День 11й. Остаться в живых.
ДЕРЕВНЯ СИНДЭК - ДЕРЕВНЯ ДЭБОЛ - РЕКА СИРЕТ - ДЕРЕВНЯ ПАТИПИ БАВАХ
Герои дня: БАЙЛЁМ, ЛИДЕР ДЕРЕВНИ СИНДЭК и ГОГАН, ПОРТЕР-ПРОВОДНИК
Непрекращающийся всю ночь ливень заставил меня поджать торчащие из-под навеса ноги. Спать долго в такой позе, да ещё и на неровных листьях пальмы, было невозможно.
Утром, под проливным дождём стало очевидно, что в 7 мы не выйдем в поисках высоких домов в новой деревне Синдэк.
Помимо прочего Силан Синдэк сказал вчера, что, оказывается, в новом доме надо поправить лестницу, поскольку ей уже около года. Сами короваи лазят по ней на 30-метровую высоту, но нас она не выдержит. Ремонт займёт целый день, но если портеры-короваи помогут, то, пожалуй, управятся и быстрее.
Маша с порванным сапогом, Миша и Саша не хотели возвращаться вглубь и перегружать следующий день. Мы с Максом были в меньшинстве.
Такой расклад означал, что трое из нас точно не пойдут снова вглубь и готовы ждать нас здесь до вечера. Соответственно, нам с Максом надо было вернуться до конца текущего дня.
Памятуя о ремонте лестницы и ливне, мне затея возвращения в джунгли тоже уже не виделись здравой. Мы видели высотные дома, мы залезали в строящийся высотный дом, мы ночевали в доме короваев. Ломать программу, не имея уверенности в результате мне не хотелось.
После долгих дискуссий, мы решили после завтрака и фотосессии с короваями возвращаться к реке Сирет и плыть на ночевку к читакам.
Женщины короваев вернулись из леса, обе семьи были в сборе. Мы сделали несколько групповых фото короваев и нас с ними. Лёня, который не смог поехать с нами из-за перелома ключицы, просил сфотографироваться с флагом его фирмы. Сделали человеку приятное :)
В этой племенной группе Синдэк явно выделяется молодой высокий мужчина. Его зовут Байлём, он лидер группы. У него жена и ребёнок лет шести.
Двое других детей принадлежат Силану. Дочкам приблизительно 13 и 15 лет.
Брачный возраст у короваев очень низкий: 13-14 лет для девочек и 16-18 для мальчиков. Так что девчонки у Силана на выданье.
Традиционно у одной семьи короваев не более 4 детей, чаще даже меньше. Это связано с ограниченностью ресурсов для выживания. Ограниченность пищевых ресурсов, равно как и недостаток женщин у короваев вообще, предопределяют фактическое отсутствие многоженства. В абсолютном большинстве случаев у короваев одна жена. Сильный мужчина, лидер, может позволить себе две жены, но и это случается не часто.
Байлём охотно нам позировал, натягивая ротанговую тетиву длинного лука и метясь точно мне в объектив. Эти ребята уже немного умеют заигрывать с белыми людьми, очевидно, что они контактируют с внешним миром значительно чаще, чем короваи из первых двух деревень, находящихся дальше от реки.
Усман договорился о покупке лука и стрел у Силана. Похоже, хочет мне их продать или подарить. Лук - очень личная вещь, к которой короваи привязаны. Стоящий в углу дома лук ни в коем случае нельзя трогать. Это может обидеть хозяина. Равно как нельзя трогать и их женщин, которые также принадлежат клану.
Миша сегодня во время фотографирования приобнял девчонок. Короваи-мужчины изменились в лице и даже не хотели после этого фотографироваться.
За три часа в темпе бывалых походников мы прошли около семи километров по болотам и вышли к реке. Несмотря на высокий темп, дорога до деревни Дэбол на реке Сирет снова оказалась нетривиальной. Эти места продолжают нас удивлять. Как я не пытался сохранить ноги сухими, на одном из переходов через топь, я по очереди залил оба сапога, а потом все и вовсе вынуждены были залезть по пояс в болото, чтобы продолжить путь.
Деревня Дэбол также коровайская. Её обитатели, хотя и выглядят аутентично, давно уже не удивляются белым людям, а Усмана знают по имени. Их собирательство заключается большей частью в собирании подарков с туристов, нежели того, что даёт лес.
Весьма запомнилась одна бабка-коровайка, сухая, колоритная, с фалангой летучей мыши в носу. Бабка лихо собрала с нас кучу подарков, попозировала перед камерой со знанием дела и ретировалась.
Короваи делают себе пирсинг, прокалывая нос длинным шипом саговой пальмы. Иногда, чаще женщины, вставляют туда элементы части костей летучей мыши.
Татуирование короваями также применяется. Для этого они берут раскалённые угли и многократно делают прижигание. Процедура эта крайне болезненная.
Поэтому когда короваи увидели у Макса татуировку во всю спину, плечи и правую руки, они закачали головами и удивлённо спросили, как же это он терпел такую боль.
Элементы костей и зубов животных также используются короваями в изготовлении ожерелий. Так, например, женщины носят ожерелье из зубов собак, а мужчины - из более крупных свиных зубов.
Мы попрощались с портерами, дав их главному Гогану чаевые и протяжно прокричав "мано'п торобо!" Гоган - супер-проводник, лучше других знает эти джунгли. Бóльшую часть пути Гоган шёл первым с тяжеленным рюкзаком на спине, проторивая путь при помощи мачете. Его способность ориентироваться здесь по истине уникальна.
Вот мы выбрались из джунглей - среды невероятно суровой и негостеприимной. За пять дней мы прошли полсотни километров, спали под дождём, мылись в реке, тонули в болотах, ночевали в домах людей из палеолита. Мы выжили в дождевых лесах Папуа, и наш путь теперь лежит в Декаи, с заездом в деревню народа Читак на левом берегу реки Бразза, выше по течению от впадения в неё Сирета.
Движение на лодке по течению стремительного Сирета значительно быстрее, нежели мы плыли неделю назад. В скорости мы достигаем места впадения Сирета в Браззу, и наша лодка снова идёт против течения. Справа по борту асматская деревня Бинамсен, в которой мы останавливались на ночевку.
Памятуя о наличии там магазина, мы не можем не остановиться.
Индонезийские владельцы продуктовой лавки, кажется, пребывают в легком шоке от количества покупаемых нами напитков. Я выпиваю две газировки и два сока кряду, ещё несколько беру с собой. Миша опустошает пять бутылок...
За время пребывания в джунглях, находясь на кипячёной речной воде, мы ужасно соскучились по напиткам. Это было сумасшествие...
Ланч был вкусным: прямо в магазине нам заварили лапшу быстрого приготовления. По ней мы, конечно, не соскучились, но для быстрого обеда хороший вариант.
Праздник живота завершился праздником для всего тела, когда мы остановились на другом берегу Браззы на пляже из черного песка.
По-детски радуясь купанию в большой реке, мы не сразу заметили, что это место находится прямо напротив того островка у пристани у деревни Бенамсен, где на прошлой неделе купались асматские дети, а мы ужасались от того, как можно купаться в такой грязи. Джунгли изменили нас :)
Маша умудрилась искупать свой фотоаппарат, уронив его в реку при выходе на пристань с лодки. Очень надеюсь, что карту с фотографиями удастся восстановить.
На закате заметно похолодало, на лодке это чувствовалось особенно. На подъезде к деревне читаков, уже в темноте, полил дождь.
Затянувшаяся швартовка, потерянные при разгрузке вещи, их поиск под дождём и, наконец, очередной дом Питера, доставшийся ему от его отца-миссионера стали нашими первыми впечатлениями от читаков.
Патипи Бавах представляет собой построенную правительством деревню для объединения в комьюнити читаков, живших в своих жилищах, разбросанных на берегах Браззы. Деревня, похожая на гетто, и люди, стоящие на пороге, сидящие на кухне, забившиеся в углу, но все непременно молчащие - грустное зрелище. Похоже, читаки не достигли гармонии через объединение их в сообщество.
Я пропускаю ужин сегодня. Ложусь на веранде постоялого дома, попадая туда через окно.
Ни проливной дождь на улице, ни плесневый запах от моих вещей, ни кривой дощатый пол не мешают мне закончить день раньше обычного и уснуть.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ о других днях этого путешествия в ПАПУА (ИНДОНЕЗИЮ):
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. Дни 1й и 2й. Двое суток в небе.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 3й. Добраться до цели.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 4й. Тридцать пятый день рожденья.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 5й. На земле короваев льёт как из ведра.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 6й. На высоте.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 7й. Без штанов, но в шляпе. Полное погружение в каменный век.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 8й. Рыбаки-неудачники
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 9й. Двенадцатичасовой трек по джунглям
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 10й. Утро в заброшенной деревне короваев