Pablo Rodríguez - Las Voces que Saludan

Oct 05, 2009 12:48

В европейском учебнике по правам человека «Компас» (в новом издании будет текст telestra_s) эта история приводится как иллюстрация возможностей интернета для содействия правозащитной активности в оффлайне.



В 1998 году гражданин Великобритании Хавьер Вильдоса на сайте сетевой правозащитной ассоциации "Derechos Human Rights" наткнулся на информацию о некоем Хорхе Вильдоса по кличке "Гастон". Этого бывшего капитан-лейтенанта, заместителя командира ВЧ332 аргентинских вооруженных сил по приговору суда разыскивали по всему свету: он обвинялся в преступлениях против человечности (убийства 60-ти человек и пытки - сотен), совершенные во время аргентинской диктатуры (вина за этот род преступлений не гасится сроками давности). Фотография и биографическая справка не оставляла сомнений: тот, кого искали по заочному приговору суда и тот, кого Хавьер Вильдоса привык называть отцом - одно и то же лицо. Среди перечня преступлений указывалось подозрение, что бежавший за границу "Гастон" похитил сына "исчезнувших" Сесильи Винас и Уго Рейнальдо Пенино (оба похищены группой вооруженных людей без опознавательных знаков 13 июля 1977 года; Сесилия была на седьмом месяце беременности).

Датой и местом рождения ребенка значился октябрь 1977-го года, концлагерь в Военно- Морском техническом училище. Узнав, об этой истории все что было возможно по сайтам Derechos Human Rights и "Проект «Исчезнувшие»" (Project Disappeared) Хавьер мучился страшной догадкой: очень похоже на то, что разыскиваемый ребенок - это он, что его настоящее имя - Хавьер Гонсало Вильдоса Гримальдо, что Вильдоса и супруга, воспитавшие мальчика как собственного сына, всю жизнь скрывали его подлинное происхождение. Попробуйте представить, что значит столкнуться с такой ситуацией в 21 год... Ведь это - не софокловская драма в театре, а реальная жизнь...

Последние сомнения Хавьера развеялись после встречи с дедушкой и бабушкой, искавшими украденного внука больше двадцати лет и увидевшие - только в 1998-ом. Чтобы получить неоспоримые данные, они подали запрос в аргентинский суд с просьбой взять пробу ДНК на анализ. Результаты показали: Хавьер "сын без вести пропавших" Сесильи Винас и Уго Рейнальдо Пенино. Потрясенный парень остался в Аргентине. Судьба четы Вильдоса мне неизвестна.
______________________________

"Las voces que saludan" - баллада Пабло Родригеса (Pablo Rodríguez) памяти аргентинских «исчезнувших» (los desaparecidos argentinos). В своих интервью этот не слишком известный бард из Санта-Фе говорил, что видит свою миссию музыканта в том, чтобы через песни рассказывать людям правду, побуждать искать правду и научиться жить с ней, делать то же, что и Ismael Serrano, Мерседес Соса, Joan Manuel Serrat, Leon Gieco.

Pablo Rodríguez - Las Voces que Saludan

image Click to view



Дьявольская сущность аргентинской военной диктатуры (1976-1983) заключалась в том, что произвол и насилие формально творилось не руками государства, а некими «неопознанными банд-формированиями», членами которых были «переодетые в штатское» военные, полиция, милитанты проправительственных партий и общественных организаций. Официально - всё было «почти чисто». В стране возникали «параллельные» тюрьмы и концлагеря, «подозрительных» избивали и унижали на улицах, увольняли с работы, а по радио и ТВ звучала эстрадная музыка, на футбольных стадионах шумела торсида...

За годы террора бесследно «исчезло» свыше 30 тысяч человек. У них были родственники, друзья, коллеги... Что они могли сделать? Требовать прокурорских и журналистских расследований? Организовать акции гражданского неповиновения? Апеллировать к международному правосудию и общественности? Подобные действия неминуемо бы ставили под удар их собственную жизнь, а также жизнь, карьеру и благополучие близких. Когда террористом становится государство, в заложниках - вся страна. Отрицать, спрятать, утаить масштабы «исчезновений» было бы не под силу никакому иллюзионисту: знали и про пытки с внесудебными расправами, знали и про то, что несчастных, заподозренных в нелояльности, по ночам забирали из домов, жестоко избивали, заталкивали в армейские самолеты и, чтобы не оставлять следов, сбрасывали живых людей с высоты в океан...

Как в антиутопиях Оруэлла и Хаксли, хунта стремилась не только уничтожить тела, но и стереть любые свидетельства существования диссидентов: сжигались документы, изымались письма и домашние фотоальбомы, дети репрессированных распределялись в военные интернаты и подвергались муштре, должной вытеснить память о родителях, заместить естественную личность ребенка другой, сконструированной для нужд государства.

Аргентинской хунте не удалось достичь «высот» сталинского режима по «перековке самосознания» нескольких поколений. Слишком недолго они продержались. Травма массовых репрессий не переставала бередить коллективную память и совесть причастных: исчезновение тридцати тысяч социально активных, думающих, принципиальных людей в стране, население которой около 40 миллионов человек, пролегло как трещина и в политических, и в повседневных отношениях.

Каково было тем, кто выжил, кого истязали и преследовали, спустя несколько лет сталкиваться с карателями лицом к лицу на рынке или в баре? О какой справедливости идет речь, если беззаконие и нечеловеческая жестокость находившихся у власти, сошла преступникам с рук? Амнистия была условием ухода военных с политической сцены, она предотвратила гражданскую войну, воспринималась как меньшее зло...

Общество согласилось жить дальше, закрыв глаза на прошлое, переместив его в зону умолчания. Лишь немногочисленные ассоциации родственников, вроде «Матери с площади Мая» каждые выходные устраивали манифестации (Sting - They Dance Alone (Cueca Solo), разрывая негласный сговор виновных, причастных и равнодушных. Только спустя десяток лет им удалось добиться судебных процессов над военными и чиновниками, бывшими прямыми инициаторами репрессий и исполнителями, проявлявшими наибольшее «рвение».

_______________________

Деречос Хьюман Райтс", основанная в 1995 году, это, пожалуй, первая правозащитная организация, базирующаяся на Интернете. Вместе с "Экипо Нискор", братской организацией из Испании, «Деречос» начала свою деятельность с осознания того, что Интернет в потенциале представляет собой наиболее эффективное средство борьбы с нарушениями прав человека во всем мире, позволяющее правозащитным организациям обращаться к миру напрямую.

«Деречос» сотрудничает с правозащитными организациями Латинской Америки и всего мира, распространяя точную и своевременную информацию о положении с правами человека в разных странах и создавая возможности для оказания помощи. Организация также координирует ведение ряда правозащитных адресных справочников, публикует Интернет-журнал по вопросам прав человека, ведет работу по сохранению памяти об «исчезнувших» и добивается восстановления справедливости по отношению к ним и их семьям. Ее сайт предлагает полный список ссылок на другие правозащитные организации (www.derechos.net/links/ngo/all.html).

__________________________

В странах, возникших на месте СССР, свои "исчезнувшие". Только, в отличии от Аргентины, НИ ОДИН член Коммунистической Партии Советского Союза, НИ ОДИН чиновник, судья или чекист не был осужден за государственный террор в отношении миллионов невинных людей, за пытки и издевательства, за дискриминацию по признаку социального происхождения, за принуждение к стукачеству и публичному отказу детей от своих родителей, за депортацию чеченцев, ингушей и крымских татар, за миллионы искореженных судеб...

Жертвы политического террора в СССР: http://lists.memo.ru/.






неправительственные организации, pablo rodríguez, медиа-активизм, право на справедливый суд, права человека, против диктатуры, преступление против человечности, desaparecidos, хроника, авторская песня, историческая память, права заключенных, гражданское общество, sp, las madres de plasa de mayo, правозащитное движение, антимилитаризм, антиавторитаризм

Previous post Next post
Up