опять про личность и ипостась

Apr 03, 2015 19:50

Это какой-то заколдованный - для меня только? - вопрос, который с неотвязностью претендует на мое внимание. Есть индивид, колторый как всякая вещь определяется своими свойствами и ими же отличается от других. И есть личность, лицо, которое не определяется сполна свойствами и остается собой при их очевидном со временем изменении. Когда-то прочитал ( Read more... )

Лосский Владимир, личность, ипостась, /kiprian_sh

Leave a comment

alexandrg April 5 2015, 15:07:41 UTC
+++Во-первых, задается Богом ("для чего Своею властью из ничтожества воззвал..."), не человек вообще, не Адам, а каждый персонально.+++

Ну, я уже вроде сказал, что не все свойства каждого конкретного человека (=индивида) задаются Богом. Некоторые свойства задаются им самим или другими людьми. Т. е. Бог создает человека, как и любую другую вещь, но при этом вкладывает в него свойство свободы. В результате человек получает возможность самостоятельно менять уже имеющиеся свойства и приобретать новые.

+++Во-вторых, познается, но не только в смысле однократного опознания, но в смысле всматривания, понимания, любви, т.е. некоторого процесса, имеющего начало, но не имеющего завершения. При этом свойства, акциденции, хоть отделимые, хоть нет, в этом участвуют, но дела не решают - в том смысле, что не подберешь таких свойств, чтобы сказать: вот в чем состоит личность этого человека.+++

Смысла последней (и самой важной) части последнего предложения я не понял вообще.

Во-первых, Вы опять вводите понятие «личность», не поясняя, что именно под ним имеется в виду. Т. е. из конструкции предложения напрашивается мысль, что личность - это не сам человек во всей его полноте, но некая его составляющая. Но какая именно?

Во-вторых, непонятно, каков в принципе может/должен быть ответ на вопрос «в чем состоит личность этого человека?» Т. е. я даже не понимаю, о чем Вы тут спрашиваете.

P.S. Я подумал, может быть, Вы используете т. ск. «дискретный подход», в то время, как нужен «континуальный»? Т. е. Вы набор свойств воспринимаете как нечто, что конструирует ипостась, а не как результат абстрагирования от ее конкретности и целостности, призванный не дать ей исчерпывающее описание, но решить именно задачу опознания?

Попробую прибегнуть к такой математической аналогии. Представьте, что нам даны приближенные значения нескольких иррациональных чисел. Одно из них - приближенное значение числа «Пи». В зависимости от того, какие именно значения нам даны, мы можем опознать «Пи» либо по первой же цифре 3, либо нам понадобиться дойти до n-го знака после запятой. Однако, даже дойдя до n-го знака, мы все равно будем иметь дело лишь с приближенным значением «Пи».

Ну, вот примерно так же и с ипостасью. Мы можем составить сколь угодно длинный список ее свойств, но этот список все равно будет давать лишь «приближенное значение», смысл которого в том, чтобы отличить одну ипостась от другой ипостаси.

Reply

gignomai April 5 2015, 15:57:23 UTC
не все свойства каждого конкретного человека (=индивида) задаются Богом. Некоторые свойства задаются им самим или другими людьми. Т. е. Бог создает человека, как и любую другую вещь, но при этом вкладывает в него свойство свободы. В результате человек получает возможность самостоятельно менять уже имеющиеся свойства и приобретать новые.
----
Совершенно согласен. Но мы, имхо, не это обсуждаем, а то, что Бог все-таки задает и чему, человек может быть верен, а может это искажать. Как Вы считаете, вот это задаваемое Богом, оно одно для всех или разное?

Что касается второй части Вашего коммента (про "вообще не понятое"), то, увы, яснее сказать, кажется, не могу, мы же не первый раз эту тему обсуждаем, все не получается - видимо, я чего-то еще недопонял в Вашем непонимании :)
Аналогия с трансцендентным числом, впрочем, любопытна. Да, для опознания "пи" в разных случаях нужно разное (конечное) число знаков, но само число соответствует бесконечному числу знаков. Аналогично, и образ человека в "проекции" на видимые и называемые признаки потребовал бы бесконечного множества, но, к счастью, его мы можем видеть и понимать непосредственно. Но с риском ошибиться, конечно, безошибочно - только Бог.

Reply

alexandrg April 5 2015, 17:54:26 UTC
+++Как Вы считаете, вот это задаваемое Богом, оно одно для всех или разное?+++

Бог задает как одинаковое для всех людей (природу), так и разное (т. ск. «стартовые» акциденции). Природу и неотделимые акциденции человек изменить не может, а отделимые - может. Кроме того, человек может приобрести дополнительные неотделимые акциденции.

Звучит это все, конечно, схоластично, но по смыслу добавить тут, по-моему, нечего.

+++яснее сказать, кажется, не могу, мы же не первый раз эту тему обсуждаем, все не получается - видимо, я чего-то еще недопонял в Вашем непонимании :)+++

Я не понимаю, как личность (если личность - это ипостась) может в чем-то «состоять». Вот я, например, или Вы. В чем состою я? В чем состоите Вы? По-моему, сам этот вопрос лишен смысла.

Reply

gignomai April 5 2015, 18:02:57 UTC
Не знаю, как ответить :( На тот державинский вопрос, который я цитировал ("для чего и т.д.") есть ли не общий, а персональный ответ? Я исхожу из того, что есть - независо от того, что, скорее всего, он нам в полноте недоступен.

Reply

alexandrg April 6 2015, 11:24:16 UTC
Ну, можно, наверное, спросить, в чем состоит Божий замысел обо мне. Такой вопрос будет осмысленен. Но спрашивать, в чем состою я сам - это как-то странно.

Reply

gignomai April 6 2015, 11:34:02 UTC
Выражение "я сам" и соответствующий вопрос можно толковать по-разному - в зависимости от ситуации и понимания, наверно, человека. Я думаю, что религиозный персонализм имеет в виду человека как он замыслен Богом.

Reply

alexandrg April 6 2015, 13:07:54 UTC
Под «я сам» я, разумеется, имел в виду ипостась.

Reply


Leave a comment

Up