ПЕРСОНАЛИИ - Мурсиано

Dec 28, 2016 05:08


навигатор guitarra-antiqua > персоналии Rustik68 ©1998
Напоминаю, автор сайта GUITARRA ANTIQUA - Рустем Ахунов (он же Rustik68, он же رﺳتم پاشا ) передал мне архив сайта и право на публикацию его материалов Изложение ведётся от его лица, rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.




Неповторимая сила воздействия фламенко - одного из величайших, по словам Лорки, творений испанского народа, - в сплаве песни, танца гитары. В триединстве - душа фламенко. И эту слитность осуществляет гитара. Поэтому так высоко ценится в народе искусство гитаристов, и если их импровизации захватывают слушателей, то их просят отделиться от других исполнителей и сесть ближе к слушателям - так выражается высочайшее уважение.

Не удивительно, что народная память наряду с именами прославленных певцов хранит и имена не менее прославленных гитаристов. Один из них - Франсиско Родригес Мурсиано (1795-1848).

Мурсиано, по словам Михаила Ивановича Глинки, «гитарист превосходного дарования». Ведь именно о нём поведал Глинка в своих "Записках" восторгаясь музыкой Андалусии и искусством гитаристов исполнявших традиционную музыку самой жаркой и темпераментной провинции Испании. Импровизации этого гитариста произвели сильное впечатление на прибывшего из далёкой России Мигеля, прославившего музыку Испании в симфонических произведениях "Воспоминание о летней ночи в Мадриде" и "Арагонская хота".


русский Мигель


  
Contrabandista  
С Мурсиано Глинка встречался в Эль Альбайсине одном из старинных кварталов Гранады. История встречи в русского Мигеля с Мурсиано такова:

В первые же дни пребывания Глинки в воспетой романсами и овеянной легендами жемчужине Андалусии - солнечной Гранаде, он, волею обстоятельств, завёл знакомство одним интересным человеком, которого звали Don Francisco Bueno y Moreno. В прошлом этот испанец был контрабандистом (довольно обычное для Испании того времени занятие), но нажив приличное состояние он решил сделаться честным гражданином. Don Francisco завёл перчаточную фабрику и, сверх того, торговал кожами. Именно этот бывший контрабандист, и познакомил Глинку с настоящей андалусской музыкой в исполнении гитариста Мурсиано. Вот что пишет об этом, в своих "Записках", сам Глинка: "На другой или третий день он [Don Francisco Bueno y Moreno - прим. R68] познакомил меня с лучшим гитаристом в Гранаде по имени Murciano. Этот Murciano был простой безграмотный человек, он торговал вином в собственном шинке. Играл же необыкновенно ловко и отчётливо. Вариации на национальный тамошний танец Fandango, им сочинённые и сыном его положенные на ноты, свидетельствовали о его музыкальном даровании…"



В своём исследовании «Глинка в Гранаде» выдающийся испанский композитор и музыковед Фелипе Педрель писал, что Глинка «следовал за звуками, которые извлекал из гитары Франсиско Родригес Мурсиано, знаменитый гитарист, чрезвычайно популярный музыкант, с воображением, полным огня и неисчерпаемого, всегда живого и свежего вдохновения. Наслаждением было для великого русского композитора просиживать часами, слушая, как Родригес Мурсиано импровизирует различные варианты аккомпанементов к rondeñas, fandangos, jotas и др.»

Некоторое представление об искусстве Мурсиано даёт отрывок из его вступления к Малагенье, приводимый Педрелем:

кликабельно


ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Глинка М. Записки. Л., 1953.
Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века. Советский композитор. М.,1989. Боткин В.П. Письма об Испании. [Литературные памятники] Л., Наука 1976.

P.S.
Данный текст скомпилирован мною на основании указанных источников, и если Вы, о жаждущий знаний, путник паутины, встретите на необъятных просторах web-а этот текст, без ссылки на источник, знайте, он скачан отсюда.
Спасибо за внимание, Rustik68.





калча, персоналии

Previous post Next post
Up