Прошлое актуально до тех пор, пока под ним не провели черту. Это всегда непросто, однако когда речь идет о коллективной травме (гражданская война, диктатура, оккупация), об исторической истине, которую одни хотят знать, другие же - стереть из памяти, фальсифицировать, уничтожить...
Аргентинский опыт памяти и забвения о временах правления хунты, о 30 тысячах desaparecidos, о массовых и анонимных преступлениях против человечности резонирует с российской историей ХХ века.
Аналогии напрашиваются, но они, как всегда, слишком прямолинейны. Особенно если сравнивать не "степени жестокости и масштабы репрессий", а то, каким образом общество справляется с кровоточащей памятью. В Аргентине проблема "desaparecidos" (исчезнувшие, похищенные) до сих пор является темой парламентских, судебных, университетских, общественных дебатов и расследований.
Военная диктатура пала в 1983-ем. "Механизм террора" (тайные аресты, проводимые военными и полицией, заключение в тюрьмах и лагерях, пытки, расстрелы, сбрасывание узников с самолетов в океан...) и поименный список жертв известны. Девять высших руководителей, непосредственно отдававших приказы об арестах и организовавшие систематический террор, осуждены. Однако прошлое остается предметом раздора: одни предлагают поставить точку и объявить заочную амнистию, другие - довести до конца гражданские расследования, установив меру вины и ответственности каждого, кто принимал участие в травле инакомыслящих, третьи - просто хотят знать, где и как погибли их близкие и потому готовы согласиться на то, чтобы гарантировать отказ от судебного преследованиях тех, кто добровольно даст свидетельские показания...
Два видео, смонтированные медиа-активистами по мотивам песни "Los Dinosaurios" рок-музыканта и композитора Чарли Гарсия передают остроту общественных дискуссий на эти темы:
Charly Garcia - Los Dinosaurios
Click to view
Desaparecidos
Los Dinosaurios (2)
Click to view
На суде
Стена с именами "исчезнувших":
Манифестация с требованием независимого гражданского расследования: