Столица Швейцарии и одноимённого кантона, Берн с населением 138 тыс. чел. является пятым по величине городом страны. Раскинувшись в излучине реки Аре, его исторический центр считается одним из лучших памятников средневековой городской архитектуры в Европе.
Наша группа выгрузилась из автобуса в районе Розового Сада, расположенного на высоком западном берегу реки.
Сад известен своей богатой коллекцией роз, но ещё оттуда открывается лучший вид на старый центр Берна, протянувшийся длинным выступом, который огибает достаточно бурное русло «национальной» реки Аре. С этой высокой точки виден весь старый город, в котором красные черепичные крыши, плотно выстроившись в ряд, образуют подобие каменных стен, перемежающихся зеленью деревьев. Доминирует над всем башня Кафедрального собора Берна, возвышающаяся на 100 м и удерживающая звание самого высокого храма Швейцарии. К сожалению, шпиль собора был закрыт лесами, что несколько смазывало общее восторженное впечатление от открывающегося вида города, огибаемого прозрачно-бирюзовой лентой реки.
Город был основан в 1191 г. герцогом Бертольдом V Церингенским. Согласно легенде, отправляясь на охоту в здешние леса, он пообещал назвать заложенный город в честь животного, которое будет поймано первым. Им оказался медведь, не только давший имя городу, но и ставший его символом. Изображение медведя присутствует на гербе и флаге города и кантона Берн, запечатлено в монументах и названиях отдельных мест. Хотя злые языки до сих пор утверждают, что первым, кого поймал герцог, был всё же заяц.
День выдался жарким и, немного акклиматизировавшись после кондиционируемого салона автобуса, группа начала спуск к реке. Река тут хоть и не слишком узкая, 60-80 м, но быстрая и своенравная, поэтому её берега укреплены камнем. Со стороны старого города дома выходят к воде сплошными стенами.
Спустившись с холма, мы оказались в местечке, известном как «медвежья яма». Медведи, как символ города, всегда привечались местными жителями. Держали их обычно в клетках. Но в конце XIX в. рядом с рекой построили своеобразный загон в виде каменной ямы, в которой содержали одного-двух медведей. Отсюда и название.
По мере изменения отношения к диким животным, яму обустраивали. Сейчас в ней медведи практически не живут. Им сделан проход на берег реки, где они и гуляют по траве среди деревьев. «Медвежья» часть берега обнесена сеткой, а поглядеть на мишек можно сверху, с огороженного края высокого берега.
Вскоре из расположенного рядом с Медвежьей ямой туристического инфоцентра (раньше тут располагалось трамвайное депо) появился бернский гид (в ряде городов экскурсии может проводить только местный гид) и мы начали путешествие по старому городу. На левый берег перешли по мосту Нидегбрюкке, с которого хорошо виден расположенный чуть ниже по течению самый старый городской мост - Мост у нижних ворот.
Первый, деревянный мост был возведен ещё в XIII в., позже заменён каменным, который служит уже больше 500 лет. До 1840 г. он являлся единственным мостом в Берне через Аре, затем возвели тот мост, по которому мы шли, а впоследствии ещё порядка полутора десятка мостов в современной черте города.
Знакомство со старым городом мы начали с церкви Нидегкирхе, возведённой в 1346 г. на месте разрушенного за 80 лет до того замка Нидег (отсюда название и церкви, и моста). Пережив нелёгкие времена Реформации, когда здание в течение 37 лет использовалось как склад зерна и древесины, в 1566 г. тут было восстановлено богослужение уже по протестантскому обряду. Кантон Берн вместе с Женевой являлся оплотом Реформации и протестантство прочно обосновалось на этой земле.
Во дворе церкви разбит фонтан, а рядом воздвигнут памятник Бертольду V Церингену, основателю города. У его ног, как и следовало ожидать, крутится медвежонок.
Поднявшись от церкви, вышли на площадь, от которой отходят три улицы, идущие параллельно через весь старый город. Эти каменные просеки появились после пожара XIV в., погубившего большую часть тогда ещё деревянного города. Нижняя часть домов почти сплошь в аркадах (крытых галереях), как в Лугано. Но в отличие от южного города, Берн держит в Швейцарии рекорд по протяжённости этих галерей - свыше 6 км. На этих трёх центральных улицах старого города аркады были единственным спасением от палящего солнца. Мостовые вымощены булыжником, посреди центральной улицы стоят фонтаны, разметки нет. Но не стоит расслабляться. Хоть туристы и являются в этой части города приоритетом, но улицы проезжие, по центральной даже автобусы курсируют. Уступайте дорогу вы - и её уступят вам.
Следующей нашей остановкой была площадь у ратуши на Почтовой улице. Зданию ратуши уже около 600 лет. Высокое крыльцо украшено часами и витиеватыми колоннами со скульптурами. Под карнизом крыши выстроились в ряд гербы бернских округов. В этом историческом здании заседает правительство кантона Берн.
Рядом высится церковь Святых Петра и Павла. Смешение готического и романского стилей подкупает своей древностью. Но не стоит обманываться. Эта церковь была построена в 1864 г. и на тот момент была единственной католической церковью в протестантском Берне.
Напротив ратуши изливает свои воды один из знаменитых бернских фонтанов - Знаменосец. Из небольшой чаши фонтана поднимается каменная колонна, на разукрашенной капители которой стоит такая же цветастая фигура бернского знаменосца со штандартом Берна. По такому же подобию построено 11 фонтанов в старом городе. Они по-своему являются олицетворением Берна и его истории, ведь все они возведены в XVI в. скульптором Гансом Гингом.
От здания ратуши на северной части «полуострова» старого города мы перешли по узкой улочке на южную - менее полукилометра - и вышли на обзорную площадку Мюнстерплатформ, возвышающуюся над порогом реки Аре. Да-да, река, несущая свои воды с альпийских вершин (её верхнее течение мы пересекали у Интерлакена), не теряет своего норова и выбравшись на относительно равнинную местность. Вдоль реки (именно вдоль) протянулась длинная бетонная дамба, рассекающая поток, с несколькими створами для сброса воды. Воды Аре сразу же за высоким мостом Кирхенфельдбрюкке с грохотом переваливают дамбу в отведённых местах и несутся дальше, огибая длинной дугой старый город.
Насладившись зрелищем и отдохнув в тени деревьев (смотровая является частью небольшой аллеи, где приятно перевести дух), мы продолжили экскурсию от площади Кафедрального собора, который примыкает к Мюнстерплатформ.
Кафедральный собор (Мюнстер) не только самое высокое культовое здание Швейцарии, но также и самый известный долгострой: строительство собора началось в 1421 г., а завершилось водружением шпиля в 1893 г. Наверху расположена смотровая площадка, к которой ведут 344 ступени (для тех, кто не захочет подняться на лифте). Перед собором на площади расположен ещё один из бернских фонтанов - Моисей. Разукрашенная фигура изображает пророка, держащего скрижали с заповедями. На голове символические рожки-лучи. Не первый раз мы видели «рогатого» Моисея, такой же украшает вход в собор Лозанны. А всё дело, как оказывается, в некорректном переводи Библии с иврита на латынь. Отсутствие гласных в древнееврейском языке сыграло злую шутку с первыми переводчиками, превратившими «сияние» (исходящее от его лица после разговора с богом) в «рога». Позднее ошибка была исправлена, но от первоначального прочтения осталась масса произведений искусства с «рогатым» Моисеем.
От собора группа двинулась дальше, постепенно приближаясь к башне с часами. По пути посмотрели ещё несколько старых фонтанов. Самсон - тот самый, разрывающий пасть льву (хотя раньше фонтан назывался «Мясник», а до этого и вовсе был созвучен «скотобойне»).
Церинген - в честь основателя города: медведь в золотом шлеме и при доспехах держит штандарт и щит. Это, как и некоторые другие, новое название фонтана, появившееся в XIX в. До этого его называли «медвежьим», а отношение к Церингену весьма спорно, так как гербом герцогов был красный орёл в золотом поле, а на щите медведя - золотой лев в красном поле.
Так, незаметно, обозревая окружающие дома и фонтаны, мы подошли к часовой башне Цитглогге. Это визитная карточка города, настолько же узнаваемый символ Берна, насколько мост Капельбрюкке - символ Люцерна, а Женевский фонтан - Женевы. Эта невысокая башенка XIII в. постройки когда-то была частью городской стены и служила западными воротами города. С ростом города башня потеряла своё оборонительное значения и так бы и канула в Лету, если бы не швейцарский мастер Каспар Бруннер, установивший на ней астрономические часы в 1530 г. Эти часы считаются самыми старыми башенными часами в Швейцарии и долгое время являлись эталоном точного времени для жителей Берна. Часы отмеряют кроме часов и минут также дни недели, месяцы и лунные фазы. Каждый час маленькие фигурки показывают мини-представление, мы как раз попали на такое - посмотреть собралась большая толпа туристов. Кто не видел пражский Орлой (который более чем на сто лет старше бернских часов), будет в восторге от увиденного. Кто видел, будет с чем сравнить. Кстати, не следует забывать, что мы в Швейцарии: в ряде справочников вы можете не найти Цитглогге, ведь «Zytglogge» - это бернский диалект немецкого, на «чистокровном» немецком название башни звучит как «Zeitglockenturm».
Согласно легенде (в которую верят, наверное, все бернцы), именно эти часы вдохновили Альберта Эйнштейна на создание знаменитой теории относительности. С 1903 по 1905 гг. он жил рядом, буквально в 200 м от башни с часами. Работал в швейцарском патентном бюро и разрабатывал Специальную теорию относительности. Сейчас его квартира превращена в дом-музей.
Группа продолжала двигаться на запад. На площади Корнхаусплац, находящейся за Часовой башней, расположен ещё один старый фонтан со зловещим названием «Пожиратель детей». Он увенчан фигурой великана, пожирающего ребёнка, в запасе у него целая сумка с другими детьми. У образа множество всевозможных толкований, но суть одна - это своеобразная местная страшилка для непослушных детей.
Мы дошли до рыночной площади, где шла оживленная торговля. Над площадью возвышается Тюремная Башня - очередные западные ворота в город, обозначавшие границу Берна в середине XVII в. Башня когда-то использовалась как тюрьма, сейчас в ней городской архив. Её украшением являются красивые часы с красным циферблатом «Величие Берна».
От башни мы повернули обратно и вышли на заключительную точку маршрута - Парламентскую площадь. На ней расположено здание Парламента, большое монументальное строение, увенчанное квадратной полубашней с куполом, возвышающимся на 64 м. Слева и справа двухэтажные арки соединяются с соседними строениями, придавая дополнительный визуальный «вес» конструкции. Фасад украшен фальшколоннами, верхушка крыши и ниши фасада - мраморными статуями, а по краям крыши - грифонами. Большие окна придают воздушность и лёгкость этому сооружению из камня. Здесь заседают швейцарское правительство и парламент.
С другой стороны на площадь выходит фасад Национального банка Швейцарии с барельефами и скульптурами и аккуратно, как по линеечке подстриженными деревьями.
Но изюминка Парламентской площади не в красивых фасадах, а в том, что расположено между ними. Посреди площади из земли бьют 26 струй, по количеству кантонов. Каждые полчаса они начинают «играть», то выстреливая на 4 м, то синхронно выплёвывая маленькие струйки. Музыки нет, но своими всплесками фонтан создаёт собственный ритм. В этот необычайно жаркий день среди струй прохладной воды плескалось множество детей разного возраста: от только начинающих ходить, до школьников. Родители либо сидели тут же, на границе фонтана, либо ходили средь потоков воды за своими малышами.
Экскурсия завершилась. До отъезда оставалось 3,5 часа. Но мы записались на мероприятие доппрограммы - национальный ужин (28 евро), так что через 2,5 часа гурманы должны были собраться на Парламентской площади. За это время можно было исходить весь центр города, но была уж очень жарко, градусов 35. В результате мы с семьёй выбрали щадящий вариант: прогуляться до речных порогов, а на обратной дороге пробежаться по аркадам торговой улочки.
К порогам спуск был с противоположного берега реки, поэтому мы направились к мосту Кирхенфельдбрюкке. C моста открывался отличный вид вниз по течению Аре вдоль старого города: каскадами поднимающиеся ряды старых домишек, смотровая Мюнстерплатформ и венчающий всё Кафедральный собор.
Под мостом, на уровне порога были сооружены летние ресторанчики, в которых можно было посидеть в относительной прохладце от громыхающей под тобой и вокруг тебя воды. Туда мы и пошли. Смешно сказать, но выбор места определился по компьютерной заставке, бог весть как попавшей ко мне в незапамятные времена, на которой с высоты собора запечатлён именно этот мост.
Надо сказать, мосты через Аре в Берне достаточно высокие, так как городская «платформа» расположена на холмах и транспорт (в том числе многочисленные трамваи и автобусы) передвигается преимущественно в этой плоскости, не ныряя в низины русла реки. Мост Кирхенфельдбрюкке вывел нас на Гельвециаплац (площадь Швейцарии).
Перед выстроенным в виде замка изящным Бернским историческим музеем раскинулся монументальный фонтан, воздвигнутый сто лет назад в честь 50-летия никому неизвестного на сегодняшний день Телеграфного союза.
От площади к реке мощёная камнем дорожка спускалась по покрытому зеленью склону. Это напомнило нам спуск с Воробьёвых гор к Москва-реке. Внизу вдоль реки шла неширокая дорожка. Чуть дальше от речного порога в реку спускался пандус и кто-то готовился прокатиться на каноэ. Мы тоже спустились, пощупали чистую прозрачную воду. Тем временем каноэ отплыло и за те пять минут, пока мы шли к ресторанчику над рекой, бурный поток уже унёс лодку чуть ли не за поворот, где она была едва различима.
Тем временем мы удобно расположились за столиком, заказали соки и мороженое и слушали Аре. Река шумела своими потоками, одним проходя где-то прямо под нами, другим огибая наш мысок по основному руслу и там уже срываясь с дамбы. Нижняя, правобережная часть реки, была достаточно мелкой, кое-где над поверхностью проглядывали косы намытых водой камней.
Отдохнув у воды, мы проделали обратный путь. Прошлись по одной из старых улочек Марктгассе, прикупив ребёнку туфли Lacoste нужного редкого для его возраста размера и с хорошей летней скидкой. В назначенное время Олег встретил всех на площади и мы отправились на ужин (было около шести вечера). Угощали нас на этот раз раклетом, национальным швейцарским блюдом, как и фондю, приготавливаемом из расплавленного сыра. В отличие от фондю оно подаётся с маринованными огурчиками и картофелем, на который его следует «намазывать». Кстати, картофель в Швейцарии принято готовить, не очищая от кожуры. К раклету полагалась добрая порция бернских сосисок. Вместо раклета можно было выбрать рёшти с ветчиной или рыбой - ещё одно местное блюдо, очень похожее на картофельную запеканку. Конечно, пиво/вино/напитки на выбор.
Час на ужин, и в путь. Подобрав оставшуюся часть группы и разместившись в автобусе, мы двинулись дальше на север, в сторону Цюриха. Километров через 100 (час с четвертью) мы остановились в городке Шпрайтенбах кантона Ааргау (20 км не доезжая Цюриха) у входа в отель «Arte». Это был хоть и трёхзвёздочный отель без кондиционера в номере, но сетевой. Новая мебель, безупречно чисто, телевизор-плазма подвешен в углу. Может, шкафчиков маловато, но мы не разбирали сумки, так как ночевали тут только одну ночь. И приятная новость: тут был боулинг. Бросив вещи и наскоро переодевшись, мы спустились вниз и за вполне приемлемую плату (около 30 франков за дорожку) целый час с наслаждением катали шары в пустом зале, принеся туда напитки из ресторана.
Все темы Альпийского лета:
00.
Подготовка01.
Первый день02.
Вадуц03.
Штансерхорн04.
Люцерн05.
Лугано06.
Беллинцона07.
Интерлпкен08.
Юнгфрау09.
Лозанна10.
Шильонский замок и Монтрё11.
Женева12.
Церматт13.
Горнерграт14.
Грюйер15. Берн
16.
Цюрих17.
Рейнский водопад18.
Инсбрук19.
Зальцбург20.
Вена