Альпийское лето. 11 - Женева

Oct 03, 2013 07:17



Для меня всегда первой географической ассоциацией к Швейцарии являлась Женева. Потом уже вспоминались другие города вроде Цюриха, и уже затем приходила на память столица Берн. Но Женева и Швейцария - это неразрывно.

На самом деле неразрывно стало с 1814 г., когда город окончательно присоединился к Швейцарии, что увековечил памятник у Английского парка в виде двух обнявшихся девушек: Швейцарии и Женевы.



Женева - центр одноимённого кантона и второй по величине город страны (194 тыс. жителей). В нём расположено множество международных организаций, много иностранцев приезжает сюда на работу, поэтому вторым языком в Женеве (после французского) выступает английский. Город расположен на западной оконечности Женевского озера, где оно образует узкую бухту, переходящую в реку Рону, вытекающую из озера и несущую свои воды далее по территории Франции в Средиземное море. Когда подъезжаешь к центру, первое, что бросается в глаза - грандиозный фонтан, бьющий из озера на высоту 140 м. Женевский фонтан - своего рода визитная карточка города.



Пробираясь на автобусе в центр города, проехали мимо площади Наций, от которой длинная аллея, украшенная флагами стран, ведёт к Дворцу наций. На самой площади среди бьющих из земли фонтанов стоит огромный, 12-метровый 5-тонный деревянный стул с вырванной с мясом ножкой - памятник-протест против применения противопехотных мин.



Экскурсия наша с местным гидом началась из исторического центра города - парка Бастионов. Название парк получил по фортификационным сооружениям XVI-XVII вв., от которых осталась одна крепостная стена. Парк зелёный, тенистый от раскидистых деревьев, пусть не обширный, но просторный. Он тянется (и обзор начинается) от Новой площади, где высится статуя генералу Анри Дюфуру, национальному герою Швейцарии, инженеру и топографу, первым составившему топографическую карту страны, профессору математики Женевского университета. С одной стороны парк ограничивает здание университета, выходящее к нему своим задним фасадом.



С другой стороны границей парка служит крепостная стена. Посреди тёмно-серой каменной кладки в глаза бросается 90-метровая часть из светлого камня с барельефами и надписями.



Это Стена Реформации, которая была сооружена в 1909 г. к 450-летию со дня рождения Жана Кальвина, одного из отцов церковной Реформации и основателя Женевского университета, и 350-летию со дня основания этого университета (тогда ещё академии). Вдоль стены, зажатая в камне, течёт вода, пространство перед стеной вымощено плиткой с изображениями гербов Берна, Женевы и Шотландии.



Центральную композицию составляют 5-метровые, в полный рост фигуры Теодора Беза (преемника Кальвина и первого ректора университета), самого Жана Кальвина, Гийома Фареля (читавшего в Женеве первую проповедь Реформации) и Джона Нокса (основателя пресвитерианства в Шотландии). По всей длине стены выбит девиз протестантской Реформации (и он же - девиз Женевы): «После мрака - свет».



Такой величественный памятник увековечил непростые для страны, да и для всей Европы годы церковного раскола, годы Реформации - рождения протестантства. Начавшиеся в XVI в., окончательно религиозные споры были улажены только к середине XIX в. За это время страну будоражили раздоры и даже религиозные войны. Разорялись церкви и монастыри, но, в то же время, распространялись новые идеи, менялись взгляды, рождались компромиссы, которые и создали ту Швейцарию, какой она сегодня является. В настоящее время в стране 48% протестантов и 50% католиков. Причём, религиозные конфессии не соответствуют языковым границам. Центры протестантизма в немецкоговорящей части страны - Цюрих, Берн и Аппенцелль. Французский протестантизм сконцентрировался в кантоне Женева и соседних кантонах Во и Невшатель. Католики преобладают в центральной Швейцарии вокруг Люцерна, на большей части территории франкоязычных кантонов Фрибур и Вале и в италоязычном кантоне Тичино.



Конечно, помимо христиан в стране есть и приверженцы других конфессий. Так, в Швейцарии проживает около 400 тыс. мусульман, в основном турок и косоваров. Но, учитывая христианский менталитет страны и нежелание взращивать национальные анклавы, здесь действую более жёсткие правила в отношении публичного проявления иных вероисповеданий. В 2009 г. на всенародном референдуме в Швейцарии была принята поправка к конституции, запрещающая строительство минаретов. Также тут запрещён кошерный и халяльный забой животных «по причине их жестокости». Вполне разумная мера, направленная на интеграцию, а не локализацию приезжих.



От впечатляющей Стены Реформации мы поднялись на крепостную стену, которая служит своего рода порогом в старый город. По краю тянется каштановая аллея. Каштан, растущий напротив здания правительства кантона, считается официальным Каштановым Деревом, по которому определяют начало весны вот уже 200 лет. Когда на нём распускается первый лист, объявляется приход весны. Параллельно аллее с её изящными чугунными фонарями и детскими площадками, по краю стены тянется 120-метровая скамейка. Ей уже скоро 250 лет и на протяжении большего времени она считалась самой длинной скамейкой в мире.



Посидев на ней, двинулись по узким улочкам старого города. Прошли мимо арсенала, заглянули в аркады, где выставлены старинные пушки на фоне трёх мозаичных панно. На мозаике изображены сцены, связанные с историей города: вход в него римской армии Юлия Цезаря, первая городская ярмарка и спасение гугенотов, бежавших от католиков. На стене здания солнечные часы, под крышей - сцены из городской жизни.



От жары и знойного солнца немного передохнули, спрятавшись в живописном тенистом дворике ратуши. Это здание с галереями и поднимающимся по ним пандусом сыграло свою роль в превращении Женевы в центр международной дипломатии: именно в нём были подписаны первое соглашение Красного Креста и первая Женевская конвенция.



В двух шагах от Ратуши расположился собор Святого Петра. Женевский кафедральный собор Святого Петра был построен в XIII в. и с тех пор постоянно достраивался и обновлялся. Католическая история собора закончилась в 1535 г. с приходом Реформации. В те времена он стал центром протестантского движения, в нём проповедовал Кальвин. Аскетичный стул, на котором сидел церковный реформатор, хранится тут до сих пор и является одной из реликвий собора.



С приходом протестантства богатое убранство католических церквей было объявлено излишеством, идолопоклонством. Как верно замечено, если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше - он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Ничего не должно мешать разговору человека с богом, богатая мишура лишь отвлекает от такого духовного соединения. Поэтому протестантские церкви скромны и аскетичны. Так и с собором Святого Петра: статуи и позолота были убраны, стены очищены, фрески сколоты. Всё, что осталось - цветные витражи, да резьба по дереву. Но такая суровость ничуть не умаляет достоинств собора. Он выглядит строго и величественно.



Небольшая капелла («Капелла Маккавеев») при соборе известна тем, что в ней готовилось первое издание библии на английском языке («Женевская Библия»). Католицизм признавал только латинский язык для священного писания и литургий. Протестанты принесли религию ближе к народу, издавая Библию и проводя проповеди на национальных языках. В конце XIX в. капелла Маккавеев была отреставрирована, восстановлены фрески XV в. и сейчас можно воочию сравнить убранство католической и протестантской церквей.



За символическую плату можно подняться на северную и южную башни собора и посмотреть на старый город с верхней его точки. От собора группа спустилась по улочке Перрон к пешеходной площади Моляр, где закончилась экскурсия. Она продлилась около часа и до отъезда оставалось ещё два. Но не у всех. Большинство группы записалось на мероприятие дополнительной программы - национальный ужин (28 евро), а до него оставался час. Мы решили посвятить его Женевскому фонтану. К нему шли через Английский парк, где красуются женевские цветочные часы. Рядом с ними всегда много народа, но все соблюдают своеобразную очередь для фотографий на фоне 5-метрового циферблата из цветов. Дизайн часов меняется ежегодно, а цветовая палитра в рамках выбранной конфигурации клумб, и того чаще - раз в месяц.



От часов до фонтана по набережной Дю Лак минут 10-15.



Там от неё отходит 200-метровый бетонный мол, метра 1,5 шириной, по которому можно подойти поближе к вырывающейся вверх со скоростью 200 км/ч струе воды. Передвигаться следует осторожно, поручней никаких нет. Особенно ближе к фонтану, так как дорожка мокрая. Но нет ничего лучше в жаркий день, чем постоять под мелкими брызгами воды.



От фонтана двинулись на противоположный берег к месту сбора. Перешли Рону по мосту Монблан, красиво украшенному флагами всех кантонов - близилось 1 августа, главный национальный праздник Швейцарии - День основания Конфедерации.



С моста открывается отличный вид на фонтан, озеро и курсирующие по нему кораблики.



Перейдя мост, оказались на набережной Монблан. Говорят, в хорошую погоду на юго-востоке можно увидеть гору Монблан, высочайшую точку Альп и всей Западной Европы (4810 м), расположенную в 70 км от Женевы в Грайских Альпах на границе Франции и Италии. Увы, мы не увидели этой вершины, то направление заслоняли облака.

Группа собиралась на набережной Монблан у Альпийского сквера. Здесь расположен мавзолей герцога Карла II Брауншвейгского. Захоронение необычное, оно не под, а над землёй. В красивом остроконечном шатре розоватого камня на высоте 6 м покоится гроб с телом герцога. По две стороны симметрично расположены два бассейна с водой, которые охраняют каменные грифоны, тогда как ступенчатый подъём на площадку сторожат каменные львы. Очень строгое и величественное сооружение. Но почему вдруг?



Карл II с 1815 г. правил герцогством Брауншвейгским, но революционные волнения заставили его отказаться от власти в 1830 г. и он уехал сперва в Париж, а затем обосновался в Женеве.



Он был очень эксцентричен, страдал манией преследования и клаустрофобией. По своей смерти в 1873 г. он оставил завещание, где объявлял наследником своего состояния в 22 млн. франков город Женеву - но с условием, что он не будет похоронен под землёй (ах уж эта клаустрофобия!), а в достойном его положению месте города и горожане будут ухаживать за его могилой. Жители Женевы выполнили его последнюю волю и до сих пор следят за захоронением. А на завещанные средства был построен Женевский Большой Театр и золотые ворота парка Бастионов.



Ужин состоялся в ресторане недалеко от этого места. «Гвоздём программы» было женевское национальное блюдо - perche du lac - жареные окуньки. Небольшие, но в достаточном количестве, без костей. К основному блюду подавалась закуска и напитки на выбор. После сытного обеда прогулялись до Альпийского сквера, где нас ждал автобус. Обратная дорога до Монтрё (90 км) по скоростному шоссе заняла чуть более часа.



На следующий день после «пляжного» отдыха по плану снова были горы. На этот раз мы должны были воочию увидеть (в случае благоприятной погоды) основной символ Швейцарии - пик Маттерхорн.

Все темы Альпийского лета:
00. Подготовка
01. Первый день
02. Вадуц
03. Штансерхорн
04. Люцерн
05. Лугано
06. Беллинцона
07. Интерлпкен
08. Юнгфрау
09. Лозанна
10. Шильонский замок и Монтрё
11. Женева
12. Церматт
13. Горнерграт
14. Грюйер
15. Берн
16. Цюрих
17. Рейнский водопад
18. Инсбрук
19. Зальцбург
20. Вена

цветы, флаги, архитектура, церкви, улицы, Женева, пушки, история, памятники, мосты, Альпы, часы, озера, парки, площади, фонтаны, Швейцария

Previous post Next post
Up