Не так давно я в очередной раз встрял в обсуждение вопроса о личности-ипостаси - у
kiprian_sh, - а потом,
подосадовав на себя, что толку воду в ступе, решил, что
надо «подумать поперек» - в смысле выскочить из плоскости обсуждения. (Это похоже на известную задачку о спичках, для решения которой нужно от плоской фигуры перейти к объемной
(
Read more... )
Событие Христа - это именно событие, а не идея. Сначала опыт немногих, опыт переживания неподвластности смерти Иисуса из Назарета. Потом (и очень быстро) это "зацепило" многих и многих, результат - христианство, изменившее мир.
А идеи - это то, как люди реагируют на Событие. Вера же акт целостный, вовлекающий т.ч. и разум. Вот сразу и началась рефлексия: если это было, то как это возможно?
Но, если не принимать разные теории "ментальной инспирации": "божественный диктофон", созерцание мира божественных идей наподобие платоновских и т.п. (а уже давно нельзя никому навязывать эти концепции), идеи - это продукт человеческой активности, "идеограммы" религиозного опыта. А значит, они по-человечески (культурно и др.) обусловлены, из одного опыта не может с необходимостью следовать одна-единственная отражающая его идея.
Правда, кроме "чистого разума", откровение вдохновляет, актуализирует и "практический", т. е. этическую способность человека. Можно надеяться, что в этике как сфере практической, опытно "щупаемой" возможно больше консенсуса между людьми, чем в метафизике. Во всяком случае, христианство, похоже, действительно обусловило солидный нравственный прогресс, ощутимый во всем человечестве. При этом, в то же время, нужно помнить, что религиозное не сводимо к этическому, в основе лежат переживаемые события "проступания" глубины реальности, скрытой от нас на поверхности жизни, в обыденном опыте (т.н. "мире сем"), и только потом они дают в человечестве этические и интеллектуальные отклики.
Здесь я, в общем, следую взгляду, изложенному Рудольфом Отто. А за ним в эпистемологической части стоит Кант, особо скрупулезно показавший, что реальность является нам не такой, какая она "в себе", откуда следует, что "помыслить не значит познать". И если в частностях его гносеологической схемы Канта сегодня сильно критикуют, то это последнее ощущение (зазор между мыслью и реальностью), наоборот, только усиливается. Мы имеем "реальность, лишенную гарантий" (Х. Кюнг). Отсюда следует неадекватность догматизма и необходимость критического мышления.
Теперь чуть-чуть специально о "содержании Евангелия", раз Вы о нем пишете. Я думаю, что отношение к Евангелию (и, шире, к Новому Завету) обусловлено тем, что это первые документальные источники, содержащие рефлексию события Христа. Ближе к нему ничего текстуального у нас нет. Отсюда ясно, почему это главный источник богословствования христианской Церкви. При этом это тоже текст, из букв и слов, а значит, также подлежит критическому осмыслению и исследованию. Принцип "ибо сказано" уже давно не работает как универсальный. Разумеется, в то же время не отменяются человеческие чуткость к глубине, ответственность, преемственность, императив стремления к истине и др. Но всему этому приходится реализовываться уже в новой, постдогматической парадигме, при том, что и догматическая не умерла и обе существуют параллельно. Здесь тоже огромные сложность и проблематичность.
Reply
Я, правду сказать, и не являюсь вполне воцерковленным человеком, так и стою десятилетиями где-то во дворе, но к решительному отказу не готов.
Впрочем, и Вы ведь пишете о "сложности и проблематичности", что делает Ваши слова мне еще ближе.
Reply
Отвечу пока очень общо.
Я так понимаю, под "мистическим участием в жизни Церкви" следует понимать соучастие в событии откровения во Христе и его плодах, чем и живет (точнее, должна жить) Церковь. В причастности той глубине реальности, которая в этом событии открылась, "проступила", как я пытаюсь выражаться. В конечном итоге - к той Тайне всего, которую мы и зовем словом "Бог".
И, с другой стороны, человеческий, причем вовсе не специфически религиозный или церковный феномен авторитета и само это понятие, в общем, синоним "власти".
Думаю, взаимоотношения одного и другого не могут быть просты и уж точно - статичны в истории.
Reply
Reply
Что касается власти, очевидно же, что в истории отношение к ней сильно меняется со временем, да и с местом. В ПЦА, например, епископов легко смещают за финансовые нарушения, а у нас это почитай царьки. Но и у нас много людей, не являющихся сторонниками монархии :)
Пример не 100%-но из вероучительной области, но, мне кажется, показательный.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но тут еще вот что: разное отношение к времени и тому, что оно приносит. С ним ведь можно спорить, быть в конфликте. Основная моя мысль в корневом посте и была та, что есть разные подходы к времени.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
К области мышления, наверное, больше подходит термин "либеральный".
Хотя, похоже, обе эти вещи коррелируют, и одновременно обоих слов у нас многие боятся как огня. А у католиков, например, "либеральный" до сих пор ругательство, а "демократический" - уже нет (впрочем, это констатация Аверинцева примерно 25-летней давности) :)
Reply
Leave a comment