навигатор guitarra-antiqua >
персоналии Rustik68 ©1998Напоминаем, авторство статей на Античной гитаре принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица,
rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексы и добавлять медиаприложения.
Альфонс Х Мудрый
Нотный пример из
сборника «Cantigas»Альфонс Х Мудрый /Alfonso decimo el Sabio/ - кастильский король, родился в 1221 г. (Толедо) - умер в 1284г. (Севийя). Он был музыкантом и покровительствовал
хугларам. От его времени сохранился знаменитый сборник "Cantigas" (Гимны), включающий 401 произведение. Они делятся на светские и религиозные. Светские гимны содержат среди других и
Иллюстрации из сборника
«Cantigas de Santa Maria»
сатирические мотивы, разработанные автором с грубоватой непринуждённостью и даже порой в скабрезном духе. Религиозные гимны Альфонса Х посвящены богоматери. Они составляют особую группу "Cantigas de Santa Maria" (Гимны Святой Марии). Возможно, что Cantigas является компиляцией, составленной по королевскому указу, но несомненно, что некоторые кантиги были написаны самим Альфонсом. Менендес-и-Пелайо полагает, что музыку к ним сочинил сам поэт.
В 1254 году Альфонс Мудрый учредил кафедру музыки в
Саламанкском университете. От него дошел до нас и теоретический трактат, пополнивший довольно большой список испанской литературы этого рода.
Двор Альфонса Х Мудрого, как видите гитаристам здесь лафа… (илл. из сб. «Cantigas»)
Альфонс Х управляет музыкантами и танцорами,
восхваляющими Непорочную Деву с Младенцем.
(Panel 1, Cantiga de loor No. 120)
Понятно, что на "музыкальном" сайте биографические сведения персоналий освещаются сообразно выбранной теме (в конце статьи размещены миди-примеры из «КАНТИГАС»), но Альфонс Х Мудрый был в первую очередь королём, и проявил себя более разносторонне.
Альфонс Х Мудрый, сын короля Фернандо III, ещё будучи инфантом, участвовал в войне с маврами. Во время своего правления (с 1252 по 1284 год) он пытался расширить и укрепить свои владения, однако все политические планы Альфонса Х потерпели крах. Но его труды в области культуры увенчались большими успехами.
Этот король был выдающимся учёным своего времени. Он обладал обширными по тому времени познаниями в самых
Дамы, услаждаемые звуками лауда
играют в шахматы (иллюстрация из Cantigas) разнообразных областях знаний - от астрономии до логики и от риторики до права. Его интересовали самые разные сферы человеческой деятельности, вплоть до игры в шахматы и кости. Он оказывал покровительство арабским и еврейским учёным, которые жили при его дворе. Из всех наречий средневековой Испании Альфонс X предпочитал кастильское и, создав на нём прозаические произведения, способствовал превращению его в основу испанского литературного языка. Напротив, Cantigas король написал на галисийском, а не кастильском наречии. В Галисии, близкой Провансу, существовала традиция куртуазной лирики, лирики трубадуров. Та часть гимнов, что посвящены Богоматери, уступая поэмам Гонсалеса де Бресео в изяществе и живописности изображения, превосходит их музыкальностью и метрическим разнообразием. Одни из них носят повествовательный характер и описывают чудеса Богоматери, другие - лирические - содержат хвалу ей. Сюжеты повествовательных произведений, заключающих чудеса Богоматери, Альфонс X взял из различных средневековых источников. Они довольно разнообразны.
Под руководством Альфонса Десятого Мудрого развернулась и деятельность по созданию исторических трудов.
Cydice de la
Grande e General Estoria
Cydice de la
General EstoriaМонументальный свод «Всеобщая хроника» (Crónica General) объединяет разносторонние испанские хроники и стремится дать связную историю Испании. Она распадается на две части. Первая часть охватывает историю Испании с того момента, как там появились первые поселенцы, и до вторжения мавров. В создании этой первой части принимал участие Альфонс Десятый . Вторая часть редактировалась позднее, уже в царствование Санчо IV, и отличается от первой и с точки зрения языка (Альфонс X был более строг к языку, чем последующие редакторы).
Cydice de la
Estoria de Espaca Cydice gallego de la
Estoria de Espaca Альфонс X работал и над созданием «Великой и всеобщей истории» (General e grand Estoria), в которой излагает историю человечества от сотворения мира. Источниками ему служат Библия, «Хроники Троянской войны», сочинения отцов церкви. Кастильский король истолковывает историю в назидательно-аллегорическом духе. Так, он рассматривает греческие мифы как аллегорическое изображение борьбы добра со злом и стремится объяснить их в духе христианской морали.
Incunable de las
Partidas (1491)
con comentario. Manuscrito de las
PartidasСтремясь усилить королевскую власть и положить конец непрекращающимся феодальным междоусобицам, Альфонс X Мудрый составляет свод законов - «Семь частей» (Las siete partidas). Сам король указывает, что начал работу над этим сочинением в 1251 году. Ему помогала целая группа юристов. Не так давно этот памятник испанского права был опубликован в переводе на русский язык. Чтобы ознакомиться с ним ищите сборник «История Испании и Португалии» выпущенный в 2002 году издательством МОНОЛИТ-ЕВРОЛИНЦ-ТРАДИЦИЯ (Москва), где и напечатаны «Семь партид мудрого короля дона Альфонсо».
Альфонс X утверждает, что король должен иметь право издавать законы, чеканить монету, отправлять правосудие. Отрицательно относясь к тиранам, Альфонс полагает, что тираном может быть не только тот, кто захватил власть, но и тот, кто является законным государем, но ведёт себя как тиран: «…если бы даже человек встал во главе государства законным путём, одним из тех, которые мы изложили в предшествующих статьях, и впоследствии употребил бы свою власть во зло способами, сейчас нами изложенными, народ всегда имеет право считать его тираном, потому что власть его, бывшая законной, становится беззаконной». Хотя, справедливости ради, надо отметить, что по свидетельству российского историка начала ХХ века В.К.Пискорского, опубликованному в упомянутом выше сборнике «История Испании и Португалии»: «Правление Альфонса Х Мудрого (1252-1284), несмотря на свой внешний блеск, было крайне бедственно. Содержание пышного двора, притязания на престол Германской империи, щедрые подарки учёным и поэтам и другие затеи короля дорого обходились народу. Для приобретения необходимых средств Альфонс прибегал к порче монеты, преследованию евреев и вымогательству у них денег. Кроме того, при нём происходили неурядицы из-за престолонаследия. После смерти его старшего сына, Фердинанда де ла Сера, оставившего двух сыновей, наследником был признан второй сын Альфонса, Санчо; но мать инфантов де ла Сера, Бланка, дочь французского короля Людовика IX, вступилась за их права. Кортесы, собравшись в Вальядолиде в 1282 г., объявили Альфонса низложенным и провозгласили королём сына его Санчо. Отец и сын вступили в борьбу, продолжавшуюся до самой смерти Альфонса. Царствование Санчо IV (1284-1295), равно как и двух его ближайших преемников Фердинанда IV (1295-1312) и Альфонса XI (1312-1350), наполнено гражданскими войнами, главной причиной которых явилось честолюбие знатных фамилий, а также соперничество городов с дворянством. Социальные отношения Кастилии в эту эпоху уже вполне определились…». Тут надо принять во внимание когда издана книга, исходя из этого в какие годы писалась - т.е. сразу после революции 1905 г.(!) И господин Пискорский в некоторой степени сумбурно излагает факты, у него даже толком непонятно в чём конфликт между инфантами ла Сера (точнее их мамой) и Санчо, и за что кортесы низложили Альфонсо. Так что вернёмся к прежним «источникам», и продолжим знакомство с их мнением.
Итак, известные литературоведы считают, что этот человек принадлежал к тому типу исторических личностей, которые во многом опередили своё время. Его политическая программа и правовые установления, основанные на принципах единовластия и борьбы с феодальной анархией, носили, по-своему, прогрессивный характер.
Кафедральный собор Севильи, где покоится Альфонс Мудрый Однако абсолютистские устремления монарха не могли найти ещё почвы в стране, где в процессе реконкисты сильно возвысилась светская и духовная знать, а вольные города яростно отстаивали свои древние права. Жестокая схватка короля Кастилии с феодалами, принявшие внешние формы династической распри с его собственным сыном Санчо (будущим Санчо IV Храбрым), окончилась для него трагически. В 1282 году Альфонса Х низложили кортесы, от него один за другим отреклись все города, кроме
Севильи. Король пожаловал ей титул «Благороднейшей, верной, героической и непобедимой» и в качестве девиза и поныне встречающуюся анаграмму: «Она меня не покинула». Не прекратив борьбы, Альфонс Х умер в 1284 году в Севилье, прокляв перед смертью сына.
иллюстрация из Cantigas
В заключение следует отметить, что Альфонс X придавал большое значение своим гимнам (Cantigas). В своём завещании, где он не упоминает ни о каком другом своём труде, он указывает, чтобы эти гимны сохранялись в той церкви, где его похоронят, и чтобы их пели над его могилой в День Богоматери. Вот таков он, кастильский король Альфонс X, прозванный Мудрым, - яркая личность, неординарный человек той далёкой эпохи.
Click to view
Medieval Music "Vox Vulgaris - Cantiga 166"
Примеры MIDI:
cantiga 1 «DES OGE» cantiga 10 «ROSAS DAS ROSAS» cantiga 66 «QUANTOS EN SANTA MARIA» Для более детального осмысления личности Альфонсо Мудрого предлагаю посетить
форум средневековой музыки.
P.S.
Данный текст скомпилирован мною на основании указанных источников, прошу принять сей факт во внимание. Имелись планы подготовки (не мной) сайта посвящённого всему наследию этого короля, но результат мне неизвестен.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Мартынов И. "Музыка Испании". М. Советский композитор 1977.
Штейн А.Л. "История испанской литературы". М. Высшая школа 1976
Плавскин З.И. "Литература Испании IX - XV веков". М. Высшая школа 1986
Каптерева Т.П. ИСКУССТВО ИСПАНИИ очерки. М. Изобразительное искусство 1989
История Испании и Португалии. /сборник/ М., МОНОЛИТ-ЕВРОЛИНЦ-ТРАДИЦИЯ 2002
ИСТОЧНИКИ WEB-a:
www.spanish-books.netCANTIGAS DE SANTA MARIA Alfonso el sabioИнтересная ссылочка в тему:
Кузин перевод CANTIGAS DE SANTA MARIA на русский язык.
Регистрация никнеймов