Это какой-то заколдованный - для меня только? - вопрос, который с неотвязностью претендует на мое внимание. Есть индивид, колторый как всякая вещь определяется своими свойствами и ими же отличается от других. И есть личность, лицо, которое не определяется сполна свойствами и остается собой при их очевидном со временем изменении. Когда-то прочитал
(
Read more... )
Чтобы обсуждение было более конструктивным, я Вам предлагаю раскрыть тот смысл, который Вы вкладываете в слово «определяется». Мы ведь с Вами говорили скорее об «опознании», для которого бывает вполне достаточно и одного какого-нибудь свойства.
Reply
Для меня в "определяется" присутствуют два смысла, с двух сторон. Во-первых, задается Богом ("для чего Своею властью из ничтожества воззвал..."), не человек вообще, не Адам, а каждый персонально. (Видимо, хотя я не могу здесь судить как знающий, об этом "персональные логосы" прп. Максима). Во-вторых, познается, но не только в смысле однократного опознания, но в смысле всматривания, понимания, любви, т.е. некоторого процесса, имеющего начало, но не имеющего завершения. При этом свойства, акциденции, хоть отделимые, хоть нет, в этом участвуют, но дела не решают - в том смысле, что не подберешь таких свойств, чтобы сказать: вот в чем состоит личность этого человека.
Reply
Reply
Reply
Бог задает как одинаковое для всех людей (природу), так и разное (т. ск. «стартовые» акциденции). Природу и неотделимые акциденции человек изменить не может, а отделимые - может. Кроме того, человек может приобрести дополнительные неотделимые акциденции.
Звучит это все, конечно, схоластично, но по смыслу добавить тут, по-моему, нечего.
+++яснее сказать, кажется, не могу, мы же не первый раз эту тему обсуждаем, все не получается - видимо, я чего-то еще недопонял в Вашем непонимании :)+++
Я не понимаю, как личность (если личность - это ипостась) может в чем-то «состоять». Вот я, например, или Вы. В чем состою я? В чем состоите Вы? По-моему, сам этот вопрос лишен смысла.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment