Выйдя из музея Коррер, я направилась прямо к базилике Сан Марко. Прошлый раз я писала о ней вот
здесь. Постараюсь в этом посте быть краткой (получилось не очень, простите). Покажу вам разные детали всех трех фасадов.
Западный фасад, главный портал.
Рельефы на трех арках выполнены приблизительно в одно время - в XIII в. Я уже кое-что показывала (разных трудящихся) в
прошлый раз, сейчас посмотрим, что там есть еще. Разглядеть все это невооруженным глазом непросто - рельефы расположены под углом, близко подойти нельзя, к тому же на тебя постоянно натыкаются туристы. Спасибо К., который мне подарил новые объективы на прошлый день рождения. :).
Начнем с месяцев года и соответствующих знаков зодиака. Удивительно, но этот цикл очень мало похож на аналогичные, которые я видела раньше, ну хотя бы в Вероне (византийское влияние?).
Сделала коллажи по сезонам: Зима
Декабрь режет свинью, Январь заготавливает дрова (?), а Февраль греет ноги у очага. Знаки зодиака также присутствуют.
Весна. Март- воин; Апрель несет ягненка, а Май - коронуют прекрасные девы.
Лето. Июнь и Июль поглощены сельскохозяйственными заботами. Август неожиданно в печали и на троне
Осень. Сбор винограда, и какая-то деятельность с лопатой. Все понятно, но вот Ноябрь очень странный. Кажется он птицелов, но почему у него рядом легкомысленная особа в неглиже?
Посреди месяцев расположена панель, на которой изображена вот такая фигура с нимбом. Кто это? Рискну предположить, что мужская и женская головы это Солнце и Луна.
Сюжеты на следующей арке я не смогла расшифровать. Начинается и заканчивается весь цикл похожими фигурами. Парвая (первый?) верхом на льве
Можно было бы предположить, что это Каин и Авель, если дальше было бы хоть что-то похожее на библейскую историю.
Сбор винограда, игры, ловушки.
Все продолжается, и вдруг - стрелок
Эта часть кажется лучше смотрится вертикально. Сверху- бытовая сцена забоя свиньи. А внизу в том же стиле, но внезапно - мирная встреча кентавра и дракона.
Может быть это Самсон и лев?
Кажется муж жену гонит веником домой. А в центре развеселая гулянка.
"Все страньше и страньше". Ничего не понимаю.
Наверное этот ракурс более верный, или нет.
И заканчивается вся история очень похожей фигурой верхом на быке (?)
Наружная часть арки с месяцами посвящена Добродетелям (они повторяют аналогичные мозаики центрального купола Сан Марко, XIII в.). В центре, как я понимаю Терпение (сравнить
с мозаикой) и Мужество (
мозаика). Остальные можете поискать сами :)
Посреди всех Добродетелей помещена вот такая композиция. Тоже затрудняюсь ее идентифицировать.
Забавность.. Молодой человек, очень похожий на А.С. Пушкина в юности заглядывается на прекрасных дам, пренебрегая своим участием в мозаике изображающей Страшный Суд (впрочем он там со стороны тех, кто попадет в Рай).
Ангел является во сне св. Марку и предсказывает, что он будет погребен на этом острове (города Венеции тогда еще не было).
Окошечко
Конь, а на заднем плане Ева, змей и безголовый Адам.
Самая древняя мозаика фасада, XIII в. "Процессия переноса мощей святого Марка в собор".
"В ходе длительного строительства церкви мощи были спрятаны дожем и настоятелем собора во избежание их похищения. Тайник был утерян, а затем чудом открыт в пилястре базилики". (
ссылка)
Портал San Alipio. XIII-XIV в.
Пророки в винограднике по бокам, напоминают тех, что на
мозаике в конхе церкви Санта Мария ин Трастевере в Риме (там они подписаны Исайя и Иеремия). Одно из самых ранних (в Венеции) изображений св. Георгия верхом, а под ним легко узнаваемые: Орел, Телец, Лев и Ангел.
Колонны, завязанные узлом - эти уже есть в моей коллекции :).
Рядом с головой всадника надпись по гречески Ο ΑΓΙΟΣ ΓΕΩΡΓΙΟΣ- св. Георгий. Обратите внимание на лицо лошади (на фликре можно увеличить). Почему и отчего св. Георгий находится в таком положении относительно Евангелистов совершенно неясно и по-видимому прецедентов не имеет.
Ниже барельефы. И опять с сожалением хочу сказать, что информации по ним у меня нет.
Вижу Поклонение волхвов
Поклонение пастухов.
Внезапно. Геракл приносит эриманфского вепря царю Эврисфею, который от страха спрятался в пифос. Византийская работа IV в. На
сайте собора пишут, что борьба Геракла с животными, символизирует борьбу человека со своими страстями, и, таким образом это очень даже христианский символ.
Мой любимый пьянчужка с кувшином.
Византийский рельеф XIII в.
Престол уготованный Двенадцать агнцев как двенадцать апостолов.
Полет
Александра Македонского
Жертвоприношение Исаака.
Евангелист Марк.
Евангелист Иоанн.
Порта деи Фьори («врата цветов»). Прекраснейшее Рождество XIII в., с ангелами по краям. Приглядитесь, не пойму, кто это выглядывает из дыр под Младенцем. Неужели мыши?
Святой Христофор.
Всякоое-разное в коллаже.
Хулиганство. "На дальней станции сойду, трава по пояс"
Еще одно хулиганство. От взгляда св. Николая капитель аж сдуло... Хорошо, что колонна устояла :)
Набор разных капителей.
Одна в Италии. Верона, ч.1 Скалигеры. Одна в Италии. Верона, ч.2. Сан-Анастасия Одна в Италии. Верона, ч.3. Дуомо Одна в Италии. Верона, ч.4. Сан Дзено начало Одна в Италии. Верона, ч.4. Сан Дзено, продолжение Одна в Италии. Верона, ч.4. Сан Дзено, окончание. Одна в Италии. Венеция. Кастелло, ч.1 Одна в Италии. Венеция. Кастелло, ч.1а. Бельишко Одна в Италии. Венеция. Кастелло, ч.2. Сан Франческо делла Винья Одна в Италии. Венеция. Дорсодуро, ч.1. Одна в Италии. Венеция. Дорсодуро, ч.2. Одна в Италии. Венеция. Опять Кастелло. Одна в Италии. Венеция. Коррер, ч.1. Одна в Италии. Венеция. Коррер, ч.2.