День 7й. Без штанов, но в шляпе. Полное погружение в каменный век.
ДЕРЕВНЯ БАЙГОН - ДЕРЕВНЯ АБОУ
Герой дня: БОХУК, СТАРЕЙШИНА ИЗ ПЛЕМЕНИ КОРОВАЕВ
Я проснулся от разговоров в женской половине дома короваев, расположенного на деревьях на пятиметровой высоте.
Время от времени под нашу москитную сетку залетали мелкая мошкара агатсы. Утренние лучики света, пробивающиеся через дырки в полу нашего домика на дереве раскрыли секрет того, как это стало возможно. Они летели ночью на свет моего телефона, пока я писал свои заметки.
Я отблагодарил всех домашних за ночевку и спустился на завтрак.
Усман отозвал меня в сторонку и шепнул, что короваи собираются показать нам процессию добычи саго, но при этом хотят, чтобы мы предстали перед ними в том же виде, что и они перед нами. Так мы бы засвидетельствовали им своё почтение. Все единогласно решили, что нельзя разочаровывать короваев.
Дождь лил как из ведра. Нас разбили по двое и повели в лес для сакрального надевания "дутамона", этакого маленького футляра из листа травы, который мужчина одевает мужчине, вдали от женских глаз. Одевает на причинное место, точнее на ту часть, которую нельзя спрятать в крайнюю плоть.
Дутамон является основным элементом одежды мужчины коровая. Иногда, если такой футляр по каким то причинам не удобен, мужчина надевает скорлупу ореха или фруктового семечка. Такой футляр короваи называют "баяк". В любом случае, член должен быть спрятан от женских глаз.
Наряду с дутамоном, мужчина повязывает на пояс ротанговый прут в несколько оборотов.
Интересно, что племена долины Балием, такие как Дани, Лани и Яли, также носят футляры в виде сушеной тыквы.
Учитывая длину холима, которые порой достигают подбородка обладателя или даже длиннее, первые антропологи сделали поспешный вывод, что он представляет собой очевидное фаллическое удлинение, что, следовательно, подчеркивает плодовитость и мужество воинов.
На самом деле, пример короваев, живущих в трёх сотнях километров от Балиема, показывает, что причина, похоже, кроется, не в подчеркивании фаллической символики, а, напротив, в скрадывании пениса. Вероятно, это как то может быть связано с анимистскими верованиями папуасских племён, но на сегодняшний день причина возникновения и назначение холима и дутамона остаются одной из нерешенных загадок для учёных в этой области.
Выряженные в футляр из травы, ротанговый пояс и бельгийские резиновые сапоги, мы с Максом вышли из леса.
Двое других мужчин одели (точнее, раздели) Сашу и Мишу. Женщина из племени оставила Машу в одной традиционной юбке, выполненной из саговых волокон, заплетенных в нити. Ну и в сапогах, конечно :)
В таком виде, проходом через деревню, мы отправились в джунгли, туда, где у короваев была "фабрика" по разработке саговой пальмы.
Сильнейшими ударами каменного первобытного топора двое мужчин, Абоу и Бохук, рубили огромное основание саговой пальмы, издавая при этом совершенно дикие звуки и напевая незамысловатые традиционные мотивы. Тяжелейший труд. Бохук время от времени устраивал передышку. Его ночной кашель, казалось, совсем не мешал ему изнурительно работать днём. Абоу, хозяин дома в деревне, именем которого она названа, отрабатывал за троих, в перерывах успевая ещё поласкать дочь, которую ему приносила молодая жена. В этой ласке все было такое первобытное и дикое, что не оставалось никакого сомнения в том, что эти люди живут в абсолютной гармонии, а их жизнь и ценности за последние тысячи лет совершенно не изменились.
Когда цель была достигнута и пальма рухнула, короваи принялись очищать её от верхних листьев, чтобы добраться до самого вкусного и жизненно-важного - её сердцевины. При помощи длинных палок, используемых в качестве рычага, мужчины отламывали листья пальмы.
Затем последовала самая кропотливая работа: относительно острыми первобытными топорами из камня, закреплённого ротангом к рукоятке из железного дерева, мужчины измельчали мягкую, но очень волокнистую древесину саговой пальмы, получая из неё мелкую стружку. Эта стружка доставлялась мужчинами и женщинами в пальмовом листе к первобытной "линии" по производству саго - крахмала, получаемого из древесины пальмы.
Это исключительно женская работа. В поставленные два или три больших пальмовых листа несколько фильтров из коры деревьев, листьев и папоротника естественным образом отфильтровывали крупные волокна, которые тщательно отжимались и утилизировались. Фильтры пропускали только подливаемую сверху воду, содержащую крахмал. В нижней части устройства стоял ещё один фильтр, который препятствовал выводу оседающего на дно крахмала.
Одна пальма даёт несколько килограммов сагового крахмала, достаточного, чтобы прокормить семью в течение 7-10 дней.
Верхняя часть сердцевины пальмы очень нежная. Короваи едят её как деликатес. На вкус весьма напоминает молодой початок кукурузы. Вероятно, из-за содержания того же крахмала.
Вообще, саго составляет от 80 до 90 процентов рациона короваев. Их выживанию короваи безусловно обязаны саговой пальме. Основной способ приготовления саго - запекание сагового теста в раскалённых камнях. На вкус очень сомнительно, поскольку это все - таки не столько тесто в нашем понимании, сколько размоченный крахмал. Грубая лепешка, зачастую с сыпучей серединкой, очень сухая и практически безвкусная.
Иногда короваи добавляют в саговую лепешку начинку. В качестве таковой может служить крысиное мясо, кусочки змеи, саговые жуки и особенное лакомство короваев - личинка сагового жука (жука-усача).
Во время процессии по добыче саго ребята устали и ушли в деревню раньше. Усман, хоть и санкционировал их уход, короваи здорово обиделись, что не завершили процесс с участием всех гостей. Мы с Максом остались отдуваться. На самом деле, дождь, сменившийся до полудня палящим солнцем, доставляли существенные неудобства нашим обнаженным телам, но надо было выдержать всю почти шестичасовую процедуру, дабы не обидеть хозяев.
В знак отмщения ребятам, досрочно покинувшим короваев, те скомандовали, что мы прямо сейчас пойдём за личинками сагового жука, попробовать которые предоставится возможность только нам с Максом. Не могу сказать, что мы были в восторге от этой оказанной чести. Жареную личинку мы попробовали ещё накануне, но теперь короваи, очевидно, собирались предложить нам сырую.
Короваи время от времени валят в джунглях саговые пальмы, оставляя их на какое то время. Через три месяца концентрация личинок сагового жука в стволе и корне гниющего дерева становится максимальной. Короваи разрубают древесину, откуда одну за одной извлекают личинок, очень напоминающих личинку майского жука или жука-носорога. Они едят личинок тут же сырыми, а потом приносят в деревню, где запекают их в саговом хлебе или просто жарят на огне.
Макс не смог устоять перед предложенной ему сырой личинкой и с трудом прожевав её большую половину, получил помимо лёгкого рвотного рефлекса, ещё и укус от этого насекомого. Я вежливо отказал Бохуку. Бохук здорово обиделся, как мне показалось. Я пообещал деду съесть её вечером в жареном виде.
Обещание своё я сдержал, однако пришлось есть кусок "коровайской пиццы", где в саго были запечены личинки. Их консистенция очень напоминала расплавленный сыр на пицце. Вид, ещё в большей степени вкус, оставляли желать лучшего. Забавнее всех свой кусок съел Саша, который изо всех сил сдерживал рвотный рефлекс.
Короваи показали нам первобытный способ разведения огня, который они до сих пор практикуют. Принцип, полностью совпадающий с тем, что применяют племена в долине Балием, заключается в трении ротанга о кусок сухой древесины и подкладывании в точку трения мелкой сухой травы. По мере появления дыма, количество травы добавляется, пока не вспыхнет пламя.
Сегодня вечером, пока готовился пирог с личинками сагового жука, мы принесли в деревню подарки: конфеты, шарики-колбаски, которые их очень удивили. Мы видим наверняка, что они не умеют разворачивать фантики от конфеты, и пытаются есть, не раскрывая.
Больше всего мальчику примерно тех же лет, что и моя дочь, понравился футбольный мяч. Дети всему учатся быстрее. У меня нет иллюзий, что он научится играть в футбол, но мяч из рук он так и не выпустил.
Всё это не было никаким туристическим перформансом. Это было абсолютное и естественное погружение в среду, в каменный век первобытных короваев, когда отказ от угощения и общения с ними мог быть воспринят всерьёз. Для них это значило намного больше, чем может показаться простому туристу, случайно забравшемуся в эти джунгли.
Эти люди умеют себя прокормить. Портеры во время стоянки то и дело ходят на охоту в джунгли. Сегодня утром они убили попугая около деревни, а днём, пока мы участвовали в процессии по добыче саго, они подстрелили свинью. Не успели мы вернуться, как они её разделали и съели. Короваи неохотно делятся свой добычей.
На вечер сегодня самое интересное и мужское - ночная охота с Абоу. Мы отправляемся почти в полном составе, за исключением Маши. С нами Усман, проводники и Абоу, вооруженный луком, стрелами и... налобным фонариком. Не знаю, когда короваи начали охотиться с фонариком, но очевидно его ему привезли родственники с большой земли. А может выдал Усман, поскольку мы пошли охотиться рано, когда Луна ещё не вышла, и темень была глаз коли.
Едва начав охоту и пройдя несколько сотен метров по заболоченным почвам, мы уперлись в реку, перейти которую предстояло вброд. Макс, будучи в берцах, вместо резиновых сапог, и Саша решили вернуться в лагерь, забрав в собой одного из охотников-портеров.
Это безусловно стало плюсом для результата охоты, потому что мы шли очень шумно.
Миша залил в сапог, я решил разуться и пройти босиком. Очень не хотелось мочить сапоги, завтра рано утром идти в них в трек.
Это, правда, мне не особенно помогло, потому что к концу охоты провалился в болото уже я, поскользнувшись на лежащем тонком стволе дерева. Трекинг по болотам Папуа - вещь в себе, очень нестандартно и очень сложно. При этом, надо сказать, природа вполне щадящая: нет опасных для человека насекомых и змей в большом количестве, и перемещение по джунглям относительно безопасно.
Я предложил Усману не наступать на пятки охотнику, а идти на некотором удалении, чтобы не распугивать добычу. Как бы мы ни старались, мы идём многократно громче первобытных охотников.
Спустя какое то время мы вышли в лес с высокими стройными деревьями, где Абоу вычислил сидящего высоко на дереве зверька и в мгновенье ока отправил в него свою стрелу. Животное вскрикнуло и камнем свалилось вниз. Стрела была запущена с такой силой, что сломалась при ударе о дерево.
Это было очень интересное сумчатое животное, родственное кус-кусу, похожее одновременно на бурундука и простого примата на вроде лемура. У зверька очень длинные когти и сумка на животе, которую продемонстрировал Усман.
Миша говорит, что сумчатые многие сотни тысяч лет назад разошлись в ходе эволюции с плацентарными, но в общем и целом проиграли им борьбу за планету. Они развились в меньшее количество видов и везде, где появлялись плацентарные, последние выдавливали сумчатых. Так, например, произошло в Южной Америке, некогда населённой сумчатыми. Но когда туда попали плацентарные, все сумчатые, за исключением одного единственного вида опоссума, вымерли.
Следующий точный выстрел настиг большую крысу с вытянутой мордой и окраской, напоминающими ежа. Грызун лакомился чем то возле давно заваленной саговой пальмы, и охотник успел пропороть ей брюхо стрелой.
Охота была признана успешной и Абоу хотел вернуться домой. Он трудился сегодня весь день, и ночью смог достать столь ценную для короваев белковую пищу.
Вернувшись, мы сели у костра, чтобы обсудить охоту и поснимать. Вся моя одежда была настолько мокрая, как если бы я упал в реку.
День был невероятно насыщенный. Я не чувствую под собой ног. Огромное желание принять душ, голышом развалиться на родном матрасе и уснуть.
Однако я лежу под звездным небом Новой Гвинеи в практически непроветриваемой палатке (хорошо, что установил свою москитную сетку вместо входа), стоящей на поваленных пальмовых листьях и пытаюсь найти ровную поверхность между корнями пальм, крутясь и вдоль, и поперёк.
Уже всё равно где засыпать. Лишь бы спать.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ о других днях этого путешествия в ПАПУА (ИНДОНЕЗИЮ):
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. Дни 1й и 2й. Двое суток в небе.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 3й. Добраться до цели.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 4й. Тридцать пятый день рожденья.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 5й. На земле короваев льёт как из ведра.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 6й. На высоте.