ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ПАПУА (ИНДОНЕЗИЯ). День 5й.

Sep 02, 2018 11:30




День 5й. На земле короваев льёт как из ведра.

ДЕРЕВНЯ БИНАМСЕН - РЕКА СИРЕТ - ДЕРЕВНЯ БАЙГОН

Герой дня: РУБАНУС, ПОМОЩНИК КАПИТАНА ИЗ ПЛЕМЕНИ АСМАТОВ

Распластавшись на дощатом полу дома миссионеров, намучившись за эту длинную ночь, мы с радостью восприняли редкие кукареканья петухов в деревне Бенамсен. Спать на одной пенке и спальнике было очень жестко.

Хотя мы и развесили две москитные сетки на троих, комаров снова не было. Зато под сетку каким то образом занесло мелкую мошкару агатсов, которая всю ночь кусала.


Попугаи встретили восход солнца пронзительным криком. Всё снова зашевелилось и зажило в доме асматов.

Из-за ежедневного наводнения, которое происходит во многих районах, жилища асматов обычно строятся на два или больше метров выше уровня земли, приподнятые на деревянных сваях. В некоторых островных регионах аборигены жили в домиках на деревьях, иногда расположенных в 25 метрах от земли.
В Бинамсен дома также на сваях из-за постоянного изменения уровня реки.

Мы покинули деревню асматов в утренней дымке, пока солнце не начало жечь нашу кожу. Пройдя некоторое время вдоль русла реки Бразза, мы в скорости повернули на юго-восток, на её приток Сирет. Двигаться по Сирету нужно было против течения.
Если, плывя на моторке по широкой Браззе, порой было непонятно направление течения, то мощь Сирета была очевидна. Значительно больший перепад высот, пороги и заводи, забитые поваленными потоком многовековыми деревьями, говорили о силе реки.
Порой наша лодка налетала на мели, и не посадить её на брюхо помогала только умелая навигация помощника капитана асмата Рубануса. Объём его работы теперь значительно вырос. Теперь он не только следил за торчащими из воды препятствиями и подсказывал капитану направление движения, но и постоянно измерял веслом уровень воды под килем. Временами брод был настолько мелкий, что ему приходилось сходить с лодки и, цепляясь за деревья и борясь с течением, толкать лодку вручную, дабы не повредить винт мотора.
В одном из мест раздвоения реки команда очевидно ушла не в тот рукав. Это стало понятно, когда достигнув того места, где река снова сходится в одно русло, в нашем рукаве не оказалось брода. Нам всем пришлось выйти, чтобы команда вытолкала лонгбот через небольшой порог в обход забивших его коряг.

Этот регион заселён племенем короваев и рядом других племён: к западу находятся земли народа капаяп, к юго-западу - асматов, а к востоку - комбаев.
Комбаи являются родственным короваям племенем, полностью разделяя с ними уклад, быт и традиции, строя те же самые знаменитые дома на деревьях. Различие между комбаями и короваями заключается в языке и в уровне оказываемого на них внешнего влияния.

Племена внутренних областей Новой Гвинеи считаются вероятно одними из последних людей на земле, кто в ходе торговых отношений стал приобретать металлические орудия труда, такие как ножи и топоры. Вместе с тем, в удаленных уголках острова коренные жители всё ещё продолжают использовать каменные топоры для рубки деревьев, бамбуковые и костяные ножи для разделки мяса, используют бамбук или раковины для переноса воды. К числу таких первобытных племён относятся, в первую очередь, короваи.

Уникальное природное разнообразие Новой Гвинеи нашло своё отражение и в разделении людей на различные этнические группы, говорящие на собственных языках и имеющие собственные культуры и традиции. Такой фрагментации способствовали постоянные войны, имевшие место между племенами. В результате в Папуа сложилось культурное и лингвистическое разнообразие, которого нет нигде в мире. Около 8 миллионов жителей острова Новая Гвинея говорят на почти тысяче разных языков, составляющих около 1/5 всех языков на планете!

Мы миновали Мабул, основную деревню короваев, которая является точкой отсчета почти для любого путешествия в этом районе. Но не для нашего. Усман ещё вчера сказал, что он хочет настоящих приключений и по своей натуре он первооткрыватель. Поэтому его желание и задача - найти новые деревни, в которые нет натоптанных маршрутов. Это ласкает слух. Остаётся довериться и попытаться найти что-то действительно нестандартное.

Поэтому нам предстоит проплыть ещё около двух часов вверх по течению Сирета, чтобы высадиться в деревне Байгон. Усман говорит, что Байгон, как и Мабул, была построена как центр проживания соседствующих племенных групп короваев. Мабул был построен намного раньше и насчитывает количество домов в 5 раз большее, чем Байгон.

Преодолев все трудности реки, мы причалили к пристани Байгона, где, поднявшись на берег, нашему взору открылась ещё одна ухоженная деревушка с разбитыми цветниками, подстриженными кустарниками и протестантским храмом при входе. Всё те же финские домики в количестве нескольких десятков, теперь уже остеклённые, нарушали гармонию этих диких мест.
По пути мы видели ещё одну деревню с церковью и прочими благами цивилизации, где в стороне от неё, на стройном дереве, возвышался традиционный дом короваев, весь впрочем разрушенный, сохранивший только крышу и остов. Это то, что осталось для туристов.

Местное население Байгона, одетое преимущественно в грязную современную одежду (хотя встретилась и одна по-традиционному одетая, то есть совсем раздетая, дама с ребёнком), проявляли к нам некоторый интерес, особенно когда мы оказались в доме портеров. Некоторые даже охотно позировали для фотографирования.

В этот день, пожалуй, самыми яркими впечатлениями были два наших купания.
Сначала, во время обеда на реке Сирет, где нельзя было зайти дальше полутора метров от берега, потому что просто сносило течением. Дно галечное, вода в реке чистая, не в пример той, что была вчера в Браззе, когда нам предлагали в ней искупаться.

Из деревни мы прошли несколько сотен метров в сторону джунглей, где Усман показал нам своё коронное место.
В маленькой речушке с самодельной плотиной и лежащими в озерце корягами, вода была болотного темно-коричневого цвета. Усман, не задумываясь, плескался в ней и полоскал рот.
Миша сказал, что вода в болоте такого цвета от большого содержания дубильных веществ, отчего она практически стерильна и там не живут никакие бактерии.
Вот не будь с нами биолога, ни за что бы туда не залезли. - Через три минуты все пятеро, включая Машу, присоединившись к Усману, расслаблялись в страшно тёмной, но очень свежей воде этого "бассейна".

Усман говорит, что вечером он проведёт брифинг с портерами, чтобы договориться о времени отправления из деревни и, главное, о маршруте. По его словам, обычно он спрашивает местных портеров об интересной деревне, куда стоило бы отправиться первым делом. Далее, уже в той деревне, он интересуется о других аутентичных локациях племен, и так далее. Такая тактика оправдывает себя, когда хочешь найти в джунглях что то действительно новое, в стороне от избитых троп.

На мой вопрос о том, встречал ли Усман за 5 лет своей практики походов к короваям действительно неконтактные племенные группы, он действительно удивляет меня и говорит, что один такой случай был 2 года назад, когда он с группой немецких путешественников наткнулся на деревню, жители которой никак не хотели принимать их, хотя контактировал с ними изначально только портер из короваев. Увидев Усмана и его группу, короваи и вовсе убежали. Только спустя какое то время портеру на одном языке удалось убедить короваев принять чужаков. Удивлению Усмана и путешествовавших с ним счастливчиков не было предела, когда короваи начали трогать и изучать лица, кожу и волосы чужаков с неподдельным интересом, как если бы они увидели их впервые в жизни.

Другая интересная история приключилась с ним во время путешествия с другой немецкой группой, когда подойдя к деревне, они были проинформированы портером, что вход в дом запрещён. Немецкий турист не доверился портеру и потребовал войти в жилище. Только после того, как он услышал пронзительный крик воина и увидел торчащий лук, заряженный стрелой, немец ретировался.
Как оказалось, короваи время от времени делают подношения богам, развешивая обереги. В этот период вход в жилище короваев посторонним строго воспрещён под страхом быть убитым.

Усман говорит, что активная политика миссионеров и правительства по переселению короваев в "цивилизацию" началась в этом регионе 9 лет назад. Местные органы власти имеют в этом свой интерес, строя эти деревни, приглашая туда всех желающих из прилегающих племенных групп, и обещая своему электорату во время предвыборной гонки светлое будущее. Обещания конечно не выполняют, прекращая финансирование деревень. Что то мне это напоминает...

Короваи, оставаясь тут без источника пропитания, зачастую уходят обратно в джунгли, пытаясь вернуться в свою естественную среду, что порой оказывается затруднительно.
По мнению гида, через 10 лет не останется ни одной аутентичной группы короваев, живущих традиционным укладом.

Экваториальный ливень застал нас врасплох во время купания. Пока добежали до деревни, закрывая сумки с фотоаппаратурой, успели до нитки промокнуть.
Ну наконец то Новая Гвинея напомнила, какая непростая тут бывает погода.

Дождь зарядил всерьёз и, периодически заканчиваясь, через какое то время принимался с новой силой. Все достали резиновые сапоги, поскольку они будут актуальны не только завтра в джунглях, но и сегодня возле дома.

Микки Маус сделал отличный ужин из овощного супа, тушёных овощей с курицей и риса.Он превзошёл наши ожидания. Снова убеждаюсь в том, что папуасы способны готовить много и вкусно, если у них достаточно для этого времени. На такой ужин, впрочем, у них уходит часа три :)

Поговорив с Усманом о планах на завтра, о непростой государственной политике на Папуа и былых приключениях Усмана, а я, в то время как ребята отправились спать, допоздна дописывал путевые заметки.

Дождь снова прекратился, и я надеялся на то, что к утру просохнет. Усман сделал мне тизер о наших больших планах на завтра, сказав, что это топ-сикрет для остальных. Пока понятно то, что нам придётся идти около 7 часов по залитым болотами джунглям.

1.


2.


ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ о других днях этого путешествия в ПАПУА (ИНДОНЕЗИЮ):

ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. Дни 1й и 2й. Двое суток в небе.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 3й. Добраться до цели.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 4й. Тридцать пятый день рожденья.


Индонезия, mzunguexpeditions, мзунгу, папуасы, Папуа, экспедициисмзунгу

Previous post Next post
Up