Не так давно я в очередной раз встрял в обсуждение вопроса о личности-ипостаси - у
kiprian_sh, - а потом,
подосадовав на себя, что толку воду в ступе, решил, что
надо «подумать поперек» - в смысле выскочить из плоскости обсуждения. (Это похоже на известную задачку о спичках, для решения которой нужно от плоской фигуры перейти к объемной
(
Read more... )
Comments 107
Уточнялось все и во все века. Но уточнение значения не есть его искажение или вообще отказ от него :)
Но все-таки такое теоретическое говорение мало к чему обязывает. Лучше взять конкретный термин и попробовать:
1) понять;
2) улучшить сообразно современному пониманию.
Reply
Reply
Мне представляется слишком общим говорить о действии Св. Духа вообще. То есть здесь надо брать конкретный Собор (или два: названный Разбойничьим и признанный Вселенским) и смотреть. Вот в этом случае можно согласовывать критерии и подходы. А вообще...
Относительно терминов. Да кто ж Вам запрещает говорить все, что Вам угодно? Отцы? Я? никак нет :) Опирайтесь на какое Вам угодно знание, кто ж против-то? "Вообще" Вам запретить никто не может, ибо преждевременно и, соответственно, - бессмысленно. Хотите о личности? Да сколько угодно! Только не говорите, что Ваше понимание термина "личность" тождественно святоотеческому "ипостась" :) Или - доказывайте это не как Лосский, который просто передергивал.
И я не понимаю главного: зачем Вам здесь догматы? Философствуйте себе на здоровье и удовольствие :) Догматы ж не для праздного (в высоком смысле слова, то есть бескорыстного!) любопытства.
Reply
Reply
Reply
Я, правду сказать, и не являюсь вполне воцерковленным человеком, так и стою десятилетиями где-то во дворе, но к решительному отказу не готов.
Впрочем, и Вы ведь пишете о "сложности и проблематичности", что делает Ваши слова мне еще ближе.
Reply
Отвечу пока очень общо.
Я так понимаю, под "мистическим участием в жизни Церкви" следует понимать соучастие в событии откровения во Христе и его плодах, чем и живет (точнее, должна жить) Церковь. В причастности той глубине реальности, которая в этом событии открылась, "проступила", как я пытаюсь выражаться. В конечном итоге - к той Тайне всего, которую мы и зовем словом "Бог".
И, с другой стороны, человеческий, причем вовсе не специфически религиозный или церковный феномен авторитета и само это понятие, в общем, синоним "власти".
Думаю, взаимоотношения одного и другого не могут быть просты и уж точно - статичны в истории.
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
1) «Церковь Бога живаго» есть «столп и утверждение истины».
Поэтому для православного христианина странно было бы считать, что она хранит Благую весть в искаженном виде.
2) Последующая мысль в состоянии и уточнить и углубить. Но уточнить и углубить - не значит исказить или отнести на свалку истории мысль предыдущую.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
1. Что Вы имеете ввиду под "Церковью"? Как понимаете, тут большое поле.
2. Мне кажется наличие проблематичности - это нормально. Меня как раз смущает, когда
проблем нет. Принцип фальсификации и тут вполне уместен. Ну с какой стати человек должен мыслить Бога без проблем?
Reply
А насчет нормы проблематичности - согласен полностью.
Reply
Leave a comment