Одна в Италии. Верона, ч.2. Сан-Анастасия

Nov 07, 2018 01:31

Продолжим гулять по Вероне.
В прошлом посте я писала, что Данте, после изгнания из Флоренции, получил приют у Скалигеров в Вероне. Жил он при этом, разумеется, во дворце Кангранде I.



Мне удалось сфотографировать только верхнюю часть дворца - помешало то, что вокруг был воскресный рынок  и фестиваль местного вина. Я устояла перед искушением - прямо здесь и сейчас завершить первый день путешествия и предаться безудержному пьянству - и пошла дальше исследовать город. Венецианского льва все увидели?



Разные симпатичные городские детальки я покажу в конце этого поста (их немного), а сейчас давайте сразу направимся к церкви святой Анастасии. Слева - прообраз всех арок Скалигеров - гробница кондотьера Гульельмо ди Кастельбарко (1320 г.). Как жаль, что там наверху нет рыцаря на лошадке. Но, немного терпения - без рыцарей в этом посте мы не останемся :)



Самая большая церковь Вероны, заложенная в 1290 г. называется Санта Анастасия и посвящена соответствующей святой.  Я начала бойко, но сразу осеклась :), потому что это так,  да не так  - на самом деле церковь посвящена не ей, а известному мученику Петру Веронскому.
Объясняют это несоответствие тем, что раньше на этом месте стояла церковь святой Анастасии, потом ее разрушили и здесь же построили новую базилику в честь Петра. Однако, новое название не прижилось - ничего не имея против своего соотечественника, жители не захотели забыть святую Анастасию - узорешительницу, покровительницу рожениц, очень важную святую. В этих хитросплетениях разобрался j_j_j.  К его посту я и отсылаю интересующихся.
Думаю, что Петра Веронского все мои читатели уже давно научились узнавать - он всегда изображается в черно-белом облачении монаха доминиканца с большим ножом, который торчит из его головы. Жил он в начале XIII века, боролся с еретиками-катарами (хотя и сам происходил из семьи катаров), некоторое время был даже инквизитором, но кажется никаких особых зверств за ним не числится. Убит был наемными убийцами, один из которых потом признался, что его наняли катары (что, как я понимаю, более чем странно, они такими вещами не занимались). Убийца раскаялся и стал монахом-доминиканцем.
Внешний вид базилики.



Портал выполнен в 1330 г. "В большом люнете расположено изображение святой Троицы, дополненное фигурами святого Иосифа и Богоматери. В люнетах под старыми арками изображены епископ, ведущий жителей Вероны со штандартом города, и святой Петр Мученик во главе монахов с черно-белым знаменем доминиканцев. На дверных балках расположено шесть рельефов с евангельскими сценами: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Путь на Голгофу, Распятие и Воскресение. На средней колонне - еще три горельефа: посередине - святой Доминик со звездой под ногами, слева - святой Петр Мученик с солнцем над головой, справа - святой Фома, поучающий молодого монаха, с луной над ликом и книгой в руках. На архитраве установлены три статуи: в центре - Богоматерь с Младенцем, по сторонам - статуи меньших размеров, репрезентирующие святых Екатерину и Анастасию". (ссылка)



Справа от входа на двух панелях изображена проповедь Петра Веронского и его мученическая кончина






Теперь давайте зайдем внутрь. На фотографии видно, что я опоздала, служба уже шла и посмотреть интерьер получилось лишь очень бегло - меня выгнали. Забегая вперед, скажу, что я вернулась сюда уже после службы и еще немножко поснимала до того момента, как меня обнаружил страшно удивленный священник, который был уверен, что он в церкви после службы остался один. Хорошо что он меня не запер, а ведь мог бы.



А вот так было через час. Интерьер этой базилики столь наряден, нежен и даже как-то по женски декоративен, что склоняешься к мысли, что конечно же она посвящена святой Анастасии..
Пол оригинальный - 1444 года, и выполнен в цветах доминиканцев (черно-белом) с добавлением красного цвета - мученичества. Роскошный потолок 1437 г. с цветами, плодами, листьями и всевозможными гирляндами из всего вышеперечисленного.



Но приглядевшись к потолку получше, вдруг замечаешь, что на нем повторяется изображение Петра Веронского , который плащом укрывает молящихся (похоже на образ Мадонны Мизерикордии). Видимо, было очень много заказчиков -  они не помещались под одним плащом - и чтобы удовлетворить всех, композицию пришлось повторить еще три раза. Немного странно выглядит святой мученик превращенный в орнамент.



Подивившись на такое, замечаешь двух горбунов, которые поддерживают кропильницы. Один - постарше - авторства Габриэле Кальяри.



И один помоложе - работа Паоло Орефиче, 1591 г. Неожиданно трогает дырка на коленке, которой уже больше 400 лет, вот бедолага.



Капелла Розария построена в честь победы при Лепанто 1571 г. Алтарный образ  "Мадонна Смирение со св. Домиником, св. Петром - мучеником и двумя донаторами" написал Лоренцо Венециано (XIV в). По стилистике эта работа очень близка к работам Паоло Венециано (например вот этой во Фрари), который возможно был учителем Лоренцо.
Маленькие коленопреклоненные фигурки это Конгранде II и его жена Елизавета Баварская. Как пишут в немецкой вики, Канранде II был жестоким и подозрительным тираном, который пытался изолировать себя от своих подданных и окружил себя немецкими наемниками. Он был убит в 27 лет своим братом Кансиньорио, чью арку мы рассматривали в прошлом посте.
Ну, а с Елизаветой все было хорошо, она вернулась в Баварию, вышла опять замуж и сын ее Эберхард III Кроткий правил долго и счастливо в своем  Вюртемберге



На стенах встречаются рыцари в полном вооружении. Вычитала у j-j-j в посте, что это появилось в период, когда Кангранде II нанял полсотни бранденбургских солдат, чтобы заставить себя любить держать в повиновении своих родственников и подчиненных. Все это ему не помогло и "очи смежила багровая Смерть и могучая Участь" (Гомер, Илиада). Впрочем, тут сложно выбрать, кто из них был лучше/хуже, поэтому оставим это буйное семейство и полюбуемся на безымянного рыцаря.



На стенах фрески Бонавентуры Бонинсенья (XIV в)  и кажется не только его (?) с Мадоннами, святыми и рыцарями  - красивыми и богобоязненными. Фрески наползают друг на друга, прерываются, в них без всякого сожаления врезаются надгробия и арки; это уже не произведения искусства, а живописный сюжетный орнамент, бегущий вдоль стен. Кто все эти люди в доспехах? Нет ответа



Здесь кажется, появляется немного информации, вероятно это  "St Georges which presents Jacopo Beccucci, at the Virgin and Child" , XIV в



Кто здесь слева со змеями? Гугл предположил, что это Giuliano di Anazarbo. А справа кто?



??



И еще один мне неизвестный святой



К сожалению, только вот так вот, под большим углом удалось посмотреть  и сфотографировать знаменитый Страшный суд Туроне ди Максио (вторая половина XIV в.)



Архангел Михаил, грешники и бесы; последние почти сливаются с чернотой и тенью.



Про эту работу у меня нет никакой информации, увы :(. Крест на котором нет Христа, зато вокруг подробно представлены эпизоды Страстей.



Знаменитейшая фреска (1436-38) Пизанелло оказалась на самом верху, сразу и не приметишь (после первого же кадра меня как раз обнаружил священник и решительно показал на выход, поэтому все кадры с деталями я взяла из интернета ). Справа св.Георгий и принцесса, слева дракон



Процитирую книжку Витторио Згарби: "Пизанелло -это безупречность. Осознанная безупречность." Чуть ниже он пишет именно про эту фреску: "Эта поразительная фреска...знаменует собой перемирие между готикой и возрождением. На первом плане безупречной перспективной композиции тщательно расставлены кони. Между ними бесстрастно и царственно стоит принцесса..В фигуре Святого Георгия ему удается передать тревогу ожидания и мрачное предчувствие трагического исхода.
Картинки из вики








В решающий момент, когда святой садится в седло, готовясь совершить свой подвиг, время замирает: принцесса смотрит на море, где у берега виднеется верный корабль, который отвезет ее домой после освобождения; дракон угрожающе припал к земле среди костей и останков своих жертв...
Картинки из вики.




эта картинка взята отсюда


Эти драматичные, правдоподобные и современные фигуры изображены на фоне зачарованного города - фантастической Вероны с башнями, церквами, колокольнями, арками и даже повешенными за городской стеной...
Картинка и следующая отсюда




эта картинка из вики


Пизанеллло изображает состояние души, застывшее время, ожидание. С несравненным мастерством он противопоставляет героев современного мира, расставленных по всем правилам перспективы и город сновидений и грез, еще готический."

А вот и обещанный рыцарь на лошадке. Это гробница Кортезии Серего, созданная в 1429 г. Пьетро ди Николо Ламберти (по заказу сына, тоже Кортезии Серего). Каким образом в описании на сайте культ-турист кондотьер стал дамой - сеньорой Кортезией Серего - для меня загадка. Человеческим языком ведь сказано - Серега :))



В конце мне хочется поместить разные картинки города: что-то снято вечером,  что-то утром следующего дня.






В дом Джульетты я не пошла - старый постоялый двор, который притворяется домом Капулетти, кажется мне не очень интересным туристическим аттракционом. Но неожиданно меня очень растрогало то, что подворотня в этот двор (там музей, который был уже давно закрыт), все стены вокруг подворотни и даже стены на примыкающей улице, снизу доверху исписаны любовными посланиями или просьбами-мольбами о любви. Многолетние слои надписей и незамысловатых рисунков накладываются один на другой, образуя сплошной орнамент (кажется я про орнамент уже писала :)). И уже не разобрать все эти крики о любви - состоявшейся или не состоявшейся, выдуманной, мечтаемой, реальной, вспоминаемой, несчастной, счастливой, неизвестной, ожидаемой, прошедшей, обретенной... той,  что движет солнце и светила. Все сливается в один хор и мне показалось, что он не трагический, а радостный, витальный.
Как же просто здесь впасть в сентиментальность.



Ну а я наутро увидела другой балкончик, замурованный. Мне кажется он гораздо больше подходит выдуманному персонажу Джульетте. Тут гораздо органичнее смотрелся бы этот почти языческий культ. :)



Неожиданная встреча с шишкой. Мой друг по жж когда-то написал прекрасный пост про шишки, которые, будучи популярным элементам декора (особенно лестниц), на самом деле, являются тайными порталами в другое измерение. Вот так задумаешься, спускаясь по лестнице, схватишься легкомысленно за шишечку, - глядь, а ты уже не совсем ты,  да и мир вокруг изменился и прежний был лучше.
"Выходит слесарь в зимний двор
Глядит: а двор уже весенний
Вот так же как и он теперь --
Был школьник, а теперь он слесарь"О таких ближайших параллельных измерениях (которые лишь совсем чуточку отличаются друг от друга), помнится писал еще Желязны в Принцах Амбера.
Веронская шишка стоит прямо поперек перекрестка, всем можно пользоваться порталом бесплатно и круглосуточно, но я так и не решилась до нее дотронуться.. мало ли куда закинет, мне и здесь неплохо.



Дверные ручки люблю.



И дверные головы тоже



Кто-то, вспоминая Джульетту, фотографирует в Вероне балкончики и окошечки. Ну а мне ужасно понравились веронские Двери. Сделала коллажик, чтобы не загружать пост. Не двери - порталы.



Я не прощаюсь, продолжим :)
Одна в Италии. Верона, ч.1 Скалигеры.

Верона, Картинки, Италия, путешествия, картинки, архитектура

Previous post Next post
Up