерватории в класс заслуженного артиста РСФСР
А. М. Иванова-Крамского. Закончив в 1968 году училище, он поступил в Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского и в том же году, выдержав конкурс, стал солистом Московской государственной областной филармонии. К моменту окончания консерватории в 1973 году Н. Комолятов был уже признанным мастером.
Это очень серьезный музыкант, и к его бесспорным достоинствам нужно, в первую очередь, отнести глубину, строгость, академизм в высоком смысле. С какой бы программой ни выступал Н. Комолятов, соло или в аккомпанементе, любой аудитории он импонирует стильной интеллигентной манерой и безупречным чувством инструмента. Гитара - инструмент чрезвычайно деликатный. Немногим музыкантам удается избежать скованности и форсированного звучания, но никогда этот упрек не мог быть брошен Н. Комолятову.
Пресса многократно отмечала тембровое богатство его инструмента и виртуозную технику, разнообразную нюансировку, певучую выразительность, ясность замысла, изящество и тонкость художественного вкуса.
Многочисленные гастроли, записи на радио и телевидении сделали имя Н. Комолятова очень популярным. Его концертный репертуар, обширный и разнообразный, включает произведения
Ф. Сора,
И. Альбениса,
Ф. Тарреги,
Ф. Торробы, переложения сочинений
И.С. Баха, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, композиции современных зарубежных и советских авторов.
Николай Комолятов является первым исполнителем таких крупных произведений современных композиторов, как Концерт ре мажор для гитары с оркестром М. Кастельнуово-Тедеско (первое исполнение в СССР), “Танго” И. Стравинского для гитары с оркестром (первое исполнение в СССР), Диалог для флейты и гитары финского композитора Э. Бергмана (первое исполнение в СССР), Соната для флейты и гитары Э. Денисова, гитарные произведения И.Рехина,
П.Панина и другие произведения.
Украшение его его программ-произведения А. М. Иванова-Крамского и
Э. Вилла-Лобоса. Это и понятно: еще в 1966 году, заслужив международное признание исполнением музыки Вилла-Лобоса, он стал лауреатом Международного конкурса на Фестивале искусств стран Латинской Америки. Записи “Этюдов” и “Прелюдий” из его конкурсной программы вошли в золотой фонд Всесоюзного радио.
Имя Н. Комолятова как одного из крупных современных гитаристов занесено в изданный к 1979 году в Польше "Лексикон гитары" (Gitarren-Lexikon)
Дж.Поврожняка.
Что привлекает исполнителя в музыке Вилла-Лобоса? “Эмоциональность - острая и непосредственная...- говорит Н. Комолятов. - Этюды - одна из вершин гитарной технической литературы, расширившая границы инструмента. Их играют мало и редко потому, что они ставят перед музыкантом экстрасложную задачу”.
Николай Комолятов, лауреат конкурса гитаристов в Латинской Америке, в настоящее время является солистом Московской Государственной Филармонии и профессором Музыкальной Академии им. Гнесиных. Ведет большую концертную деятельность, имеет звания заслуженного артиста России.
* На официальном сайте Комолятова (URL см. ниже) приведено другое место рождения, что правильнее до сих пор не выяснил.
Click to view
Н. Комолятов вспоминает -
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Рецензия Г. Машинской к грампластинке с записью Н.Комолятова, выпущенной ф. «Мелодия» -
официальный сайт Н.Комолятова.