навигатор guitarra-antiqua Rustik68 ©1998
«Побываем во всех андалусийских городах,
ни одного не пропустим»
(Луис Велес де Гевара «Хромой бес»)
Андалусия - такое знакомое всему миру название. Но как это обычно бывает со словами-клише, сущность его совершенно неизвестна. - Пишет в золотой книге «АНДАЛУСИЯ» Карлос Паскуаль. - Андалусия - это не только известный фольклор о барабане басков, мавританские чары, зажигательное
фламенко, вихрь красок, гармония движения и звуков, которые дают повод думать некоторым людям, особенно иностранцам, что они знают о ней всё.
Андалусия имеет свою особенную, давнюю историю. Арабские черты, которые так поражают туриста, особенно приехавшего из Европы, - всего лишь один из корней, питающих её своеобразную культуру. Андалусия - одна из семнадцати автономных областей Испании, один из самых обширных её регионов, включающий восемь провинций, управляемых автономным правительством - Андалусской хунтой. Для испанцев её жители являются «исторически сложившейся национальностью», единство и сущность которой выковывалась на протяжении многих веков. - Отмечает Карлос Паскуаль.
Ал Андалус - называли арабы Пиренейский полуостров, но только южная часть его сохранила название Андалусии. Коренное население Пиренейского полуострова - иберийское - жило и в южной части, на территории Андалусии. Первыми из чужестранцев, как считают учёные, здесь появились финикийцы, основавшие свои колонии; их сменили греки, карфагеняне, а затем римляне, перенёсшие на территорию Испании междоусобные войны. Здесь побывали Юлий Цезарь и Август, разделивший Испанию на три провинции (южная часть называлась Бетикой). В период владычества Карфагена особое значение имела Гранада, при римлянах Кордоба и Севилья. Позднее на Пиренейский полуостров вторглись варварские племена, и это отдельная история.
На рубеже V - VI в. карта Западной Европы непрерывно менялась. Из прочно организованных римских провинций Европа превратилась в подвижный конгломерат неустойчивых варварских государств, пытавшихся закрепиться то в той, то иной части Западно-римской империи как в последние десятилетия её почти призрачного существования, так и после её крушения. В начале V в. вестготы, занимавшие до этого Балканский полуостров, попытались осесть в Италии; в 410 г. их вождь Аларих впервые захватил Рим, давно покинутый императорами (обосновавшимися в Милане, а при приближении опасности - укрывавшимися в окружённой болотами Равенне). Но после безвременной смерти Алариха его преемник Атаульф вывел своё племя из Италии и сперва занял галльские земли к югу от Гаронны, а потом - и всю Испанию, вытеснив оттуда другое племя германских завоевателей - вандалов. Вандалы продвинулись через Гибралтарский пролив в Африку, захватили её вплоть до Гиппона и Карфагена, король их Гейзерих добился признания независимости своего молодого государства, а в 455 г. даже сделал через море набег на Рим. Это германское племя, обосновавшееся в Северной Африке, и дало, с "легкой руки" арабов, завоевавших впоследствии Испанию, название южной части Испании - Андалусия (от вандалусия) - т.к. именно откуда пришло в Африку племя вандалов.
Таким образом, в Испании V века было основано вестготское королевство. Их столицей одно время была Севилья. Однако это всё лишь предыстория испанских городов, так как в их облике следы владычества финикийцев, римлян и вестготов почти стёрлись. Особый и самый сложный период начался с вторжения в Испанию арабов в 711 году. К этому времени Арабский халифат достиг вершины могущества, подчинив также и север Африки, откуда арабские войска вступили в Испанию. С первых же лет арабского владычества началась борьба за освобождение Испании, получившая название реконкисты. Она закончилась лишь в конце XV столетия. Захваченные арабами одними из первых Кордоба, Севилья и Гранада вернулись к Испании последними. Период арабского владычества оставил заметный след в облике городов и населения. Но именно с этим периодом связан расцвет испано-мавританской культуры.
Когда был завоеван ал-Андалус, люди захватили там
добычу и многое из нее утаили. Они снесли ее на
корабли и уплыли на них. Когда они пересекали море,
то услышали гoлос: «О Аллах! Потопи их!» Они стали молиться Аллаху и повесили на себя списки Корана...
тут же налетел сильный ветер, корабли стали биться
один о другой, так что разбились и были потоплены с
людьми.
ал-Хакам «Рассказ о завоевании ал-Андалуса»
Вот как описывает начало этого периода достославный
Уошингтон Ирвинг: Поздний вал великого арабского нашествия обрушился на европейский берег с первозданным неистовством. Арабы прошли от скал Гибралтара до пиренейских отрогов молниеносно и неудержимо, так же как мусульманские покорители Сирии и Египта. Да когда б их не остановили на Турской равнине, может статься вся Франция, вся Европа была бы захвачена с той же лёгкостью, что и восточные царства, и полумесяц блистал бы ныне на храмах Парижа и Лондона.
Африкано-азиатские полчища были отброшены за Пиренеи; пришельцы отступились от мусульманского завета покорения мира и принялись учреждать в Испании правление мирное и надёжное. Отвага завоевателей равнялась лишь их незлобливости; в том и другом отношении они до поры превосходили покорённых. На дальней чужбине они возлюбили землю, дарованную им, по их разумению, Аллахом, и постарались украсить её всем, что только может послужить людскому благоденствию. Они утверждали власть на основе мудрых и справедливых законов, прилежно насаждали науки и искусства, споспешествовали земледелию, ремёслам и торговле, и со временем царство их процвело на зависть христианским державам. Усердно перенимая у азиатских арабов, тогда на вершине их могущества, изобретения и ухищрения, они излучали свет восточного знания в омрачённые края Западной Европы.
И всё-таки это лишь взгляд писателя романтика, попавшего под коварное очарование востока. Как же по мнению историков на самом деле развивались события? В 710 г., после смерти короля Витицы, вестготская знать не признала наследником его сына и посадила на престол герцога Бетики - Родрига. Сыновья Витицы бежали к утвердившимся к тому времени в Северной Африке арабам, и по их приглашению арабский полководец Тарик-бен-Сеид предпринял завоевательный поход в Испанию. Надо заметить, что сей эпизод мог послужить лишь дополнительным мотивом, т.к. у мусульман были и свои причины для завоевательного похода. Непосредственно перед арабским завоеванием Испания находилась в весьма плачевном положении: населявшие её различные в этническом отношении племена враждовали между собой, феодалы безмерно притесняли крестьян, центральная власть ослабла. Арабы, завоевав Северную Африку, стали с вожделением подумывать о захвате Испании, памятуя о её плодородии и богатствах.
Наместник халифа в Северной Африке - Муса ибн Нусайр аль-Валид обратился за разрешением на захват, и оно ему было дано. Тарик (или Тариф) - полководец Мусы и стал исполнителем его замысла.
Сарацины в море
(из старинной рукописи) Высадившись в 711 г. со своим войском в Испании, у скалы, называемой по его имени Джабель-Тарик (т.е. скала Тарика -
Гибралтар), и соединившись с войском мятежного феодала графа Хулиана (дочь которого, Каву, по преданию король Родриго соблазнил), Тарик уничтожил в восьмидневной битве, с 19 по 26 июля 711г., войско вестготов. Победа открыла арабам доступ в глубь Пиренейского полуострова. Сам Родриго пропал в последний день битвы. Раньше считалось, что битва произошла на реке Гвадалете близ города Херес де-ла-Фронтера (Херес Пограничный). Так говорилось и в
народных романсах. Позднейшие исследования установили, что они произошли у самого Гибралтара. Родриго поспешил навстречу Тарику и дал бой, не дождавшись подкрепления, поспешность - явившаяся одной из причин неудачного для христиан исхода сражения.
В качестве исторического источника тех событий могу предложить Вашему вниманию версию арабского
историка IX века
Абд ар-Рахмана ибн Абд ал-Хакама, чей рассказ живописует мельчайшими подробностями. Особенно удивил меня, своей красочностью переплюнувший перо Феофилакта Симокатты, следующий эпизод в «Рассказе о завоевании ал-Андалуса» Ибн Абд ал-Хакама. - Высадившись со своим войском в Испании, у скалы называемой по его имени Джабель-ал-Тарик, полководец или кто-то из его приближённых предприняли акт устрашения: захватив в плен местных виноградарей и убив одного из них, на глазах остальных разделали его, создав видимость, что сварили виноградаря, хотя на самом деле в походных котлах мусульман варилось мясо баранов. Оставшиеся в живых виноградари смотрели на это и не сомневались, что мясо их товарища употреблено в пищу пришельцами. Затем мусульмане отпустили оставшихся аборигенов, которые разбежавшись по окрестностям стали, сея панику среди местного населения, распространять весть об ужасных пришельцах, пожирающих человеческое мясо - сообщая, что сделали арабы с виноградарем. В дальнейшем это обстоятельство помогло воинству Аллаха беспрепятственно продвигаться вглубь полуострова.
Значительный исторический интерес представляет и хроника
«История завоевания Андалусии» Абу Бакра Мухаммада ибн Абд аль-Азиза, прозванного Ибн аль-Кутыйя, который был потомком готской принцессы, внучки готского короля Витицы (в арабской транскрипции Гитицы). В своей книге Ибн аль-Кутыйя приводит почти все известные легенды, связанные с началом завоевания ал-Андалуса. Ибн аль-Кутыйя - представитель сложившейся в средневековой арабской Испании своеобразной народности, он и не араб, и не бербер, но и не гот, он - истинный андалусец, с одинаковым уважением относящийся и к своим мусульманским, и к христианским предкам.
Для сравнения можно ещё почитать версию завоевания ал-Андалуса несколько иного характера в книге Ибн Кутайба
«Власть халифа и управление подданными».
Как развивалась история Андалусии и её культуры в дальнейшем, я может быть и дополню здесь, а пока предлагаю Вам, о любознательный гость, прочесть об этом в аннотациях к галереям Кордобы, Гранады, Севильи, Малаги, Ронды [ещё не перезалиты]. Как правило, исторический обзор я размещаю в аннотации к первым фотографиям галерей, но это совершенно не значит, что таковых нет и в других аннотациях. Желаю Вам приятного времяпрепровождения, да будет всё это для Вашей пользы и удовлетворения Вашей тяги к знаниям.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Никитюк О.Д. Кордова Гранада Севилья древние центры Андалусии. М., Искусство 1972.
Карлос Паскуаль. АНДАЛУСИЯ. /Золотая книга/. Florence., BONECHI., 1998.
Вступительная статья М.Е.Грабарь-Пассек «От античности к средневековью» в сб. «Памятники средневековой латинской литературы IV - IX веков». М., Наука 1970.
Вашингтон Ирвинг. Альгамбра. М., Наука. 1979.
Средневековая андалусская проза. М., Художественная литература. 1985.