Не так давно я в очередной раз встрял в обсуждение вопроса о личности-ипостаси - у
kiprian_sh, - а потом,
подосадовав на себя, что толку воду в ступе, решил, что
надо «подумать поперек» - в смысле выскочить из плоскости обсуждения. (Это похоже на известную задачку о спичках, для решения которой нужно от плоской фигуры перейти к объемной
(
Read more... )
Reply
Reply
1. Что Вы имеете ввиду под "Церковью"? Как понимаете, тут большое поле.
2. Мне кажется наличие проблематичности - это нормально. Меня как раз смущает, когда
проблем нет. Принцип фальсификации и тут вполне уместен. Ну с какой стати человек должен мыслить Бога без проблем?
Reply
А насчет нормы проблематичности - согласен полностью.
Reply
Reply
Reply
Reply
А похоже на догматы оно тем, что к нему тоже обращен вопрос "как это можно знать в качестве буквальной информации?".
2)Естественно, до скрупулезной проработки вопроса о границах разума трудно было исходить из последовательно критической установки по отношению к любым идеям.
3)Я на этот вопрос обычно отвечаю так: символ веры я принимаю как именно символ и именно веры, а не как постулаты знания :)
Reply
Это в данном случае неважно. То, что было сказано на одном языке, может быть сказано и на другом. Догматы - это же не какая-то параллельная реальность.
+++А похоже на догматы оно тем, что к нему тоже обращен вопрос "как это можно знать в качестве буквальной информации?". +++
Обращен, да. Но от того, что этот вопрос к нему обращен, мы же не перестаем верить, что оно есть истинное свидетельство? Что оно «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» и т. д.?
+++Символ веры я принимаю именно как символ и именно веры, а не как постулаты знания :)+++
Это, конечно, замечательно. Но ведь сказав «Верую…», Вы далее начинаете перечислять то, во что Вы веруете. И то, что Вы перечисляете, оно же каким-то смыслом для Вас, наверное, обладает? И веруете Вы, скорее всего именно в истинность этих смыслов, а не во что-то еще?
Reply
Reply
Reply
Получается что-то обычно из "затей", органически назревших, имеющих за собой достаточную культуру и способных породить традицию. Традиция критической теологии внутри христианства есть, хотя православие, как исторически сложилось, этой проблемой почти не жило.
>>На мой взгляд, главное условие такой мультипарадигмальности - одна парадигма не должна отрицать другой.<Отрицать в смысле подавлять или отказываться понимать - безуловно, не должна: ни новая старой, ни старая новой. Что не значит отсутствия противоречий. Например, библейский образ Бога как единого Существа и тринитарный образ Бога христианской догматики - формально довольно-таки сильное противоречие, что и исторически отражено. Хотя, конечно, отцы-догматисты приложили много усилий для минимизации этого противоречия ( ... )
Reply
Reply
См. далее. Вы, по-моему, сами ответили на свой вопрос.
>>Ну, почему же каждое? «Историческая часть» символа - это разве метафоры? Дева Мария, Понтий Пилат, страдание, погребение, воскресение?<<
"Едва ли не каждое" - это тоже метафора. Читайте "многие ключевые" :)
Вами перечисленное - другие случаи, хотя ряд и не однороден.
>>Если Вы во все это верите, то добро пожаловать в мир догматов. А если нет, Вы тогда просто не христианин.<Вот тут-то, боюсь, Вы и дали мне повод выполнить Вашу просьбу "ткнуть пальцем". Разве Ваша альтернатива, по сути, не есть ограничение в христианстве критического мышления под маркой веры? В таких случаях приходится разбираться, что мы понимаем под верой ( ... )
Reply
Reply
Reply
Leave a comment