ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ПАПУА (ИНДОНЕЗИЯ). День 10й.

Sep 13, 2018 09:00




День 10й. Утро в заброшенной деревне короваев

ЗАБРОШЕННАЯ ДЕРЕВНЯ УАЛУ'П - ДЕРЕВНЯ СИНДЭК

Герой дня: СИЛАН СИНДЭК, СТАРЕЙШИНА ДЕРЕВНИ

Я проснулся до будильника от разговора короваев у костра и редких капель дождя, падающих на пальмовую крышу. Здесь, на широте около 5 градусов к югу от экватора, дождь идёт по два раза на дню, иногда нарушая своё собственное расписание.

После ночного дождя моя фототехника снова отсырела, камера сходит с ума, сбивая настройки и не фокусируясь на объектах.
Я разложил второпях у костра камеру, линзы, вспышку, футляры и сумку на просушку. Спустя двадцать минут камера пришла в себя.

Один из портеров снова нарыбачил несколько окуней и приличных размеров черепаху. У него железная пика и очки для подводного плавания. На всех стоянках он ныряет в реку и добывает себе креветок и рыбу.
Портеры не охотно делятся своей добычей после охоты и рыбалки, даже с другими портерами. Несмотря на то, что они покинули свои племена в поисках заработка, некоторые их повадки и принципы изменились не значительно.

Деревня Уалу'п, в которой мы сделали ночную стоянку, объединяет, помимо прочего, несколько гостевых домов, включая лонгхаус, которые используются короваями в период проведения фестивалей. Такие фестивали проводятся ежегодно в разных регионах и объединяют короваев из разных племенных групп.
Усман сказал, что оглядевшись с утра, он вспомнил эту деревню. Он был тут пять лет назад.

Сами высотные дома, о которых говорили портеры и Усман, находятся в шаговой доступности, на стрелке достаточно полноводной реки, которой, разумеется, тоже нет ни на одной из карт.
На правом берегу стоит дом около 7 метров высотой, а в нескольких метрах от него на дереве, второй высотой метров пятнадцать.
Лестницы, как и сами дома, значительно прогнили. Лестницы буквально разваливаются при первой попытке ими воспользоваться. Люди давно бросили деревню.

Короваи бросают деревню или дом в двух случаях: покойник в доме или исчерпание природных ресурсов в округе, от которых зависят короваи, прежде всего, саговой пальмы.
Но есть и третья причина оставления деревень, которую, впрочем, нельзя считать распространённой.
Усман рассказал о случае в одной деревне, когда девушка короваи вышла замуж за мужчину, а другой мужчина убил её из ревности, поскольку не смог с этим смириться. Мать убитой девушки прокляла убийцу и деревню. Люди начали умирать один за одним. В конце концов, короваи покинули эту деревню. Один из оставшихся высотных домов в той деревне можно увидеть из лодки слева по течению реки Сирет ниже деревни Мабул.

Горделиво смотрится дом на другом берегу в заброшенной деревне Уалу'п, в месте, где река расходится на две.
На 25-метровой высоте весьма большое жилище на две семьи с наклонными лестницами, которые, разумеется, тоже прогнили.

Только перейдя на другую сторону реки, можно разглядеть приютившийся в кроне железного дерева, поросший со всех сторон свежими побегами, самый высокий здесь дом короваев. Оценочно, он был построен на высоте около 30 метров. Лестница полностью отсутствует. Очевидно, сгнила за несколько лет и развалилась.
В условиях экстремально влажного климата Новой Гвинеи короваи ремонтируют подгнившие лестницы своих домов каждый год.

Судя по состоянию самого нового из домов тут, построенного ближе к земле, люди покинули деревню около года назад.
Наши проводники не могли об этом знать.

После купания в реке с галечным дном и чистой прохладной водой мы вышли в джунгли в поисках очередной деревни, упоминаемой проводниками как Синдэк. Дорога сулила быть простой, особенно памятуя о вчерашнем зубодробительном переходе длиною в полный световой экваториальный день.
Через каких то два часа мы пришли в деревню с двумя домами, построенными относительно невысоко над землёй. Короваи все меньше строят дома в кронах высоких деревьев, поскольку между ними больше почти нет соперничества за территорию и вражды. Из 3 тысяч короваев, живших в этом регионе 10 лет назад, на сегодняшний день аутентично живёт не более половины.

В деревне никого не оказалось. Портер, наведавшийся в дом, пришёл с вестью, что дом жилой, но, очевидно, все ушли в джунгли на разработку саго.

Почти четыре часа, купаясь в реке, попивая растворимый "капучино", снова купаясь, и снова чего то попивая, высушив всю одежду, пописав заметки, пофотографировав деревню, мы еле дождались Усмана, отправившегося на поиски проводника.
Наши портеры не знали дальнейшую дорогу в Синдэк.

Усман вернулся в нитку мокрый, с видом загнанной лошади, еле волоча ноги. Наши портеры-короваи налегке ходят слишком быстро, даже для Усмана. Как оказалось, он вынужден был выйти к реке, где всегда большое количество короваев в поисках "лучшей доли", чтобы найти проводника в Синдэк.
Он вернулся с проводниками. Через час мы были в деревне Синдэк.

Синдэк - очередная деревня короваев из одного дома, в котором живут две семьи: у которых на двоих трое или четверо детей.
Как оказалось, эти люди построили новый дом на высоком дереве, в глубине джунглей, куда часа три ходу, но сейчас живут здесь. Большинством голосов было решено менять маршрут и пропустить ночевку у читаков в пользу дополнительной ночи в новой деревне Синдэк. Недостатком такого решения была необходимость возвращаться в последний день из глубины, что займёт, по меньшей мере, 6 часов, а затем около 12 часов плыть до Декаи, в лучшем случае, до полуночи.

По моей просьбе Усман договорился с Силаном Синдеком, самым старшим членом этой племенной группы, о вечернем интервью в его доме.

Один из самых низких домов, встреченных нами за одно путешествие, высотой не более 4-5 метров от земли, построен вокруг ствола толстого дерева. Сами хозяева говорят, что дом старый, в плохом состоянии, и недавно был случай его обрушения.

Внешне всё выглядело вполне сносно, и мы к назначенному времени, уже в ночи, когда короваи приготовили свой саго и поужинали, полезли по знакомому коровайскому шесту с зарубками в их дом. От того, что в доме много народу, у хозяев началась паника, и портеры и женщины стали покидать дом один за одним. Силан Синдэк запаниковал и тоже соскочил вниз. Усман требовал срочно ретироваться, потому как кому то показалось, что мы можем рухнуть.

На улице дождь падал стеной. Я спустился вслед за Усманом, который продолжил обсуждение с хозяином дома. Тут же выяснилось, что, оказывается, в дом все-таки можно, но только не более трёх человек.
Лазить туда-сюда под проливным дождём, будучи навьюченным камерой, рюкзаком, фото-штативом и спальником, не входило в мои планы. Но это был шанс.

Из хозяев в доме остался только Силан. Усман взял с собой переводчика с языка короваев на бахаса Индонезия. Мы с Мишей поднялись и расставили фонарики как свет в фотостудии для видеозаписи и фотографирования.

Силан Синдэк сидел у костра, за ним лежала его собака. Очевидно, ему было комфортнее общаться с чужестранцами в её присутствии.

Мы представились и предложили Силану угощение из России - сгущенку. Пробив дырку в жестяной банке, мы предложили хозяину попробовать. "Мано'п", - сказал Силан и ещё несколько раз отпил.

Мы говорили с ним на интересующие нас темы, задавая вопросы на английском, Усман переводил на бахаса Индонезия, портер на язык короваев, и получая ответ в обратном порядке.

Силан живет в этом лесу с тех пор, как был жив его дед. Своего возраста он не знает, но Усман говорит, что Силану около сорока пяти.
Сама деревня названа в честь фамилии его клана, Синдэк. Короваи - название народа, которое дано им другими людьми. Сами короваи никогда так себя не называют. Они называют себя "колуфо".

В заднем углу в мужской комнате в доме Синдэк стоит деревянный щит с примитивной росписью. Этот щит служит идентификации клана. На ежегодный саговый фестиваль все короваи непременно приходят со своими щитами.

По словам Силана Синдэка, короваи строят дома наверху потому, что это помогает обезопасить себя от диких животных, от других племён и злых духов.

Многие традиции канули в лету, по крайней мере, в этой деревне короваев. По словам гида, короваи в его клане больше не занимаются каннибализмом. Насколько он знает, такие случаи ещё могут иметь место у отдельных племенных групп, но как повсеместная практика людоедство ушло в прошлое.

Одной из очевидных причин каннибализма среди короваев, согласно их культуре, было съедение колдуна - человека, занимающегося магией, волшебством. Силан Синдэк говорит, что в настоящее время, с прекращением практики каннибализма, короваи по-прежнему боятся колдунов и стараются держаться от них подальше.

Религия короваев основана на анимистских верованиях, вере в разного рода духов, как добрых, так и злых. Злых духов короваи боятся, и каннибализм был исторически направлен на их изгнание и уничтожение, будь то колдун или враг.
Особое внимание в верованиях короваев уделяется духам предков.

В трудные для племени дни, например разлад с другим племенем или внутри клана, короваи приносят в жертву домашнюю свинью, кровь и сало которой, по поверьям, достаётся их богу Рефафу, а мясо употребляется в пищу самими короваями.
Жертвенное убийство свиньи происходит у реки, выстрелом из лука в сердце животного. Кровь при этом стекает в реку. Прежде чем застрелить животное, короваи произносят вслух как заклинание три важнейших элемента: Огонь, Вода и Воздух.

Женщинам не позволительно присутствовать или каким то образом наблюдать на ритуалом. В противном случае жертвоприношение будет неэффективным. После завершения обряда жертвоприношения существует запрет на вхождение в реку кому бы то ни было в течение двух дней. Считается, что Рефафу будут пить стёкшую в реку кровь свиньи, чтобы, как верят короваи, впитать всю её страсть.

Примечательно, что одомашенных свиней короваи убивают исключительно жертвенно.

Один раз в своей жизни каждый клан короваев считает своим долгом организовать фестиваль с большим количеством приглашённых кланов. Считается, что таким образом, в ритуальной форме, это поможет короваям достичь благосостояния и плодовитости их клана.

Короваи верят в переселение душ: те, кто умер, в любое время могут быть возвращены лидером клана на земле мертвых обратно на родную землю, реинкарнировавшись во вновь рождённого младенца в их же клане. Теснейшая связь короваев с кланом прослеживается даже в таком элементе верования, как реинкарнация.

Когда мы спросили Силана о христианских миссионерах, он поменялся в лице и сказал, что они пришли на эту землю, чтобы уничтожить культуру колуфо, а вместе с ней и весь их народ.

В то время как безусловно основным источником пищи является саго, короваи также охотятся на то, что живёт в реке и в джунглях, включая диких свиней и птиц казуаров. За последние годы количество казуаров на острове существенно сократилось.

Отношения мужчин и женщин у короваев очень строгие, во всем заметна половая сегрегация. Любой дом обязательно разделён на две половины: мужскую и женскую. Муж и жена не общаются приватно на людях, только в уединении.
Силан говорит, что, поскольку их женщины носят юбки и скрывают свои гениталии, мужчина тоже не должен показывать причинное место. Поэтому в культуре короваев появились дутамон и баяк. Именно таким образом повязывали дутамон его дед и прадед, потому и он, Силан Синдек, так делает.

Лидером в племенной группе короваев, состоящей, чаще всего, из двух семей, может стать так называемый "сильный человек". Такое лидерство не является институциональным, а может принадлежать любому, кто проявляет себя соответствующим образом, демонстрируя словом и делом силу, храбрость, ум, дух и щедрость.

Говоря с Силаном, ещё и ещё понимаешь и утверждается в мысли, что эти люди невероятно гармоничные, исключительно позитивные, их связь с природой абсолютна, их принципы справедливы, их ценности вечны.

В какой то момент стало понятно, что Силан засыпает, он продолжительно моргал, на какое то время оставляя глаза закрытыми. Было уже ближе к полуночи.

Мы поблагодарили Силана и спустились по жерди из его дома. Усман остался в доме короваев на какое то время.
Третью палатку разбить было негде, время за полночь. Я повесил под навесом москитную сетку, постелил поверх свеже срубленных листьев пальмы пенку и спальник и, удовлетворённый завершением дня, отправился в страну дураков.

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ о других днях этого путешествия в ПАПУА (ИНДОНЕЗИЮ):

ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. Дни 1й и 2й. Двое суток в небе.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 3й. Добраться до цели.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 4й. Тридцать пятый день рожденья.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 5й. На земле короваев льёт как из ведра.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 6й. На высоте.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 7й. Без штанов, но в шляпе. Полное погружение в каменный век.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 8й. Рыбаки-неудачники


ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 9й. Двенадцатичасовой трек по джунглям


Индонезия, mzunguexpeditions, мзунгу, папуасы, Папуа, экспедициисмзунгу

Previous post Next post
Up