Шильонский замок расположен в каких-то 3 км к югу от центра Монтрё у восточной оконечности Женевского озера на прибрежной скале, соединённой небольшим мостиком с берегом. Его осмотр входил в дополнительную программу, так что те, кто хотел просто прогуляться по берегу озера (и сэкономить 12 евро на билете), получили такую возможность на целый час. Остальные (таких оказалось большинство) двинулись вслед за Олегом ко входу.
Шильонский замок
Замок ведёт свою историю с XII в. и за это время побывал и фортификационным сооружением, защищавшим дорогу на Сен-Бернарский перевал, и тюрьмой, среди узников которой самым знаменитым стал Франсуа Бонивар, которого обессмертил Байрон в своём «Шильонском узнике», заодно прославив на весь мир это место заключения. Теперь здесь музей. Осмотр начинается с подвальных помещений, где хранились припасы и содержались заключённые.
Далее вы поднимаетесь всё выше и выше, проходя жилые комнаты с каминами и гобеленами.
Обязательно встретите на пути арсеналы, балконы и переходы.
Пока, наконец, не осмотрите все 40 залов и помещений и не окажетесь на самой верхотуре башни, на высоте примерно 25 м.
По мере подъёма из окон открываются виды на окружающую местность. Если с востока это лишь уходящий вверх склон горы с опоясывающим его автобаном, поддерживаемым 50-метровыми пилонами, то со всех остальных сторон это Женевское озеро. На юге - его низкий восточный берег, где смыкаются горы и куда выносит свои воды река Рона в её верхнем течении.
На западе - гористый южный берег и уходящая за горизонт водная гладь.
На севере - та самая Швейцарская Ривьера: волнами изгибающееся курортное побережье: волна - Монтрё, следующая - Веве, и так дальше, теряясь в дымке и то подступающих, то отдаляющихся от озера холмах.
Для того чтобы составить впечатление о замке, одного часа достаточно. Если же захочется по нему побродить и полазать, то нужно выбирать время побольше и сезон с меньшим количеством туристов. Языковая проблема решается просто: есть аудиогиды на русском, а есть брошюры на русском с перечнем залов и краткими комментариями. Мы же, покинув замок и сделав несколько фото на фоне озера, замка и озера с замком, сели в автобус и буквально через пять минут вышли в центре Монтрё у Крытого рынка,
Монтрё
Рынок представлял собой большую крышу, поддерживаемую стальными балками. Внизу никакого рынка не было, через это тенистое пространство было очень приятно в жаркий день пройти к набережной.
От набережной в озеро вынесена небольшая площадка со скамеечками, а непосредственно перед ней стоит памятник Фредди Меркьюри, который жил тут и записывал альбомы в собственной студии звукозаписи. У памятника живые цветы (подставочки под букеты по уму вмонтированы в основание монумента). Говорят, раньше монумент лидеру Queen стоял у самой воды и было проблематично выбрать хороший ракурс для съёмки. Наверное, для этого и придумали эту выступающую за линию берега площадку.
Все, кто хотел, сделали фото и группа продолжила движение вдоль озера. Монтрё славится своими музыкальными фестивалями и его длинный-длинный променад вдоль озера оформлен решёткой в виде нот.
На всём протяжении цветы, деревья, забавные («Перед полётом») и неожиданные (что-то вроде «Птице-рыбо-человека») скульптуры.
Чуть выше прогулочно-парковой зоны - дорогие отели, в одном из которых на протяжении 17 лет, до своей смерти жил Владимир Набоков с семьёй (отель «Монтрё-Палас» предоставил ему «особые условия», дабы надолго оставить у себя именитого постояльца), похоронен он на местном кладбище. Вообще этот уютный курортный городок всегда привлекал знаменитостей, тут побывали Лев Толстой, Пётр Чайковский, Игорь Стравинский. В соседнем Веве 20 лет прожил Чарли Чаплин после полученного им запрета на возвращение в США во времена разгула там маккартизма.
Конечно, не могли нам не рассказать об истории знаменитой песни «Smoke on the Water» группы «Deep Purple», которая обязана своим рождением пожару в казино «Монтрё», случившемуся во время концерта 4 декабря 1971 г. Расположенное тут же, на берегу озера, казино, горело, дым стелился по водной глади. Ян Гиллан, увидев это, мастерски переложил визуальный ряд в музыкальный: «Smoke on the water - A fire in the sky». Старое казино сгорело, на его месте красуется новое.
На красивом изгибе береговой линии выделяется коробка отеля «Best Western Eurotel Riviera». Выглядит он для окружающего пейзажа несколько несуразно, простовато. Этакая брежневская панелька среди элитного квартала. Да и само по себе расположение 4-звёздочного отеля на самом берегу, тогда как 5-звёздочные рядами выстроились чуть выше, необычно. Говорят, что местные жители периодически поднимают вопрос о том, чтобы убрать эту бетонную коробку с набережной. Посмотрим, что у них получится.
Город славится своим мягким климатом и по нему приятно прогуляться. Вдоль набережной тянутся ряды деревьев, цветников, небольших парков. Постоянно какие-то фестивали, выставки, экспозиции под открытым небом. На этот раз в парке напротив сверкающего белизной и жёлтыми зонтиками роскошного отеля «Suisse Majestic» проходила очередная необычная выставка. Насколько было понятно из экспонатов, она была посвящена гармонии быта и природы или победе природы над человеческим бытом. В зелень и цветы клумб были помещены груда велосипедов, колонна из офисных стульев, разбитая сантехника. Плющ оплетал припаркованный велосипед, из уложенных друг на друга шин струилась вода.
Центральным экспонатом был вросший в землю хэчбэк, через который прорастали пальмы и трава. Очень необычное зрелище.
После получасовой экскурсии по набережной у нас оставалось около часа свободного времени. Мы успели и погулять, и пообедать в расположенном тут же, на улочке Гран Рю, идущей параллельно набережной, за громадой страшненького отеля, ресторане самообслуживания. Надо отдать должное, что повсюду, где бы мы ни были, даже в дорогих и фешенебельных районах всегда найдутся доступные для бюджетного обеда рестораны быстрого питания. Они удобны с двух точек зрения: во-первых, ты видишь то, что берёшь, во-вторых, ты сам контролируешь время, отведённое для еды. Без изысков, но всегда было сытно, почти всегда глазами хотелось съесть больше, чем позволял организм, поэтому обычно получалось, что брали несколько больше, чем съедали.
Тем временем подошло время сбора группы. Следующая остановка - Женева. Часть группы отправлялась туда на автобусе, другая часть отплывала на кораблике до Лозанны и уже там воссоединялась с остальными. Конечно, мы не могли отказать в удовольствии в этот жаркий день прокатиться по озеру.
Прогулка стоила 26 евро за второй класс - на первой палубе. Причал располагался тут же, в самом центре. Олег купил и вручил нам билеты и остался, чтобы посадить нас на корабль (автобус отъезжал чуть позже, чтобы синхронно с кораблём оказаться в Лозанне). Вскоре появился собственно корабль.
Это было двухпалубное судно 1910 года выпуска, движимое водяными колёсами. Народу было немало, видимо наряду с туристической функцией эти суда выполняют роль водных трамвайчиков между городками на побережье. Тем не менее, разместились за столиком в носовой части, заказали кофе. Вскоре отплыли.
Впереди было чуть больше часа пути и мы с сыном пошли исследовать корабль. Как я уже говорил, из-за пограничного положения озера суда ходят под двумя флагами. На корме развевался огромный красный квадрат с белым крестом. Французский флаг поменьше располагался на носу.
На второй, верхней палубе располагался первый класс, ещё выше рубка капитана и декоративная труба. Но самое интересное было на первой палубе посередине. Там, за специальной огородкой зияло пространство машинного отсека, где стальные поршни вращали огромный поперечный вал, к которому крепились колёса. Двигатель, конечно, был современный дизельный, но поршневой привод оставался таким, каким был собран более ста лет назад, и создавалось полное впечатление, что ты находишься на пышущем дымом пароходе. Вокруг было много желающих поснимать этот завораживающий механический процесс, когда двигатель сначала медленно, а затем всё увеличивая обороты, толкает два массивных поршня. Ты как будто попадаешь лет на 100-150 назад и благоговейно взираешь на этот движитель времён промышленной революции.
А по бортам проплывали спокойные воды озера, высокогорный дальний южный берег и холмистый, изрезанный виноградниками, северный. Корабль сделал короткую остановку в Веве, где на озеро выходит фасад старого здания рынка.
Затем поплыли дальше вдоль виноградных холмов и долин. Прошли мимо расположенной на берегу озера стекляшки штаб-квартиры Nestle. По берегу то и дело проезжали поезда, мимо проплывали встречные корабли.
Так наша половина группы добралась до Лозанны, где вышла с корабля в старом районе Уши (давшем одно из имён озеру), недалеко от замка Уши, превращённого в красивый отель.
Там же находятся и цветочные часы, вот только в тот раз они оказались без стрелок.
Автобус уже ждал нас, и мы без промедления двинулись в сторону Женевы. Ехать было 65 км, и менее чем через час мы оказались в самой западной оконечности Швейцарии.
Все темы Альпийского лета:
00.
Подготовка01.
Первый день02.
Вадуц03.
Штансерхорн04.
Люцерн05.
Лугано06.
Беллинцона07.
Интерлпкен08.
Юнгфрау09.
Лозанна10. Шильонский замок и Монтрё
11.
Женева12.
Церматт13.
Горнерграт14.
Грюйер15.
Берн16.
Цюрих17.
Рейнский водопад18.
Инсбрук19.
Зальцбург20.
Вена