Хочу зафиксировать здесь небольшой фрагмент из длинного обсуждения вопроса о браке и деторождении: является ли рождение детей смыслом брака и его обязательным компонентом?
Начну отсюда:
...экстенсивное человекоразведение подходит к концу вместе с сопутствующей религиозной операционной системой (запреты, ergo вытеснение и сублимация)
> А как же исполнение Божьего повеления плодиться и размножаться?
После рождения Христа это уже не обязательно.
> Пруф? Где и кем в Библии прямо говорится об отмене этого (Быт.1:28) повеления без Ваших домыслов? Точную цитату, пожалуйста, или прошу воздержаться от ответа.
"Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественнаго пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: блудодеяния ради (во избежания блуда) кийждо свою жену имать (1 Кор. 7,2). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст.5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст.9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутые цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение - искоренение невоздержания и распутства; ибо для людей, которые и теперь еще предаются этим страстям, хотят вести жизнь свиней и растлеваются в непотребных убежищах, брак немало полезен, освобождая их от нечистоты и такой потребности и сохраняя их в святости и честности. "
(
Иоанн Златоуст)
А мне самому думается вот что.
1) Дети это плод зрелой супружеской любви. Мне кажется не совсем правильным, когда молодые супруги, толком ещё не познавшие друг друга, торопятся заводить детей. Ничего страшного или непоправимого в этом нет, но и для них самих, и для их детей будет лучше, если они сначала созреют для деторождения.
2) Если идёт время, но супруги так и не решаются завести детей, это значит, что с ними что-то не так. Может быть, причина тут - Промысел Божий: Господу почему-то неугодно давать им детей. А может быть, причина в том, что их любовь так и не стала зрелой.
3) По этому поводу можно много говорить, но я говорить не буду, поскольку тема эта очень щекотливая. Отмечу лишь, что зрелость любви выражается в том числе и в характере любовной игры супругов. Совместная жизнь сближает их и устраняет между ними естественные барьеры, разделяющие разных людей. Супруги познают друг друга, и это знание - нечто гораздо более глубокое и таинственное, чем обычно думают. Понимать слова "Адам познал Еву, жену свою" всего лишь как обозначение полового акта - страшное упрощение.
> У нас с супругой жизнь как иллюстрация этой позиции. Десять лет без детей, хотели, но ничего не выходило, но вроде как-то так. Нет и нет. Потом чёткое решение - ну если Господь не даёт, возьмём из детдома. И через неделю две полоски, а через пять лет - трое. Не были готовы, стали готовы.
Слава Господу!
> Промысел Божий и что-то не так - так не бывает). Дети - единственный плод любви?
Нет, конечно.
Дети это естественный плод любви.
Но у любви есть и
сверхъестественные плоды.
>> Если сердце человека всецело принадлежит Богу, никакие (даже естественные!) страсти не имеют над ним власти, так как влечение к Богу это страсть, которая целиком поглощает человека.
> Сверхестественный плод любви - обожение?
Да. Христианский брак имеет ту же Цель, что и христианское монашество.
Написав эту заметку, я вдруг осознал, что фактически у меня мало-помалу сложился целый цикл по теме "брак". Соберу-ка я в одно место заметки по этой теме:
Эрос и эстетика (загадка) Духовная цель брака Брак как духовное Приключение Спор о цели христианского брака Смысл брака Пост в православном браке Покаяние и сексуальность Сексуальная культура Православия
Манихейская ересь и её влияние на русское Православие Почему Иисус Христос не женился? Василий Розанов и Православие: блуждание в трёх соснах Псевдомонашество против монашества Ступени духовной жизни в Православии Сто жён Беседа о вкусном и здоровом сексе и политических причинах пуританства Возвращение домой Об искренности и о похоти