опять про личность и ипостась

Apr 03, 2015 19:50

Это какой-то заколдованный - для меня только? - вопрос, который с неотвязностью претендует на мое внимание. Есть индивид, колторый как всякая вещь определяется своими свойствами и ими же отличается от других. И есть личность, лицо, которое не определяется сполна свойствами и остается собой при их очевидном со временем изменении. Когда-то прочитал ( Read more... )

Лосский Владимир, личность, ипостась, /kiprian_sh

Leave a comment

Comments 56

kaktus77 April 3 2015, 17:08:32 UTC
Насколько я помню, ипостась - это существующее (ну, если не ввязываться в тонкости древнегреческого :) ), а разные ипостаси тем самым - разные типы (формы) существования. То есть к свойствам всяким там и характеристикам это вообще отношения не имеет.

Надо Боэция перечитать, оттуда всё пляшет, вроде бы.

Reply

gignomai April 3 2015, 17:33:55 UTC
Нет, почему с Боэция? Споры об этом много старше. Вот у себя в комментах Киприан Максима Исповедника цитирует:
«Ипостась есть некая сущность с особенностями (Ὑπόστασίς ἐστιν οὐσία τις μετά ἰδιωμάτων), или же некая сущность, содержащая каждую из своих особенностей, которые присутствуют в отдельном индивиде (ἐν τῷ οἰκείῳ ἀτόμῳ)» (Прп. Максим Исповедник. Письмо XIII).
Особенности - это и есть свойства.

Reply

kaktus77 April 3 2015, 17:41:30 UTC
Старше, конечно. Но у Боэция это всё понятийно расписано. Правда, он там насочинял про греков :), но зато привел в систему все эти различения.

Ну, и как можно переводить усию как "сущность"? После этого вообще ничего понять нельзя :)

Reply

gignomai April 3 2015, 18:25:04 UTC
У греков (православных) именно так усия = сущность = природа (во всяком случае в богослолвскиз спорах о природах и ипостаси Христа.

Reply


mikhail_bar April 3 2015, 18:54:31 UTC
Концепт личности и концепт ипостаси - конечно различны,
и Лосский отождествил их волевым образом.Более того - концепт личности,ведет к разным богословским трудностям.
Однако "разоблачители" Лосского проходят мимо крайне важного факта:
Лосский был человеком современной культуры, он мыслил себя личностью, и потому пытался связать богословие эпохи 4-5 веков с своим собственным мышлением. Этой важнейшей задачи не понимают или понимая, не принимают - любители "антикварного мышления". Они с упоением играют в категории мышления, которыми мы не мыслим. Разбирают не без тонкости употребление терминов у авторов тысячелетней давности, проходя мимо очевидного факта:
мы не мыслим в этих терминах, этих категориях, и нет в Евангелии требования переходя в иную (тем более ушедшую) культуру для восприятия Благой вести.

Reply

gignomai April 3 2015, 20:51:56 UTC
Согласен с Вами.
Правда, мне думается, что задача совмещения, взаимоперевода "антикварных" и современных категорий не бессмысленна, особенно в рамках живой традиции, какова церковная. И поэтому-то Лосский отождествил личность с ипостасью, для него, думаю, это был способ осмыслить догмат Богочеловечества в современных категориях.

Reply

mikhail_bar April 3 2015, 21:13:55 UTC
Задача явления Благой вести в нашей культуре конечно не кажется мне бессмысленной.
А вот стремление привинтить вместо своей головы - голову эллина 4-го века -
не кажется адекватной. "Эллинисты", настаивая на единственно возможном виде догматических формулировок через античные философские термины тем самым ставят определенный, исторически обусловленный тип мышления, в некую вневременную позицию, и это мне представляется ошибочным.
Да, Лосский в одном месте писал, что нигде не нашел "личности" у "отцов", и далее восклицает - "но не может же такого быть!", и далее проводит свое отождествление личности с ипостасью. Вполне законная операция, правда мне не хватает у него самокритичности и опознания трудностей, которые несет этот способ.

Reply

gignomai April 3 2015, 21:39:50 UTC
Вот в чем я точно с Вами соглашусь: применяя способ, надо специально исследовать все его возможности и ограничения. Действительно, Лосский, вроде бы не проделал этой работы.

Reply


nickola2 April 3 2015, 21:15:55 UTC

У Киприана есть работа "Ипостась и образ. Христологические основания догмата иконопочитания".
Он там подробно разбирает соответствующие взгляды Вл. Лосского.

Есть еще книга Ж.-К. Ларше, где он критикует персонализм, и в частности, богословие митр. Иоанна (Зизиуласа). К сожалению, ее пока не перевели на русский язык, однако кратко тезисы из книги Ларше даны в предисловии Г.И. Беневича к Opuscula Theologica et Polemica (2014).

В Сети их можно посмотреть здесь:
forum-slovo.ru/index.php?topic=46787.0

Reply

gignomai April 3 2015, 21:43:41 UTC
Спасибо большое. Я, конечно, недостаточно добросовестен в том смысле, что не восстановил в полноте и не исследовал взгляды Киприана и других критиков персонализма (боюсь, что Ларше для Киприана тоже не авторитет). Опираюсь на то, что "слёту" схватил. Нехорошо :) Но, правда, думаю нахально, что главное все-таки схватил.

Reply


alexandrg April 4 2015, 09:36:28 UTC
+++Есть индивид, колторый как всякая вещь определяется своими свойствами и ими же отличается от других. И есть личность, лицо, которое не определяется сполна свойствами+++

Чтобы обсуждение было более конструктивным, я Вам предлагаю раскрыть тот смысл, который Вы вкладываете в слово «определяется». Мы ведь с Вами говорили скорее об «опознании», для которого бывает вполне достаточно и одного какого-нибудь свойства.

Reply

gignomai April 4 2015, 10:44:12 UTC
Спасибо за предложение, оно конструктивно.
Для меня в "определяется" присутствуют два смысла, с двух сторон. Во-первых, задается Богом ("для чего Своею властью из ничтожества воззвал..."), не человек вообще, не Адам, а каждый персонально. (Видимо, хотя я не могу здесь судить как знающий, об этом "персональные логосы" прп. Максима). Во-вторых, познается, но не только в смысле однократного опознания, но в смысле всматривания, понимания, любви, т.е. некоторого процесса, имеющего начало, но не имеющего завершения. При этом свойства, акциденции, хоть отделимые, хоть нет, в этом участвуют, но дела не решают - в том смысле, что не подберешь таких свойств, чтобы сказать: вот в чем состоит личность этого человека.

Reply

alexandrg April 5 2015, 15:07:41 UTC
+++Во-первых, задается Богом ("для чего Своею властью из ничтожества воззвал..."), не человек вообще, не Адам, а каждый персонально ( ... )

Reply

gignomai April 5 2015, 15:57:23 UTC
не все свойства каждого конкретного человека (=индивида) задаются Богом. Некоторые свойства задаются им самим или другими людьми. Т. е. Бог создает человека, как и любую другую вещь, но при этом вкладывает в него свойство свободы. В результате человек получает возможность самостоятельно менять уже имеющиеся свойства и приобретать новые ( ... )

Reply


illyabey April 4 2015, 12:37:29 UTC
Рекомендую к прочтению статью болгарского профессора Георгия Каприева, в которой он затрагивает как раз этот вопрос: https://www.academia.edu/7365181/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2._%D0%98%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%8C_%D0%B8_%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B4%D1%8B_%D0%9A%D0%94%D0%90_20_2014_%D1%81._113-136

Reply

gignomai April 5 2015, 19:38:36 UTC
Что-то не обнаружил своего ответа... а вроде писал.
Спасибо. Интересно, но почему-то статья по ссылке не полностью, без конца.

Reply


Leave a comment

Up