опять про личность и ипостась

Apr 03, 2015 19:50

Это какой-то заколдованный - для меня только? - вопрос, который с неотвязностью претендует на мое внимание. Есть индивид, колторый как всякая вещь определяется своими свойствами и ими же отличается от других. И есть личность, лицо, которое не определяется сполна свойствами и остается собой при их очевидном со временем изменении. Когда-то прочитал ( Read more... )

Лосский Владимир, личность, ипостась, /kiprian_sh

Leave a comment

alexandrg April 4 2015, 09:36:28 UTC
+++Есть индивид, колторый как всякая вещь определяется своими свойствами и ими же отличается от других. И есть личность, лицо, которое не определяется сполна свойствами+++

Чтобы обсуждение было более конструктивным, я Вам предлагаю раскрыть тот смысл, который Вы вкладываете в слово «определяется». Мы ведь с Вами говорили скорее об «опознании», для которого бывает вполне достаточно и одного какого-нибудь свойства.

Reply

gignomai April 4 2015, 10:44:12 UTC
Спасибо за предложение, оно конструктивно.
Для меня в "определяется" присутствуют два смысла, с двух сторон. Во-первых, задается Богом ("для чего Своею властью из ничтожества воззвал..."), не человек вообще, не Адам, а каждый персонально. (Видимо, хотя я не могу здесь судить как знающий, об этом "персональные логосы" прп. Максима). Во-вторых, познается, но не только в смысле однократного опознания, но в смысле всматривания, понимания, любви, т.е. некоторого процесса, имеющего начало, но не имеющего завершения. При этом свойства, акциденции, хоть отделимые, хоть нет, в этом участвуют, но дела не решают - в том смысле, что не подберешь таких свойств, чтобы сказать: вот в чем состоит личность этого человека.

Reply

alexandrg April 5 2015, 15:07:41 UTC
+++Во-первых, задается Богом ("для чего Своею властью из ничтожества воззвал..."), не человек вообще, не Адам, а каждый персонально ( ... )

Reply

gignomai April 5 2015, 15:57:23 UTC
не все свойства каждого конкретного человека (=индивида) задаются Богом. Некоторые свойства задаются им самим или другими людьми. Т. е. Бог создает человека, как и любую другую вещь, но при этом вкладывает в него свойство свободы. В результате человек получает возможность самостоятельно менять уже имеющиеся свойства и приобретать новые ( ... )

Reply

alexandrg April 5 2015, 17:54:26 UTC
+++Как Вы считаете, вот это задаваемое Богом, оно одно для всех или разное?+++

Бог задает как одинаковое для всех людей (природу), так и разное (т. ск. «стартовые» акциденции). Природу и неотделимые акциденции человек изменить не может, а отделимые - может. Кроме того, человек может приобрести дополнительные неотделимые акциденции.

Звучит это все, конечно, схоластично, но по смыслу добавить тут, по-моему, нечего.

+++яснее сказать, кажется, не могу, мы же не первый раз эту тему обсуждаем, все не получается - видимо, я чего-то еще недопонял в Вашем непонимании :)+++

Я не понимаю, как личность (если личность - это ипостась) может в чем-то «состоять». Вот я, например, или Вы. В чем состою я? В чем состоите Вы? По-моему, сам этот вопрос лишен смысла.

Reply

gignomai April 5 2015, 18:02:57 UTC
Не знаю, как ответить :( На тот державинский вопрос, который я цитировал ("для чего и т.д.") есть ли не общий, а персональный ответ? Я исхожу из того, что есть - независо от того, что, скорее всего, он нам в полноте недоступен.

Reply

alexandrg April 6 2015, 11:24:16 UTC
Ну, можно, наверное, спросить, в чем состоит Божий замысел обо мне. Такой вопрос будет осмысленен. Но спрашивать, в чем состою я сам - это как-то странно.

Reply

gignomai April 6 2015, 11:34:02 UTC
Выражение "я сам" и соответствующий вопрос можно толковать по-разному - в зависимости от ситуации и понимания, наверно, человека. Я думаю, что религиозный персонализм имеет в виду человека как он замыслен Богом.

Reply

alexandrg April 6 2015, 13:07:54 UTC
Под «я сам» я, разумеется, имел в виду ипостась.

Reply


Leave a comment

Up