День 8й. Рыбаки-неудачники
ДЕРЕВНЯ АБОУ - ДЕРЕВНЯ МАУП
Герой дня: ДОП, ЛИДЕР ДЕРЕВНИ МАУП
Поломанный и отёкший, я проснулся от солнечного света, нагревающего мою палатку.
Всю ночь портеры что то обсуждали у костра, возвращались с охоты, жарили убитую там змею... Такое ощущение, что короваи вообще не спят. Болтают круглые сутки: и в дороге, и ночью.
Расставаться с деревней Абоу было особенно грустно, за два дня мы прикипели и к жителям, и к дому, и к этому лесу.
Подарив ещё кое-какие подарки и пожав руку каждому со словами "мано'п торобо", мы покинули деревню в юго-восточном направлении, максимально удаляясь от всех рек, забираясь в самый центр этой территории, являющейся исконным домом короваев.
Выходя из деревни, Макс оставил там свои носки. Я обратил внимание, что один из портеров впереди идёт в одном его носке. Тут я вспомнил, что пару минут назад, у навеса, я видел второй такой носок. В попытке сделать из носков пару для портера, я вернулся, но тут же увидел этот второй носок на другом...
Так они и шли всю дорогу, каждый в одном носке. Разумеется, без обуви.
Мы шли по джунглям, форсируя множество рек, одну за другой. Усман, получив сигнал от портеров, предупредил о необходимости идти тихо, поскольку мы находимся на территории племени, которое не в ладах то ли с теми, куда мы идём, то ли с кем то из наших портеров. Деревню нужно было обойти стороной.
Все джунгли здесь поделены между кланами на их территории. Кроме того, есть территории духов, на которых не живёт ни один из кланов. Для чужака, зашедшего на территорию клана, это может быть опасно для жизни. Известно, что "кваи", означающее "дух" или "призрак", используется также для обозначения человека извне, не коровая.
Крадучись, мы миновали деревню короваев и уже вскоре вышли на поляну у реки, с засекой вокруг стоящего на сваях и стволах деревьев коровайского дома. Дом был на высоте метров шести, единственный в этой деревне.
В нём живут две семьи с детьми: семья Допа, молодого лидера деревни, и семья Ниима, мужчины лет сорока-сорока пяти с необычной причёской и выделяющейся внешностью.
Мы поднялись в дом по жерди с зарубками и сели у очага.
Короваи устраивают очаг прямо в деревянном доме, не боясь сжечь его. Для этого они выстилают место под костром глиной слоем сантиметров в пять. Альтернативой является банановый лист, на котором также можно разводить огонь, не опасаясь за дом.
Короваи жарили маленькие дикие бананы. Они были совсем зеленые. Нас заинтересовал вопрос, почему короваи всегда едят зеленые бананы. Как оказалось, желтые им уже попросту не достаются, поскольку их съедают птицы или насекомые.
Жареные зеленые бананы напоминают плохо пропеченный сладкий картофель. Короваи разделили с нами свою трапезу.
В доме короваев на трёх ногах прыгала собака. У неё была сломана передняя лапа. Похоже, она выпала с верхотуры дома на дереве.
Договорившись, что короваи возьмут нас на вечернюю рыбалку, мы вернулись к месту нашей стоянки.
Собака, стоя на краю платформы дома, начала протяжно выть.
Сегодня мы прошли небольшое расстояние по джунглям, всего около 6 километров. Мы хотели увидеть высотный дом, на вершине дерева. Конечно, такой договоренности с Усманом не было. Речь шла о традиционных домах короваев.
Короваи чаще всего строят дома на высоте 5-10 метров от земли, но в некоторых деревнях (особенно, когда существуют опасность извне) дома могут находиться на высоте от 15 до 45 метров.
Поняв наши предпочтения, Усман долго советовался с портерами и короваями из деревни Мауп, и наконец заключил, что такие дома есть к юго-западу отсюда, а путь туда займёт, по словам Допа, весь световой день.
Только один из портеров, самый старший, по имени Гоган понимал, о какой деревне идёт речь и, кажется, только он был способен привести нас туда завтра.
Было решено выйти на рассвете.
Мы присоединились к короваям, которые вместе с женщинами и детьми пошли на рыбалку. Но ловля рыбы - исключительно мужское занятие, поэтому все остальные лишь наблюдали.
Традиционный способ рыбной ловли у короваев заключается в строительстве плотины и осушении речного русла с целью вылавливания рыбы и членистоногих на мели.
Однако короваи делают это куда более замысловато, чем можно себе представить.
На мелкой лесной речушке, шириной метра полтора, двое взрослых короваев, Доп и Ниим, принялись делать запруду из веток, травы и листьев. Эта плотина не выглядела сколько нибудь прочной. Очевидно она имела иное назначение, должна была служить в качестве сита, через которое не смогла бы уйти рыба.
Выше по течению они сделали вторую дамбу, как следует утрамбовав её глиной и илом. Такая плотина существенно ограничила проникновение воды ниже по течению и значительно подсушила участок между двумя запрудами.
Несмотря на то, что на вторую запруду у короваев ушло больше получаса, на этом процесс не перешёл непосредственно к вылавливанию рыбы, поскольку уровень воды все ещё был весьма высок.
Третья плотина должна была быть воздвигнута между двумя предыдущими, на наполовину осушенном участке реки, уход рыбы из которого уже был исключён.
Третья запруда строилась дольше двух прежних, но и на этом труд короваев совсем не закончился.
Вопреки нашим ожиданиям, что они будут ловить рыбу ниже по течению второй дамбы, они принялись вычерпывать воду из участка выше по течению от последней запруды. Короваи использовали толстые листья саговой пальмы в качестве ведер-вёсел. Это продолжалось около часа...
Силы мужчин были на исходе, когда к ним присоединился третий, живущий здесь же в соседней деревне, на другом берегу реки. Молодой мужчина, с язвами на колене, был болен, но вынужден был помочь.
В какой то момент Ниим, в силу возраста, начал тяжело дышать. Темп падал. Наш портер Гоган разделся, повязал дутамон, и заменил Ниима.
Три здоровенных мужика, в теле которых проработана каждая единая мышца, ценой невероятных усилий и ускорения темпа, наконец-таки вычерпали участок реки. Несколько тонн воды! Сложно поверить, но в этот момент рыбалка только началась.
В почти насухо осушенном русле реки короваи выискивали рыбу и креветок. За одними, на вроде маленьких сомиков, приходилось гоняться по лужам, других, гигантских креветок, надо было раскапывать в берегах рек. Короваи выкапывали огромную нору, в которую сами залезали глубже чем по пояс.
Все эти усилия принесли им полкило мелких рыбёшек и креветок...
Какая же все-таки тут недружественная природа. Люди, которые умеют делать то, что нам абсолютно не под силу, за три с лишним часа едва ли наловили себе на обед, затратив при этом в десять раз больше калорий.
Двое мальчишек пришли на реку вместе с родителями. Один из них, лет пяти-шести, был совсем нелюдим и натурально нас боялся, убегая не только от камеры, но и от одного только нашего приближения.
Мы предложили ему конфету, но он прятался за мать. Та объяснила ему что можно взять. Мальчик взял конфету только из маминых рук, но совершенно не знал, что с ней делать. Было абсолютно очевидно, что мальчишка никогда не видел конфет.
Пока двое мужчин делали запруды, третий, тот что из соседней деревни, сидел и смотрел на нас. Его взгляд и реакция были абсолютно первобытные. Я посмотрел на его ногу с глубокими язвами. Он печально кивнул, давая понять, что очень этим обеспокоен.
Усман говорит, что это у него не заразное, что то, что они называют "плохой кровью".
У второго, Допа, тоже язвы на ягодицах, которые, впрочем, не выглядят так ужасно и, возможно, даже имеют иную природу.
Я спросил Усмана, что мы можем сделать для этого парня, какими медикаментами можем ему помочь. Усман сказал, что ему нужны антибиотики. Миша сказал, что у местных бактерий нулевая устойчивость к антибиотикам, поэтому дозу можно снизить в несколько раз и обойтись одной таблеткой в два приёма.
Вечером мы выдали парню таблетку, которые я пил от кашля, объяснив через Усмана как принимать. Такую же таблетку мы выдали Допу. А ближе к ночи, похоже, прослышав о "докторах", ко мне подошёл еще один молодой коровай, которого я раньше не видел. Он показал мне глубокий порез на голени, который нагноился. Я "выписал ему тот же рецепт".
Не знаю, правильно ли мы поступили, дав им антибиотики, но парня с глубокими язвами на колене было ужасно жаль.
Глядя на эту деревню, на больных мужчин, рыбаков-неудачников, скулящих собак со сломанной ногой невольно думается, что удача отвернулась от этой деревни. Что то тут было не так. Как будто бы это племя заглянуло в будущее, увидев жизнь в цивилизации. Как будто бы они оказались где то на перепутье. Как будто бы что то надломилось в их первобытной гармонии. Той гармонии, которая казалась абсолютной в деревне Абоу.
У меня тоже болит нога. Немного оступился в первый день на торчащем корне дерева, и сухожилие опухает от нагрузок.
Вечером день был испорчен. Испорчен одной простой невнимательностью.
У нас изначально по письменной договоренности с Усманом планировалось пять ночей в джунглях у короваев, а на шестую ночь мы должны были вернуться на ночевку в Байгон, построенную миссионерами деревню. Именно о том, что мы проводим 5 ночей в удаленных деревнях короваев, мы договорились в первый день, придя в деревню Абоу.
Усман предложил не возвращаться в Байгон, а проплыть сразу до читаков.
В какой то момент, благодаря бдительности Саши, мы поняли, что у нас не клеится со временем нашего вылета. Я поднял маршрут и понял, что Усман, очевидно, забыл про ночь в Байгоне. Не то, чтобы она была нам важна, но и прилетать на день раньше в Джаяпуру тоже смысла никакого не имело.
Усман, изначально признав, что в маршруте все верно, однако сослался на то, что билеты из Декаи в Джаяпуру уже куплены на день раньше. Очевидно, что и портеры были заказаны тоже на день меньше. Лодочники также будут ждать нас ниже по течению Сирета, не в Байгоне, что осложняет выполнение программы через Байгон.
Понимая всю сложность ситуации, а также учитывая то, что отмена ночевки в Байгоне уже никак не повлияет на маршрутную ценность, мы предложили Усману альтернативный вариант с возвращением в Декаи и Джаяпуру на день раньше, но дополнительным днём на диком пляже в Дипапре, под Джаяпурой.
Такой вариант не мог не устроить Усмана, учитывая, что он все равно должен был обеспечить определённое количество дней, которое вариант с пляжем не изменял.
Чтобы закрыть тему, выпили виски и договорились выйти завтра в 6 утра.
Жара и влажность выматывают. В любое время суток футболку с меня можно выжимать, постоянно хочется пить. Сегодня за день выпил больше пяти литров. Совершенно нет сил писать заметки.
Время - первый час. Спать осталось меньше пяти часов.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ о других днях этого путешествия в ПАПУА (ИНДОНЕЗИЮ):
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. Дни 1й и 2й. Двое суток в небе.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 3й. Добраться до цели.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 4й. Тридцать пятый день рожденья.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 5й. На земле короваев льёт как из ведра.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 6й. На высоте.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАННИБАЛАМ: ЛЮДИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДЕРЕВЬЯХ. День 7й. Без штанов, но в шляпе. Полное погружение в каменный век.