Сегодня была радиалка в ущелье Аку-Аку и на гору Гольцовую. Проснулись поздно, не торопясь вышли, оставив пять человек в лагере. Реку Гольцовку, на берегу которой разбилии лагерь, бродить не захотели и решили спуститься 2 км до железнодорожного моста и переправиться по нему.
Рядом с ж/д оказался довольно старый подвесной мост, в его в основании поперечные балки были не железными, а деревянными. Естественно, что за давностью лет кое-где эти доски отвалились. Но общее состояние моста было гораздо лучше, чем его собрата, переброшенного через Малую Белую.
Вдоль тропы, что вела нас, были заросли, практически плантации благородных грибов. Они словно чуяли, что мы не будем их собирать, и не скрывались под листьями и кустами, а выставляли напоказ свои крепкие шляпки. Тропа вывела к небольшому лесному озеру, больше похожему на постдождевую лужу, в обрамлении елей. В луже плескались головастики. После скакания по прибрежным камешкам, отправились по дороге и вскоре свернули с неё в лес. Предстоял достаточно некрутой подъем. Что странно, на холме была обнаружена спелая матово-синяя черника, в других местах она была ещё зелёной.
Лесное озеро.
Прогулявшись по холму, с которого открывался чудесный вид на оз. Имандра и горы, пошли в щель, обозначенную на карте, но в которой никто из нас не был. Кажется, эта щель называется Крест. Сверху щель казалась неимоверно глубокой из-за внезапного понижения. Уже спускаясь можно было разглядеть сглаженные ветром скальные обрывы с двух сторон щели.
Автор фото
teshca
Спустившись вниз я словно оказалась в приключенческом фильме о путешествиях по тропикам, даже северная растительность не умаляла это ощущение. На дне расщелины навалены камни, но они обвалились давно и уже успели зарасти. Мох под ногами влажно прогибался. Близко расположенные стены ущелья, испещрённые трещинами, закрывали дно от солнца, поэтому растительность, скрытая в щели, была нежно-зелёного цвета. И стены позволили сохраниться довольно большому снежнику, по гребню которого пролегал наш путь. Я испугалась того, что подскользнусь и впечатаюсь в скалу 2,5-3 метрами ниже и обошла снежник с чуть подтаявшего бока.
Путь о снежнику.
За небольшой кучей курумника обнаружилось озерцо от стаявшей части снежника - вода кристально чистая, несмотря на лежащую на дне грязь и глину - воду некому мутить.
Затем начался курумник, по которому я, после падения на Чоргорре, передвигалась медленно и излишне осторожно. Стены ущелья отчего-то напомнили мне фигуры с о. Пасхи (как потом оказалось, не зря!), видимо своей вертикальностью и скруглённостью углов.
Выбрались из безымянного ущелья и пошли по чуть повышающемуся плато в сторону Аку-Аку. Ровная поверхность, никаких заметных повышений, некрупные камни, подушковая растительность: даже деревья тяготеют к округлым формам. Ярко-жёлтый лишайник хрустит под ногами. Тут и там из мха торчат гвоздеподобные маленькие кладонии. Сколько хрупких стволиков я растоптала - не поддаётся счёту - они тут повсюду.
Подушковые формы растительности: мхи, лишайники, кустарник.
Больше всего меня выматывает это монотонное движение по чуть наклонной поверхности, удобной для хождения. На камнях, на резких спусках или подъемах концентрируешься, выбираешь куда шагнуть, поэтому сил на размышления от усталости не остаётся. На устланной мхом плоскости есть время подумать.
Этот последний день похода мне запомнился наиболее отчётливо, я прожила его здесь и сейчас. Уже с утра у меня в голове вертелась мысль, что завтра в это время я буду ехать в поезде, и пейзажи будут безвозвратно проплывать перед глазами. Завтра я оставлю горы и реки там, где они находились много лет до моего прихода и будут находится ещё дольше после того, как я уйду. Завтра зелёный поезд утащит меня из серо-желтых пейзажей и прозрачного воздуха, из изрезанных складок земного тела и голубой воды, подальше, на юг, который я до этого всегда считала севером.
Осознание того, что завтра ничего этого вокруг не будет заставляло меня жадно вглядываться в очертания камней, рунические узоры лишайников и извивы тропы. Но когда мы вошли в ущелье Аку-Аку на всё это стало мне наплевать - захватило дух. Все эти мелкие детали смазались, слиплись в единый ком на фоне огромных каменных стен, взмывающих вверх и оставляющих мне только два пути: назад и вперёд. Хаотично накиданные каменные глыбы, словно стоящие сверху великаны когда-то забрасывали свою жертву. Клочковатая растительность, деревья, рельефами выступающие из скалы. И тоненькая ниточка тропы, которая сверху выглядит, думаю, не толще волоса.
Это одно из самых потрясающих мест, что я видела в своей жизни. Даже сложно сказать, что же меня так впечатлило. Атмосфера этого места вызывала уже достаточно сильные эмоции, а уж вкупе с открывающимся видом вовсе потрясала.
Свеоё название ущелье получило из-за отколовшегося куска скалы, похожего на каменного истукана с острова Пасха, в Чили. “Аку-аку” - у местных жителей острова Пасха это слово использовалось как имя духов-покровителей островитян.
Эти фотографии идут на моём фотоаппарате подряд. Сначала - щель, потом - ущелье Аку-Аку.
Ущелье Аку-Аку.
Ущелье Аку-Аку. Вдали видна скала, давшая название ущелью. На второй фото она же крупнее. А рядом с ней я, козявочка на тропе. Автор 2 фото
teshca
Дошли до озера, располагавшегося в конце ущелья, тропа там забиралась вверх, прилепляясь к скале, пробегая над озером, и в конце-концов, огибала большой камень, спускалась вниз, выходя из ущелья. Вид дальнейшего пути меня "воодушевил" - при моей акрофобии "обползать" камень, свешивая задницу с неслабой высоты, было тем ещё удовольствием. Но я решила пройти участок быстро, чтобы не накручивать себя, и пошла второй.
Озеро. Камень и момент огибания его (главное - не смотреть вниз!).
Дальнейший маршрут вёл нас на гору Гольцовую, мимо "Ущелья мёртвых" - Юмикорра. На макушке горы стоял триангуляр, который тут же заиспользовали как реквизит для фотографии.
Водопад.
Ручей по дороге на г. Гольцовую.
Юмикорр. Автор фото
teshca
Обозрели окрестности, увидели почти всё озеро Имандра, искрящееся под лучами солнца, глазели на лежащие ниже облака, подняли боевой дух рюмкой чего-то там и пошагали вниз к ручью.
Имандра. И прочие виды с горы Гольцовая.
Автор фото
teshca
Путь вниз.
Как только спустились вниз офигели от количества комаров - эти твари нас чуть не загрызли! Но зато и придали ускорения. Донеслись до брода - центра долины, место, где пересекаются Гольцовка и Манепахк . Хотели перебродить, не замочив ног. С первым ручьём нам это удалось проделать - через него были перекинуты брёвна. Тонкие и скользкие. А я (привет, координация!) лучше перейду по ледяной воде, вымочив только ноги, чем отважусь перейти по таким хлипким мосткам, уж обязательно навернусь плашмя! Но тут какая-то добрая душа оставила палки у "моста". И я пошла. Медленно-медленно, еле передвигая ноги, как старая бабка, и с глазами большими, как у невинного младенца. Фух, недели через три я перебралась на другой берег. Но лиха беда начало! Ручьёв оказалось ещё несколько, через них лежали ряды камней, слабо приспособленных для перехода. И я сняла обувь и пошлёпала по ручью, благо было неглубоко. Ледяная вода и сильное течения - ерунда, истинной напастью были скользкие камни. Чтобы не нырнуть рыбкой в воду приходилось, медленно переступая и ощупывая камни, переносить вес тела с одной ноги на другую. И вот тут сказалось и быстрое течение, и ледяная вода. Ноги болели и были красными, словно гусиные лапки. Но всё фигня, лишь бы по брёвнышкам не скакать %)
Ручей. Место слияния рек.
Автор фото
teshca
А потом мы припустили по тропе к лагерю с такой скоростью, что только пятки сверкали.
Ну а в лагере нас уже поджидал ужин, компания и всякие ништяки.
Ссылки на все дни похода по Хибинам:
День 1. Приезд, оз.Гольцовое День 2. Северный Чорргор День 3. Гольцовка и другие речки. День 4. Мы и байдарки в лесу. День 5. День Рождения и прочие события. День 6. День биологических открытий. День 7. Имандра, о.Высокий День 8.Имандра, коса. День 9. Р.Малая Белая. День 10. Часть I, Юдычвумчорр, подъем. День 10. Часть II, Юдычвумчорр, спуск и озеро. День 11. Возврещение на мыс. День 12. Последний водный день. Мыс-Имандра-Гольцовка. День 13. Последний походный день. Щель Крест, Аку-Аку, г. Гольцовая, центр долины. День 14. Заброшенная школа.