ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ПАПУА (ИНДОНЕЗИЯ). День 6й.

Sep 05, 2018 09:00




День 6й. На высоте.

ДЕРЕВНЯ БАЙГОН - ДЕРЕВНЯ АБОУ

Герой дня: БОХУК, СТАРЕЙШИНА ИЗ ПЛЕМЕНИ КОРОВАЕВ

Я проснулся утром от того, что Саша встал раньше других и раньше назначенного времени.
Хотя вчера все легли около 9 вечера, я снова допоздна писал путевые заметки, и на сон осталось часов шесть.
Спал как убитый, несмотря на дощатый неровный пол в построенном правительством доме, и ноги, упирающиеся в кастрюли и прочую утварь в углу.


Дождь лил всю ночь, в комнате очень высокая влажность. Крыша пропускает, и вода текла по стенам. Все вещи не то чтобы не высохли, а, напротив, отсырели.
Я сегодня чувствую себя неважно. Открылся кашель. У Миши насморк и больное горло. Все-таки кондиционер в Декаи дал о себе знать. Хотя Макс вчера и дал мне своё снадобье от насморка, с кашлем все стало только хуже.

На улице сыро, нам предстоит пройти 6-7 часов по джунглям в направлении деревни короваев.

Трекинг по джунглям в этих местах действительно экстремальный. Тропа совсем не натоптанная, местами и вовсе теряется. Ведущие нас впереди короваи постоянно делают зарубки, а иногда при помощи мачете расчищают путь.
Но главным вызовом путешественнику здесь является не густая растительность, а болотистые почвы.

Едва зайдя в лес, мы натолкнулись на речушку, переход через которую организован по упавшему дереву. Нужен неплохой навык, чтобы не свалиться с бревна с полутораметровой высоты в воду. То и дело тропа выводит нас к болотам и большим лужам, проходить через которые вброд получается только выискивая путь через торчащие корни или потопленные коряги.

В одном из мест, неосторожно наступив, я проваливаюсь одной ногой выше колена в трясину, и Усман затрачивает усилия, чтобы вытащить меня. Через несколько шагов проваливается и Усман. В этих местах внешне не было похоже на трясину.

Грязь стекла вниз, и идти стало некомфортно. Уже через несколько сотен метров, от высокой влажности, мы вымокли в нитку. На каждой остановке я снимал рубашку и выжимал добрые полстакана пота. Короваев это очень забавляло.

Мы шли большой компанией. Впереди нас шли Усман и четверо самых быстрых портеров, которые прокладывали нам дорогу. За нами следовали ещё 10 человек, включая Микки.

Усман нанял 13 портеров, двое из которых женщины. Одна, помимо груза, несла собственного грудного ребёнка, и собачонку в качестве игрушки, да ещё и была беременна, а вторая тащила свинью, очевидно для родственников.

Усман говорит, что многие короваи, которые не имеют семьи, склонны уходить на большую землю, в цивилизацию. И напротив, те, что имеют семью, до конца остаются в домах на деревьях в джунглях.
Со слов гида, семьи не имеют почти половина мужчин. Якобы, у них рождается очень мало девочек, всего около 35%. Очень сложно в это поверить, ещё сложнее разобраться в причинах.

На каждой остановке мы сначала отдыхали, потом ждали вереницу портеров и отдыхали вместе с ними. Как сказал Усман, мы очень хорошие походники, и поэтому мы преодолели расстояние за чуть более чем 5 часов вместо обещанных 6-7. За это время сумели пройти неполных 10 километров. Местность настолько нетривиальная, что пытаться определить среднюю скорость даже не приходится.
Может, конечно, Усман и заискивал, но портеры и вправду не справлялись с нашим темпом.

В начале второго мы пришли в деревню Абоу. Ещё из леса мы завидели стоящий на небольшой высоте (около метров пяти), на четырёх деревьях, большой дом. Этот дом является временным, поскольку эта кочевая племенная группа обосновалась здесь совсем недавно. В доме живёт две семьи, братья с жёнами и детьми.
Впоследствии этот дом будет служить в качестве гостевого.

Чуть в стороне короваи строят новый дом, на высоком железном дереве. Мужчина без одежды таскает наверх брёвна-балки килограммов по 40 каждое и тонкие жерди для стен, беря их сразу по три штуки. Невозможно представить, как он все это поднимает на высоту 25 метров, где строится платформа для дома. Лестница наверх, как и строящиеся перекрытия, выполняются без единого гвоздя, при помощи одних только ротанговых связок. Это абсолютно удивительно, как все это выдерживает нагрузку. Помимо собственного веса, в старом доме нас находилось одновременно не менее 15 человек.

Проверить лестничную конструкцию в новый дом полез Макс. Я спросил Усмана, выдержит ли меня эта конструкция, ведь я вдвое тяжелее коровая. Тот попросил портера проверить прочность, поскольку дом ещё в стадии постройки, и ещё ни один из туристов оттуда не упал.

Хоть это и шутка, Усман говорит, что было зафиксировано два случая падения туристов с дома короваев. То были не его клиенты.

Портер, сам ранее живший в таком племени, старательно поправил все связки, там где нужно, добавив ещё ротанга.
Мне ничего не оставалось как забраться наверх и сделать несколько неплохих кадров хозяина дома, который занимался постройкой.
Я лез аккуратно, держась за вертикальные балки, все же не доверяя связкам, памятуя о своём весе. Коровай, который взбирался на две ступеньки ниже меня, успевал мне даже позировать по моей просьбе. Не знаю, как мне удалось ему объяснить, что я хочу, поскольку я на их языке знал только одно слово "мано'п торобо'", что означает одновременно "большое спасибо" и "очень хорошо".
Саша тоже слазил на стройку. Это была интенсивная фотосессия. С меня снова можно было выжимать.

Тем временем к нашему биваку подошёл Бохук, мужчина возраста по ощущениям значительно выше среднего, но по словам Усмана, ему 50 с небольшим. Говорит, что знает его и видел в другой деревне, а сюда тот к родственникам пришёл в гости. Короваи часто так делают.
У Бохука трое детей: младшему 5, а старшему 13.

Мы угостили деда леденцом. Он не знал, что с ним делать. Усман объяснил, как нужно рассасывать. Держа леденец в руке, Бохук лизнул несколько раз отрывисто и сказал "мано'п". Значит, понравилось.

У короваев не принято иметь вождя в каждой деревне. Решения тут принимаются совместно взрослыми мужчинами племени. Несколько соседних деревень обычно встречаются раз в год для празднования в сезон дождей, когда пищи достаточно. Для этого строится отдельный большой дом. Руководит церемонией вождь, который у короваев один на несколько племенных групп.

Вечером, пока не стемнело, Усман повёл нас через лес к реке, чтобы искупаться. Бохук, увидев, что мы сбились с тропы, догнал нас и помог выйти.
Чистая река с приличным течением и коричневой от дубильных веществ водой была как нельзя кстати. Попросили Бохука тоже сойти в воду, и сделали пару кадров в ним. Получилось очень аутентично.

Миша с Машей решили лечь под навесом в общественной зоне у речки. Остальные пошли ночевать в дом короваев. Усман долго интриговал по поводу ночевки, но наконец обрадовал, что короваи согласны.

Лаз наверх в старый дом организован не так как в высотный строящийся. Это совсем не похоже на лестницу в нашем понимании; длинная жердь с зарубками через каждые полметра для того, чтобы переступать на них ногами. Местные забираются по ней с космической скоростью.

Мы с Сашей поставили москитную сетку в мужской комнате, рядом с кострищем, Макс - на веранде. Там надо спать поперёк, иначе не умещусь. Я что то не очень доверяю себе во сне, а страховку я не взял. Поэтому буду завидовать :)

Мы сели у костра, напротив нас сидел Бохук, курил свою гигантскую бамбуковую трубку и говорил с Усманом.

Пока Макс снимал дом короваев в ночи со штатива, мы с Усманом сели на крыльце дома, свесив ножки с 5 метров и по душам поговорили про культуру и традиции короваев.

Когда в доме короваев умирает один из членов семьи, племенная группа оплакивает покойника один день и на следующий день покидает дом, оставляя его умершему. Короваи переходят в другое место, где строят новый дом.

Женщина короваев, собираясь рожать, уходит из дома в лес. Её муж строит ей маленький домик в лесу и будет приходить к матери, помогать с ребёнком. По истечении одного месяца после родов женщина с ребёнком может вернуться в общий дом племенной группы короваев.

Внешне миролюбивые короваи часто враждуют между собой, причиной чего являются женщины, которые у них в большом дефиците. Известен недавний случай, когда одна из племенных групп выкрала у другой 13-летнюю девочку для замужества. Её родственники пришли в деревню похитителей и потребовали вернуть девчонку, подав знаки. В недельный срок девушка не была возвращена и тогда её родственники пошли войной на нарушителей порядка. Похититель был убит, а его тело унесено короваями в их деревню и съедено. Считается, что отмщение может быть полным только в том случае, если враг не просто убит, но и съеден. Таковы поверхностные причины возникновения каннибализма у короваев. Глубинные же понять сложнее, но, вероятно, это связано не только с воинственностью папуасских племён, но и, в первую очередь, с недостатком белковой пищи в рационе.

Усман говорит, что особенно вкусными среди короваев считались ягодицы, ладони и мозг. По другим данным, особый интерес представляли мозг и желудок, поскольку именно в этих органах заключалась душа убитого и съеденного, а значит, съев их, отмщение достигало своей цели.

Я пишу путевые заметки в доме короваев, построенном на деревьях. Прямо за моей спиной, отделенный тонкой перегородкой из жёрдочек, плачет грудной ребёнок около года от роду. Девочке после рождения отрубили фалангу мизинца на руке, потому что она была рождена вторым ребёнком после умершего первенца.
Короваи верят, что если первый ребёнок умер при родах или в скорости после родов, родившемуся после него нужно отрубить фалангу пальца, чтобы тем самым принести палец в жертву ради большего - выживания ребёнка.
Детская смертность у короваев превышает 50%. Это фактически означает, что каждая семью переживает потерю ребёнка, самое мучительное, что только может быть в жизни.

К спящему поодаль от меня короваю другой с фонариком принёс кусок жареной крысы. Тот проснулся и начал хрустеть костями. Сейчас он дохрустит, и я закончу писать.

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ о других днях этого путешествия в ПАПУА (ИНДОНЕЗИЮ):

ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. Дни 1й и 2й. Двое суток в небе.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 3й. Добраться до цели.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 4й. Тридцать пятый день рожденья.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 5й. На земле короваев льёт как из ведра.

Индонезия, mzunguexpeditions, мзунгу, папуасы, Папуа, экспедициисмзунгу

Previous post Next post
Up