Остров Санторин, расположенный в Эгейском море, - популярное и красивое местечко. Но кроме любимых туристами вулканических скал, теплого моря и живописных городков у любителей авиации есть еще один повод высадиться на острове. Небольшой аэропорт Санторина летом принимает множество сезонных рейсов со всех концов Европы. К тому же, аэропорт можно рассмотреть сверху с близлежащей горы.
Туристический остров Санторин выглядит так: (1-2)
Горы, море и цветные домики, карабкающиеся вверх по скалам.
А споттерский так: (3)
Международный аэропорт Санторини / Фира (JTR) расположен у городка Камари в 6 км от столицы острова Фиры. Аэропорт на Санторине небольшой, с одной ВПП (16L/34R) длиной 2125 м и одним маленьким терминалом. На стоянке одновременно могут разместиться лишь 6 самолетов, но в сезон перрон аэропорта всегда заполнен.
Древняя Фира - вид на аэропорт сверху
Рядом с городком Камари возвышается гора Мессавоуно высотой 360 м, на вершине которой находятся развалины древней Фиры - города возрастом 3 тысячи лет. Но сейчас нас интересуют не античные древности, а вид на аэропорт свысока.
Камари и аэропорт Санторин с вершины горы. (4-5)
В левой части предыдущего кадра видны покрытые травой ангары - это стоянка военных самолетов. Аэропорт Фиры служит одновременно и базой греческих ВВС.
А с другой стороны выдающейся в море горы раскинулся еще один живописный городок - Перисса. (6)
На карте аэропорта и его окрестностей точка под номером один и есть античная Фира на вершине горы. С горы хорошо оценить весь масштаб пейзажа, но до самолетов далековато. Чтобы поймать в кадр садящиеся или взлетающие лайнеры, нужно спуститься к аэропорту, благо удобных точек внизу много - я снимал еще в пяти местах, тоже обозначенных на карте. Давайте их все и посетим. (7)
Точка № 2. Камари
Самолеты заходят на посадку в JTR, как правило, с юга на 34R и снижаются вдоль береговой линии. Поэтому можно снимать прямо с пляжа Камари или из стоящих на набережной отелей. Точка № 2 - отель «Камари Бич», балкон моего номера. (8)
Airbus A320-200 (SX-DGC) Aegean Airlines. (9)
De Havilland Canada Dash DHC-8-402Q (SX-OBC) Olympic Air. Эта частная греческая компания - преемник государственной Olympic Airlines, осуществляет местные рейсы на доставшихся в наследство 14 канадских турбовинтовых самолетах. (10)
До садящихся самолетов все еще достаточно далеко, и поймать их удается на пределе фокусного расстояния моего 70-300. Пойдемте еще ближе.
Точка № 3. Северная оконечность пляжа Камари
Бесконечно длинный пляж Камари из черного вулканического песка заканчивается не слишком уютным неухоженным пятачком. Серые волны и низкая облачность усиливают ощущение мрачности пейзажа. (11)
Зато самолеты здесь уже достаточно низко и близко.
Boeing 737-400 (F-GFUF) французской компании Europe Airpost. Эта компания знаменита своими почтовыми «Боингами» в модификации QC (Quick Change), которые очень быстро преобразуются из карго-конфигурации в пассажирскую. Но этот борт - обычный пассажирский из тех, что Europe Airpost использует для сезонных чартеров (12)
Точка № 4. У торца ВПП 34R
Подберемся еще ближе, к торцу полосы 34R.
Арендованный «Нисан Микра» оставляем у дороги... (13)
… и успеваем поймать приземление «Боинга 737-800» (LN-RCX) компании SAS с норвежскими туристами на борту. (14)
А потом идем пешком до мачт с посадочными огнями. (15)
Отсюда удобно снимать самолеты, выруливающие на взлет и разворачивающиеся у торца полосы. A320 (OH-LXD) Finnair увозит отдохнувших финнов в Хельсинки. (16-17)
Туристы из Скандинавии - самые многочисленные на острове. Очередная партия скандинавов отправляется домой на датском чартере компании Primera Air Scandinavia на борту этого B737-700 NG (OY-PSE). Компания базируется в Копенгагене, а ее флот состоит из 8 B737. (18-19)
Еще один Dash 8-400 Olympic Air (SX-OBD). (20-21)
Улетевшие самолеты слега расчистили стоянку у терминала и дали возможность приземлиться этому A321 (SX-DGP) Aegean Airlines. (22-24)
А теперь попробуем поснимать взлеты и самолеты на перроне. Для этого переместимся на точку № 5.
Точка № 5. У церкви Айос Иоаннис
Вдоль ВПП идет шоссе, на обочине которого можно найти неплохие точки для съемки. Одна из них - у церкви святого Иоанна. Машину можно оставить на съезде с дороги. Там есть небольшой холмик, с которого открывается такой вид: (25)
На рулежных дорожках на фоне диспетчерской башни маневрируют уже знакомые нам B737-800 (LN-RCX), выруливающий на взлет… (26)
… и A321 (SX-DGP) Aegean Airlines. (27-28)
Взлетают они один за другим. Разбег у эгейского аэробуса гораздо короче, чем у норвежского «Боинга». (29-30)
Вдали, на западном берегу острова - Фира, столица Санторина. (31)
А на стоянках пара интересных бортов на долговременном хранении.
Britten-Norman BN2-A Islander компании Jenair Cyprus. (32)
Boeing 737-300 (9H-MTF) Multiflight Ltd с мальтийской регистрацией. (33)
Бизнес-джет Embraer 135 (G-LEGC) британской компании London Executive. (34)
A320 (SX-DVM) Aegean Airlines улетает. (35-36)
А очередной чартер из Дании только что прилетел. McDonnell Douglas MD-87 (OY-JRU) компании Danish Air Transport в пестренькой ливрее. (37)
Видите на предыдущем фото людей на балконе за хвостом датского лайнера? Это балкон в зоне вылета терминала аэропорта - последняя точка, которую мы сегодня посетим.
Точка №6. Балкон терминала
Попасть туда можно только пройдя досмотр и попав в зону вылета. Я улетал вечером, и условия для съемки были неподходящими, но днем (во второй половине, поскольку балкон выходит на восток) оттуда можно сделать хорошие кадры.
Датский McDonnel Douglas еще у терминала. (38)
A320 (SX-DGK) «Эгейских авиалиний». (39)
Хоть A320 (HB-IHZ) швейцарской компании Edelweiss Air не попал в фокус, оставлю фотографию из-за красивого эдельвейса на хвосте. (40)
В общем, если окажетесь на Санторине, не пожалейте полдня на аэропорт и самолеты.
Etc…
Последнее про аэропорты и споттинг: