Чем знаменит остров Бали? Разумеется, своими пляжами и толпами туристов. Я же заглянул туда на несколько дней не только из-за океана и пляжей. Во-первых, Бали - одна из немногих точек, откуда можно добраться до Восточного Тимора, а во-вторых, аэропорт Денпасара на карте выглядел очень привлекательно для споттинга. Предчувствия меня не обманули. Международный аэропорт Денпасар действительно хорош для фотографирования самолетов. Да и экзотические компании вроде «Сриваджая Эйр» или «ТрансНуса Эйр Сервисес» украсят коллекцию любого споттера.
И для привлечения внимания - проверьте свою авиа-эрудицию на небольшой загадке по опознаванию самолетов и получите приз. Загадка внутри поста.
Международный аэропорт Нгурах Рай
Единственный аэропорт на Бали носит имя индонезийского народного героя войны за независимость Нгураха Рая. Альтернативное его название - Международный аэропорт Денпасар, код IATA - DPS.
Аэропорт принимает порядка 15 млн пассажиров в год (по этому показателю он третий в Индонезии). Основные эксплуатанты DPS - национальный перевозчик Garuda Indonesia, Lion Air и Indonesia AirAsia. Но на Бали летает и большое число зарубежных компаний, как регулярными, так и чартерными рейсами. Некоторый пассажиропоток и разнообразие обеспечивают и небольшие местные авиакомпании.
Со всем этим потоком справляется единственная ВПП 09/27 длиной 3000 м. Левая (западная часть полосы - торец 09) частично вынесена в море. В аэропорту два терминала - международный внутренний.
Международный терминал и контрольная башня аэропорта (1)
Летное поле. Взлетает Airbus A330 (9V-SSB) Singapore Airlines. (2)
A330 (PK-GPT), Garuda Indonesia у терминала. (3)
Мой споттинг-рейтинг DPS - 10 баллов из 15. Умеренное разнообразие, хороший трафик и среднее удобство точек для съемок самолетов:
Аэропорт
Рейтинг
Разнообразие
Трафик
Споттинг
Денпасар, Бали (DPS)
10
Что касается точек для споттинга, то я снимал с 3 позиций - с пляжа у торца 09 (точка 1), у автострады около торца 27 (точка 2) и из окон терминала (точка 3). (4)
Сегодня посмотрим на фотографии с точек 1 и 2.
Точка 1
Эта точка находится у вынесенной в море части ВПП. Попасть туда можно, если идти вдоль кромки моря. При этом нужно преодолеть несколько заборов (в них есть дырки) и волноломов вроде этого. (5)
Отсюда хорошо видна западная часть ВПП - особенно удобна эта точка, если заход на посадку осуществляется с запада. (6)
Можно вплотную подойти к забору и рассмотреть самолеты на стоянках, но снимать мешает сетка.
ATR 72-600 (PK-GAF), Garuda Indonesia Explore. (7)
Airbus A320-200 (PK-GQC), Citilink. (8)
Загадка для знатоков
Но меня особенно заинтересовал этот самолет. Позднее мне удалось рассмотреть его поближе, но не с этой точки. Я специально закрыл регистрационный номер. Отгадаете, что это за марка, модель и авиакомпания? Приз первому, кто даст правильный ответ в комментариях - 500 жетонов. Ответ - в заключительном посте про Денпасар. (8а)
Мне не очень повезло, в день съемок заход на посадку был на 27, а с 09 самолеты взлетали.
A320 (9M-AHM), AirAsia. Этот самолет в ливрее, посвященной туру поп-певицы Тейлор Свифт по странам Юго-восточной Азии, только что попадался мне в кадр
в аэропорту Куала-Лумпур. (9)
Boeing 737-800 (PK-GMX), Garuda Indonesia. (10)
737-е составляют примерно половину флота (78 из 144 самолетов) национальной авиакомпании Индонезии.
Турбовинтовые машины флагманской компании страны, коих в Garuda 12 штук, летают на внутренних авиалиниях под суб-брендом Garuda Indonesia Explore. Вот один из ATR’ов - PK-GAF, который мы уже видели чуть выше. (11)
«Дримлайнер» (B787-8) (VH-VKE) австралийского лоукостера Jetstar Airways. (12)
Поснимав немного взлеты с точки 1, я решил поискать точку у другого конца ВПП, чтобы поймать самолеты при заходе на посадку.
Точка 2
Такая точка нашлась на берегу у начала автострады, ведущей от аэропорта в Денпасар. Автостраду, которая идет над водой, хорошо видно с борта самолета при посадке. (13)
Вот эта же развязка с точки 2. (14)
Самолеты на глиссаде видны издалека. (15)
А под эстакадой можно спрятаться от жары в перерывах межу посадками. (16)
Вот что удалось заснять с точки 2.
B737-800 (PK-GFK), Garuda. (17)
A320-200 (PK-GLC), Citilink. «Ситлинк» - дочерняя компания «Гаруды» на рынке бюджетных авиаперевозок. Хоть это и 100% собственность национального перевозчика, Citilink оперирует как отдельная компания, со своим флотом и ливреей. (18)
Главный конкурент Citilink в лоукост-сегменте авиарынка Индронезии - Indonesia AirAsia
A320-200 (PK-AXE). (19)
По итогам 2015 г. Citilink удалось опередить Indonesia AirAsia по основным показателям: размеру флота (37 и 25 машин соответственно), числу направлений (31 и 16), числу перевезенных пассажиров (9.75 млн против 6.52 млн) и лоад-фактору - доле проданных мест на рейсах (80% против 74%).
B777 (9M-MRF), Malaysia Airlines. (20)
B737-500 (PK-NAM), NAM Air. С этой небольшой индонезийской компанией чуть подробнее познакомимся в следующих сериях. (21)
A330-200 (PK-GPL), Garuda Indonesia. (22)
В дальнемагистральном флоте «Гаруды» «Эйрбасы» мирно уживаются с «Боингами» B777-300 (PK-GIC), Garuda Indonesia. (23)
A330-300 (PK-GPF), Garuda Indonesia в ливрее SkyTeam. (24)
И еще один A330-300 (PK-GPF). (25)
Вездесущий Qatar Airways летает на Бали на «Дримлайнерах». B787-8 (A7-BCN). (26)
Lion Air - крупнейшая компания Индонезии по числу пассажиров (45 млн в 2014 по сравнению с 30 млн у «Гаруды»). B737-900 (PK-LFL). (27)
Wings Air, дочерняя компания «Лайона», оперирует флотом турбовинтовых машин. ATR 72-600 (PK-WGW). (28)
ATR 72-600 (PK-WGT). (29)
И напоследок - редкий экземпляр. B737-800 (VH-YID) “Tapu I’tea”, Virgin Samoa. Это единственный лайнер в цветах авиакомпании с острова Самоа. Компания, которая раньше называлась Polynesian Blue, принадлежит в равных долях правительству Самоа и холдингу Virgin Australia, который, в свою очередь, является частью империи Virgin. У Virgin Samoa нет своих самолетов, на ее рейсах летают машины Virgin Australia. И лишь один из них «одет» в ливрею полинезийской компании. (30)
Продолжение - в следующей серии.
Etc…
Азия-Пасифик споттинг. Предыдущие серии:
Последнее про аэропорты и споттинг: