Витенте Эспинель, установивший тип испанской гитары

Dec 28, 2016 01:16


навигатор guitarra-antiqua > персоналии Rustik68 ©1998
Напоминаем, авторство статей на Античной гитаре принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица, rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.

Это была одна из первых статей, опубликованных на первом хостинге «Guitarra Antiqua», ещё под аккаунтом ru68guit.km.ru впоследствии, там ещё существенно разросшаяся.



Висенте Эспинель (1550 - 1624)

Висенте Эспинель /Viciente Espinel/ - яркая личность, неординарный человек своего времени. Он был знаменитым музыкантом, писателем и поэтом. Большинству он известен как автор романа «Жизнь Маркоса де Обрегон», но в Испании ещё помнят и другое. В посвящении своей комедии «Валенсианская вдова» Лопе де Вега называл его "отцом музыки". Согласно устоявшейся традиции именно Эспинель усовершенствовал гитару, прибавив к ней пятую струну. С тех пор гитара получила название испанской.

Лишь два имени выдающихся прозаиков, из всего сонма испанских писателей, выделил великий Мигель де Сервантес, в своём «Путешествии на Парнас». Это Франсиско Кеведо и Висенте Эспинель. Вот сии строки:
«Славному Висенте Эспинелю, одному из самых старых и верных моих друзей, прошу передать привет».
Такие слова, учитывая кто их написал, достойны стать лучшим эпиграфом к биографии, пока мало знакомого любознательным российским гитаристам, Висенте Эспинеля.

До конца XIX века жизнь Эспинеля была совершенно неизвестна даже его наиболее горячим поклонникам; не было точных сведений о месте и времени его рождения, не было известно в каких условиях и когда завершил свой путь в нашем бренном мире этот яркий представитель эпохи Siglo de Oro (испанский «золотой» век). Факты его жизни устанавливались очень произвольно на основании некритического изучения его Rimas и «Жизни Маркоса де Обрегон», главным образом последней. В конце концов создалась фантастическая биография Висенте Эспинеля - Маркоса де Обрегон. Первой биографией Эспинеля, основанной на фактах и документах, мы обязаны Хуану Пересу де-Гусман, который в течение 20 лет разыскивал сведения и документы, относящиеся к Эспинелю. Эта биография впервые была опубликована в качестве приложения к барселонскому изданию романа 1881 года. Теперь мы уже знаем некоторые подробности жизни Эспинеля.



Как свидетельствует церковная запись о крещении Висенте Мартинес-Эспинеля, датированная

  
Визитная карточка Ронды   28 декабря 1550г., он родился в Ронде на юге Испании, куда его родители переселились из гор Астурии. Мать Эспинеля, Хуана Мартин, происходила из семьи активных участников реконкисты. По-видимому, семья Эспинеля была зажиточной, потому что он сам говорит о потере отцом состояния в каких-то неудачных предприятиях, т.е. Эспинель принадлежал к обедневшей идальгии, и в своём романе «Жизнь Маркоса де Обрегона», в большой степени автобиографичном, он не раз подчеркивает своё горское происхождение - принадлежность к «старым христианам», - к той части испанского дворянства, которая сыграла видную роль в освобождении страны от владычества мавров.

Первоначальное образование он получил в Ронде, где бакалавр Хуан Кансино обучал его латинскому языку и немного музыке, а также «искусству молчать». Так как Висенте успел проявить недюжие способности, отец решил отправить его в университет Саламанки, что могло обеспечить его будущность. Получив от отца напутствия, очень немного денег, плащ и шпагу, Эспинель в 1570 г., обычным тогда способом, с караваном мулов отправился в Саламанку, чтобы стать студентом факультета искусств. Это совпало со вторым восстанием мавров в горах Истана и воинским набором, от которого были освобождены только духовенство и студенты.



  Луис де ЛеонПервые годы пребывания в университете Эспинель не особенно усердно занимается науками, причиной чего до известной степени, была большая нужда и отсутствие помощи из дома. В 1572 г. вследствие студенческих волнений, вызванных арестом выдающегося поэта Луиса де Леона, университет был временно закрыт, и Эспинель, пешком и без денег, возвращается в родной город через Мадрид, Толедо, Сьюдад-Реаль, Альмодовар-дель-Кампо и Мáлагу.

Вскоре после прибытия в Ронду некоторые из его состоятельных родственников, в том числе сестра его матери, учреждают капелланство, «назначив первым капелланом своего племянника Висенте Мартинес-Эспинеля», как гласит акт основания, датированный 3 августа 1572 г. Имущество капеллана состояло из нескольких домов и виноградника. Деятельное участие в деле принимал влиятельный монах, горец по происхождению, фрай Родриго де-Арсе, имевший родственные связи при дворе Филиппа II и, по-видимому, дружный с семьёй Эспинелей, потому что он снабдил Висенте солидными рекомендациями, когда тот вторично отправился в Саламанку.

Благодаря этому обстоятельству и стипендии, полученной в коллегии Сан-Пелайо, Эспинель мог на этот раз жить в лучших условиях и полностью посвятить себя университетским занятиям.

Луис де Гонгора   Музыкальные и поэтические дарования сблизили его с представителями многих знатных фамилий, оказывавших ему впоследствии покровительство, и такими видными поэтами, как братья Архенсола и молодой Луис Гонгора-и-Арготе. Его уже признанный музыкальный талант, который Лопе де Вега неоднократно называет исключительным, открыл ему доступ в дом Августиньи де Торрес, где собирались наиболее известные музыканты города.

Вращаясь в литературных и музыкальных кругах, Эспинель завязывает прочные отношения с представителями аристократии. Этими связями студенческих времён он неоднократно пользуется в дальнейшем, при устройстве своей судьбы.


Осенью 1574 г. В Сантандере формировался флот, который считали первым опытом «непобедимой армады» против Англии. Жажда славы и неудачная любовь заставили Эспинеля, теперь уже окончательно, покинуть Саламанку и зачислиться офицером (alferez) в этот флот, который никогда не вышел из гавани. Чума вызвала большую смертность среди экипажа, оставшиеся в живых рассеялись, а Эспинель, перенесший злокачественную лихорадку, пускается странствовать. Через Ларедо, Португалете, Бильбао, Виторию, Наварру, Сарагосу, Бургос, он достигает Вальядолида, где проводит четыре года (1574 - 1577) на службе в качестве эскудеро у дона Педро де Кастро, графа Лемос, покровителя многих писателей, в том числе Сервантеса.

Скитания Эспинеля характерны для испанского идальго той эпохи. После окончания реконкисты, разорённая властью испанской абсолютной монархией, не получив никакой доли из мавританских богатств, идальгия осталась не у дел. Считая унизительным всякий труд, идальго пускаются на всевозможные военные авантюры. Они устремляются во Фландрию и составляют основную массу конкистадоров жаждущих лёгкой наживы несметных сокровищ Нового Света и военной славы авантюристов. В этом отношении Эспинель, дитя своей эпохи, не был исключением.

В 1578 г. Эспинель направляется во Фландрию, где присоединился к войскам Александра Фарнезе, с которым участвовал в штурме Мастрихта. За время пребывания в войсках он подружился с доном Эрнандо де Толедо, герцогом Альба и доном Педро де Толедо, маркизом Вильяфранка, тоже принадлежавшем роду герцогов Альба. Там же он приобрёл   

«Маркос де Обрегон»
Висенте Эспинеля дружбу Октавио Гозаго, женатым на Сецилии Медичи, в доме которых в Милане и Мантуе Эспинель нашёл позднее радушный приём и покровительство. В Ломбардии Эспинель пробыл около трёх лет, неизменно пользуясь покровительством Гозаго и вращаясь в кругу виднейших музыкантов. Хотя Эспинель жалуется в своём романе на нездоровье в это время и на то, что не создал ничего значительного, всё же можно считать, что пребывание в Италии было им прекрасно использовано для усовершенствования его обширных музыкальных познаний и практических занятий музыкой, позднее явившейся его главной поддержкой. Всё это, однако, не избавило его от нужды, с которой ему пришлось бороться до самой старости. Недаром он называет музыку «божественным, но плохо вознаграждаемым занятием».

* * *



Маэстро Висенте Эспинель  В 1599 году Эспинель получил в университете Алькала-де-Энарес учёную степень магистра (маэстро) искусств. На литературном поприще Эспинель прославился создав особую форму десимы (десятистишия), получившую в его честь название "эспинелла", а также как автор плутовского романа "Жизнь Маркоса де Обрегона". О высоком авторитете Эспинеля говорит тот факт, что в числе похвальных предуведомлений к книге Матео Алемана «Гусман де Альфараче», есть и его эпиграмма. А ведь в то время популярность «Гусмана де Альфараче» затмила славу «Дон Кихота», - так за первые пять лет знаменитый роман Сервантеса переиздавался 10 раз, тогда как плутовской роман Алемана за тот же срок был издан 26 раз.

Скитальческая жизнь Эспинеля, многочисленные житейские тревоги и огорчения, его преклонный возраст, наконец, обострившаяся в последние годы страдания от падагры - все это привело к тому, что Эспинель не вынес необычайно суровой зимы 1623-1624 г.
 

 Церковь Сан-Андреса
в Мадриде
Окружённый своими друзьями, 1 февраля он составил завещание, назначив наследником жившего в Ронде племянника, и 4 февраля 1624г. умер в своей комнате при капелле епископа Пласенсии. Согласно завещанию, он похоронен в церкви св.Андрея в Мадриде. (Неизвестно, на чём основывается Лопе де Вега, утверждая что Эспинель умер бедным и забытым в девяностолетнем возрасте. Приводимая Пересом де Гусман документация исправляет эту ошибку, принятую всеми старыми биографами Эспинеля на основании слов Лопе де Вега. По-видимому, легенда о том, что Эспинель умер в бедности, возникла на основании слишком полного отождествления с героем его романа - Маркосом де Обрегоном.)



Примеры музыкальных произведений той эпохи (в жж-версии не доступны):

Lopez (XVI в.) Fantasia (wav 0,7Mb) исп. Х.М.Морено (guitarra antigua)

Anónimo (XVI в.) La España (wav 0,5Mb) Conjunto instrumental «Pro Música Hispaniarum», dir. Roberto Pla

F.Canova (XVI в.) Spagna (wav 0,6Mb) Conjunto instrumental «Pro Música Hispaniarum», dir. Roberto Pla

Еще прочесть о Висенте Эспинеле можно было здесь, но новый хостер снес весь сайт Античной гитары. В обозримом будущем будет реанимировано в жж.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Да простят меня за размещение намеренно низкокачественных аудио примеров их дивного искусства - Хосе Мигель Морено и коллектив Роберто Пла.
Штейн А.Л. "Литература испанского барокко". М. Наука 1983.
Вступительная статья С.С.Игнатова «Висенте Эспинель и его время» к переведённому на русский язык роману Висенте Эспинеля "Жизнь Маркоса де Обрегон". М.-Л. ACADEMIA 1935
Матео Алеман «Гусман де Альфараче», в 2-х тт. ГИХЛ., M. 1963
Мигель де Сервантес Сааведра. Собрание сочинений в 5-ти томах. Библиотека «Огонёк». M. Правда 1961
К.Н.Державин. Сервантес. ГИХЛ., M. 1958





литература, калча, guitarra-baroca, история инструментов, персоналии

Previous post Next post
Up