навигатор guitarra-antiqua >
персоналии Rustik68 ©1998Напоминаю, автор сайта GUITARRA ANTIQUA - Рустем Ахунов (он же Rustik68, он же رﺳتم پاشا ) передал мне архив сайта и право на публикацию его материалов Изложение ведётся от его лица,
rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.
Неповторимая сила воздействия
фламенко - одного из величайших, по словам
Лорки, творений испанского народа, - в сплаве песни, танца гитары. В триединстве - душа фламенко. И эту слитность осуществляет
гитара. Поэтому так высоко ценится в народе искусство гитаристов, и если их импровизации захватывают слушателей, то их просят отделиться от других исполнителей и сесть ближе к слушателям - так выражается высочайшее уважение.
Не удивительно, что народная память наряду с именами прославленных певцов хранит и имена не менее прославленных гитаристов. Один из них - Франсиско Родригес Мурсиано (1795-1848).
Мурсиано, по словам
Михаила Ивановича Глинки, «гитарист превосходного дарования». Ведь именно о нём поведал Глинка в своих "Записках" восторгаясь музыкой Андалусии и искусством гитаристов исполнявших традиционную музыку самой жаркой и темпераментной провинции Испании. Импровизации этого гитариста произвели сильное впечатление на прибывшего из далёкой России Мигеля, прославившего музыку Испании в симфонических произведениях "Воспоминание о летней ночи в Мадриде" и "Арагонская хота".
русский Мигель
Contrabandista
С Мурсиано Глинка встречался в Эль Альбайсине одном из старинных кварталов
Гранады. История встречи в русского Мигеля с Мурсиано такова:
В первые же дни пребывания Глинки в воспетой романсами и овеянной легендами жемчужине Андалусии - солнечной Гранаде, он, волею обстоятельств, завёл знакомство одним интересным человеком, которого звали Don Francisco Bueno y Moreno. В прошлом этот испанец был контрабандистом (
довольно обычное для Испании того времени занятие), но нажив приличное состояние он решил сделаться честным гражданином. Don Francisco завёл перчаточную фабрику и, сверх того, торговал кожами. Именно этот бывший контрабандист, и познакомил Глинку с настоящей андалусской музыкой в исполнении гитариста Мурсиано. Вот что пишет об этом, в своих "Записках", сам Глинка: "На другой или третий день он [Don Francisco Bueno y Moreno - прим. R68] познакомил меня с лучшим гитаристом в Гранаде по имени Murciano. Этот Murciano был простой безграмотный человек, он торговал вином в собственном шинке. Играл же необыкновенно ловко и отчётливо. Вариации на национальный тамошний танец Fandango, им сочинённые и сыном его положенные на ноты, свидетельствовали о его музыкальном даровании…"
В своём исследовании «Глинка в Гранаде» выдающийся испанский композитор и музыковед
Фелипе Педрель писал, что Глинка «следовал за звуками, которые извлекал из гитары Франсиско Родригес Мурсиано, знаменитый гитарист, чрезвычайно популярный музыкант, с воображением, полным огня и неисчерпаемого, всегда живого и свежего вдохновения. Наслаждением было для великого русского композитора просиживать часами, слушая, как Родригес Мурсиано импровизирует различные варианты аккомпанементов к rondeñas, fandangos, jotas и др.»
Некоторое представление об искусстве Мурсиано даёт отрывок из его вступления к Малагенье, приводимый Педрелем:
кликабельно
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Глинка М. Записки. Л., 1953.
Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века. Советский композитор. М.,1989. Боткин В.П. Письма об Испании. [Литературные памятники] Л., Наука 1976.
P.S.
Данный текст скомпилирован мною на основании указанных источников, и если Вы, о жаждущий знаний, путник паутины, встретите на необъятных просторах web-а этот текст, без ссылки на источник, знайте, он скачан отсюда.
Спасибо за внимание, Rustik68.