К сожалению, в этом году День алии совпал с выборами. Мало кто вспомнит об этом памятном дне послезавтра. Но выборы приходят и уходят, а алия остается. Алия - фактор постоянный, создающий и меняющий эту страну. И счастье, если проблемой для нового репатрианта является отсутствие тыквенного латте.
Нельзя вернуться назад и что-то исправить в истории. Но историю надо знать. Особенно недавнюю. Она помогает понять процессы, которые происходят в современном нам израильском обществе.
Я долго собиралась написать о маабарот. Фотографии собирала... В какой-то степени даже про Катастрофу писать легче: точно знаешь кто друг, а кто - враг. Тут все гораздо, гораздо сложнее...
Я не претендую на создание общей картины, просто отдельные фотографии и отдельные мысли.
И так - Маабара́ (מַעְבָּרָה, мн.ч. маабарот, ивр. מַעְבָּרוֹת) - лагеря абсорбции в Израиле в 1950-е годы. Маабара (ед. ч.) происходит от слова ma’avar (ивр. מעבר - транзит, переход). Маабарот (мн. ч.) означало временные места проживания для новоприбывших репатриантов. Это было временное решение, которое растянулось на слишком много времени. Были люди, которые жили в этих временных лагерях по 10-11 лет.
Фактически сразу после образования государства в Израиль прибыло 700.000 человек. Из Европы и из арабских стран. До их приезда еврейское население Израиля составляло 650.000 тысяч. Вы можете встретить несколько другие цифры - в источниках они варьируются. В любом случае, за 18 первых месяцев существования страны население практически удвоилось.
"Отъезд эмигрантов из Марселя", 1948г., Адольфо Камински, Еврейский музей, Париж
"Отъезд эмигрантов из Марселя", 1948г., Адольфо Камински, Еврейский музей, Париж
"Отъезд эмигрантов из Марселя", 1948г., Адольфо Камински, Еврейский музей, Париж
Евреи Ливии "на чемоданах" перед отъездом, 1948г.
Выставка "Уехать и не возвращаться никогда" Музей Эрец-Исраэль Еврейский ишув был крайне заинтересован в людях еще до образования государства. После образования было понятно, что молодая страна с населением до 1 миллиона человек не сможет выжить в окружении миллионов арабов. Государство было кровно заинтересовано в новых людях.
И тут стоит задуматься, кто же они были, те кто тогда приезжал. Впрочем как и приезжающие сюда в самые разные годы.
Хоть мы и называем это репатриацией, это все равно эмиграция. Она может быть разной: политическая, религиозная, сионистская. И беженцы. Это совсем другая мотивация. Мотивация - это то, что может очень помочь при эмиграции и в наше время тоже.
Для тех, кто приехал из стран ислама принятие жизни в Израиле было существенно трудней, особенно для сельских жителей. Большая часть репатриантов было религиозными людьми, для которых приезд в Эрец-Исраэль был невероятным счастьем. И ожидания были соответствующие.
Они попали в другое временное измерение, в совершенно другую экономическую и культурную формацию, из не слишком развитых стран в государство, стороящееся все-таки по меркам и понятиям европейской цивилизации сионистами - социалистами. А главное - принимающая сторона долгие годы не хотела видеть в них своих, полноправных участников строительства страны. Именно этот момент в абсорбции сыграл негативную роль, как для новых репатриантов так и для принимающих.
Кибуц галуйот, или как это делалось в Израиле.
Кибуц галуйот (קִיבּוּץ גָּלֻיּוֹת; буквально: `собирание изгнаний`, то есть возвращение изгнанных), воссоединение всех евреев в Эрец-Исраэль.
"Новые репатрианты спускаются с корабля в Хайфском порту" 1949-1950
Выставка «Капа в Израиле» в рамках Дней венгерской культуры в порту Тель-Авива "Мужчина с чемоданом во Временном лагере для новых репатриантов "Шаар Алия" недалеко от Хайфы" 1949г.
Выставка «Капа в Израиле» в рамках Дней венгерской культуры в порту Тель-Авива "Временный лагерь для новых репатриантов Тверия", 1949-1950г.
Выставка "Роберт Капа - фотограф жизни" Тель-Авивский художественный музей.
Знал ли кто-то на тот момент да и сейчас, как вообще такое делать? Будь на месте тех первых сионистов, во многом авантюристов, нынешние университетские профессора, которые это критикуют, сидя в своих креслах, этой страны бы точно не было. Ошибок было сделано невероятное количество... Все какие можно было сделать и какие нельзя. Но был принципиальный подход, который не стоил денег и который специально не был использован - положительное отношение к прибывающим.
"Женщина с чемоданом, в сопровождении ребенка", 1949г.
Выставка «Капа в Израиле» в рамках Дней венгерской культуры в порту Тель-Авива Д.Бен-Гурион увидел окно возможностей в тот момент, когда арабские страны стали выпускать евреев. Он боялся, что это окно закроется в любую минуту. Как это и произошло в дальнейшем. Его ближайшие советники говори ему, что у страны, которая воюет, нет денег и никаких возможностей принять такое огромное количество людей, но тот стоял на своем. На всех этапах этой огромной алии Д.Бен-Гурион отказывался ограничивать количество приезжающих.
Если кто-то еще не понял, сразу скажу: эмиграция - процесс очень тяжелый. И лично для каждого и для этой маленькой страны, которая принимает. Особенно в начале ее становления.
Все проблемы эмиграции, которые многие из нас знают на себе, в маабарот очень усиливались бесперспективностью ситуации. Каждый должен пройти лично эмиграционный процесс и серьезно измениться, а не только поменять вид за окном.
"Маабара" Марсель Янко, 1949г. Художественный музей, Тель-Авив.
Подход того времени к эмиграции был "плавильный котел", куда бросают людей, где они все смешиваются и перевариваются. В результате получается единый новый народ...
Ну не очень это работает. Особенно для взрослых. И сколько горя и потерь по дороге... Также как и нынешний "мультикультурный" подход. Который, я бы сказала, не работает вообще или во многом работает против принимающей страны, так как создаются отдельные монокультурные группы, не желающие никуда вписываться.
В 1949 году лагеря уже были переполнены, а при этом тысячи йеменских евреев, бегущих от преследований, ждала под Аденом... Среди сионистского руководства было много тех, кто не хотел привозить их сюда.
Но Д.Бен-Гурион считал, что нужно привезти всех, кто хочет тут жить.
"Выходцы из Йемена во временном лагере", Хайфа 1949-1950г.
Выставка «Капа в Израиле» в рамках Дней венгерской культуры в порту Тель-Авива В 1949 году после окончания Войны за независимость в стране была ужасная экономическая ситуация - не было денег, талоны на еду были не только в лагерях, они были по всей стране.
Люди приезжали и приезжали, и не было домов, жить было негде и селились в лагерях в палатках. Им обещали, что это временное жилье, не надолго.
"Временный лагерь для новых репатриантов", 1949-1950г.
Выставка «Капа в Израиле» в рамках Дней венгерской культуры в порту Тель-Авива На фоне только что прошедшей Катастрофы, войны вокруг, бедности, в отсутствии всего строили палаточные лагеря. Затем временные строения из жести. Условия жизни были очень плохие.
Сразу после образования государства в лагерях жили выходцы как из Европы, так и из стран ислама.
Понятие "восточные" (מיזרחים), которое часто употребляется у нас в просторечье, не было принято в Израиле до 80х годов прошлого века. Это понятие неправильное просто потому, что собирает разные группы людей в одну. И оно ошибочно, потому что почти половина этих людей прибыла из Северной Африки, которая находится гораздо западнее Израиля. Поэтому долгие годы выходцев из Марокко называли "магрибцами" (מוגרבים), что тоже переводится как западные. И сами себя на иврите они называли мааравим - западные (מערבים).
С точки зрения выходцев из стран ислама, живших в этих лагерях, никто не пытался им объяснить толком, что происходит. Никто не пытался включить их в происходящее, дать им ощущение участия в строительстве страны.
Команды подавались через громкоговорители, которые были развешены по всему лагерю.
"Маленькая репатриантка", Хайфа, 1949-1950г.
Выставка «Капа в Израиле» в рамках Дней венгерской культуры в порту Тель-Авива Из лагерей нельзя было свободно выйти, только при получении специального разрешения. Лагеря были огорожены колючей проволокой и многим внешне напоминали концентрационные лагеря.
Надо учесть, что часть живущих в лагерях были выжившие в Катастрофе после концентрационных лагерей.
"Маабарот", Нафтали Безем
Выставка "Сокровища музея - 80 лет" Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод Государство старалось, насколько могло и понимало, как-то организовать жизнь лагерей. Сохнут этим занимался. В лагерях были врачи, медсестры, медицинская помощь. Но всего этого остро не хватало.
На приплывающих распыляли
ДДТ от вшей, разносчиков тифа.
Если ашкеназы получили нормальные объяснения на идиш для чего это, то выходцам из стран ислама не объясняли ничего. И это осталось у многих серьезной психологической травмой.
Санитарные условия в этих лагерях были чудовищные.
В лагерях, в которых жило по несколько тысяч человек, были вспышки тяжелых заболеваний.
Репатрианты получали хоть какое-то жилье. Не оставались на улице. Выдавались одежда, талоны на питание. Все было очень в ограниченном объеме.
С одной стороны, государство брало на себя всю заботу о человеке, а с другой стороны, если человек как-то сам трудоустраивался, то он не получал талонов на питание.
Целыми днями люди были заняты тем, что стояли в очередях за талонами на питание, на прием к врачу, в душ (где он был), в туалет, за водой и т.д...
Да и просто быт был чудовищным.
"Иерусалим, Маабара Тальпиёт" Этгар Хиршбейн, 1954г., Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
"Иерусалим, Маабара Тальпиёт" Этгар Хиршбейн, 1954г., Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
"Иерусалим, Маабара Тальпиёт" Этгар Хиршбейн, 1954г., Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
"Палаточный лагерь" ориентировочно 50е годы прошлого века, Яков (Жак) Роснер
"Фотографы, выходцы из Германии, приезжают в Эрец-Исраэль" Хайфский музей Германа Штрука "Маабарот" 1953, Рут Шлос
Выставка "Сокровища музея - 80 лет" Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод Были лагеря, где были не только палатки, но и бараки из жести. Их начали сторить в 1950г.
"Временный лагерь для новых репатриантов Парод", 1949-1950г.
Выставка "Роберт Капа - фотограф жизни" Тель-Авивский художественный музей.
В бараках жило по несколько семей. Также и как в палатках, приватность терялась полностью. И это было нелегко.
Люди пытались создать себе хоть какой-то собственный угол - развешивали одеяла, чтобы перегородить бараки.
"Шаар Алия (ворота алии) лагерь приема и распределения новых репатриантов", Хайфа 1950г.
Выставка "Роберт Капа - фотограф жизни" Тель-Авивский художественный музей.
Затем появились бараки, где жила одна семья, а не несколько как более старых лагерях. Или часть семей съехала в другие места. Люди стали выходить на работу.
"Иерусалим, Маабара Тальпиёт" Этгар Хиршбейн, 40-50е годы прошлого века, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
Лагеря распологались рядом со старыми поселениями, так чтобы люди могли находить работу.
При этом отдельные местные советы не хотели лагеря на своей территории и никто не хотел абсорбировавать репатриантов.
О детях в маабарот хочу сказать отдельно...
Старшее поколение репатриантов из стран ислама плохо понимало, что происходит, не знало иврита. Условия были чудовищные, многие, в том числе дети, не доедали.
Родители теряли уважение в глазах детей. Многие работали с утра до вечера, чтобы детей прокормить и детей не видели. А детей в семьях было много... Родители не всегда имели возможность присматривать за детьми. Что постоянно им ставилось в укор.
"Иерусалим, Маабара Тальпиёт" Этгар Хиршбейн, 40-50е годы прошлого века, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
В некоторых маабарот были даже ясли, как элемент заботы о детях.
"Иерусалим, Маабара Кастель" Этгар Хиршбейн, 40-50е годы прошлого века, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
"Иерусалим, Маабара Кастель" Этгар Хиршбейн, 40-50е годы прошлого века, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
"Иерусалим, Маабара Кастель" Этгар Хиршбейн, 40-50е годы прошлого века, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
На фоне яслей ситуация с другими детьми выглядит еще страшнее.
У прибывших не было понятий о гигиене и лечении на уровне современном тому времени. Если врачи решали забрать ребенка в больницу, они не давали семье с больным общаться, считая это плохим влиянием. В больнице от неразберихи такой ребенок мог оказаться ничьим. Были случаи, когда семье говорили, что ребенок умер. Но не было могил... Есть свидетельства, что "доброхоты" просто отдавали этих "ничейных" дитей на усыновление. Уже тогда были и те, кто понимали всю безобразность ситуации, но ничего не могли сделать.
Кстати такой государственный подход с передачей на усыновление был не только в Израиле, но в других странах,
например в Австралии. Считали, что в приемных семьях детям будет лучше...
"Иерусалим, Маабара Кастель" Этгар Хиршбейн, 40-50е годы прошлого века, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
"Девочка во Временном лагере для новых репатриантов "Шаар Алия" недалеко от Хайфы" 1950г.
Выставка «Капа в Израиле» в рамках Дней венгерской культуры в порту Тель-Авива Именно в лагерях пропало много детей у йеменских евреев и не только у них. Просто у йеменцев пропало больше.
Для тех, кто вдруг никогда ничего не слышал о Деле йеменских детей очень коротко скажу:
Согласно сторонникам версии похищений и ряду свидетельств и утверждений, жертвами похищений в основном становились новорождённые и дети в возрасте до 5 лет. Число похищенных детей по разным данным составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч. В 2017 году к правительству Израиля был подан иск о взыскании денег за пропажу 1050 детей из более 50 тысяч йеменских евреев, репатриировавшихся в 1948-1950 гг. и позднее.
Согласно правительственной версии, базирующейся на результатах трёх комиссий по расследованию, проверивших 1 030 заявлений о случаях исчезновения, большинство детей умерли, но были похоронены без ведома и участия родителей, и без проведения погребальных обрядов иудаизма. Согласно директору Государственного архива Израиля Яакову Лозовику, «нет никаких документов, которые бы указывали или даже намекали на правительственную политику похищения детей для усыновления».
ОтсюдаВ начале 2021 года правительство заявило о готовности выплатить компенсации. Более подробно
тут.
Но я уверена, что проблема так и не была решена.
Большую часть времени по свидетельству этих же самых выросших детей, они проводили на улице, общаясь с другими детьми.
"Бейт-Шемеш, Маабара Хартув" Этгар Хиршбейн, 40-50е годы прошлого века, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
"Бейт-Шемеш, Маабара Хартув" Этгар Хиршбейн, 40-50е годы прошлого века, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
Старшие присматривали за младшими.
"Иерусалим, Маабара Тальпиёт" Этгар Хиршбейн, 40-50е годы прошлого века, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
Религиозным мужчинам и мальчикам насильно отрезали пейсы, когда они прибывали в страну. Есть документы об этом свидетельствующие. В обрезании пейсов участвовала и армия. Документы об этом долгие годы были засекречены и открыты в только в самое последнее время. Никто не задумывался, что все эти репатрианты - религиозные евреи со своими традициями и понятиями. Хотели быстро построить всех по линейке и сделать атеистами. Так что такие мелочи как заставлять мальчиков и девочек танцевать вместе уже мало кого волновали...
"Иерусалим, Маабара Тальпиёт" Этгар Хиршбейн, 40-50е годы прошлого века, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
В лагерях школы были тоже "единообразные" без возможности выбора, хотя уже на тот момент в Израиле было 4 направления разных школ и родители имели возможность выбирать.
Никому не было дела до того, что большинство выходцев из стран ислама были религиозны на протяжении поколений, и наоборот, руководители абсорбции считали что надо насильно отучать детей от религии всеми возможными способами. Например совместным обучением мальчиков и девочек.
"Урок на открытом воздухе во временном лагере Маавар Парод", Галилея, 1950.
Выставка «Капа в Израиле» в рамках Дней венгерской культуры в порту Тель-Авива В отдельных местах религиозным партиям все-таки удалось открыть соответствующие школы.
"Иерусалим, лагерь Йегуда, школа
движения Мизрахи Этгар Хиршбейн, 1954, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
"Иерусалим, лагерь Йегуда, школа движения Мизрахи", Этгар Хиршбейн, 1954, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
"Иерусалим, лагерь Йегуда, школа движения Мизрахи", Этгар Хиршбейн, 1954, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
В 50е годы сионистское руководство решило, что надо превращать молодое поколение лагерей в настоящих израильтян. Делали они это вполне большевистскими методами, что не удивительно - Мапай ведь был у власти. Несли культуру в массы - привозили спектакли, даже на идише и классическую музыку...
Тут видимо, запечатлен момент, когда какое-то молодежное движение вспомнило про маабарот и решило их чем-то порадовать. Например спортивным инвентарем.
"Бейт-Шемеш, Маабара Хартув" Этгар Хиршбейн, 40-50е годы прошлого века, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
В какой-то момент дети пошли в смешанные школы и обнаружилась большая разница в уровне образования между детьми, учившихся в обычных школах и учившихся в маабарот.
Маабарот были теплицей для правонарушений. Удивлятся не приходится. Было много правонарушений малолетними. С 9 лет наказывали детей, отправляя их в специальные интернаты.
В этих интернатах дети становились профессиональными преступниками.
Тут явно чиновница предлагает детям что-то подписать, интересно что?
"Иерусалим, Маабара Тальпиёт" Этгар Хиршбейн, 40-50е годы прошлого века, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
"Маабара" Йоханан Симон, 40е годы. Художественный музей, Тель-Авив.
Про кибуцы хочу сказать отдельно.
Для жителей маабараот и для всех безработных в 50е годы не было работы и тогда появились "аводот йезумот", принудительные работы, на которые направлялись безработные. Иначе им не платили пособие. Это была тяжелая физическая работа на воздухе.
В кибуцах люди жили долгое время тоже в палатках и в бараках, в чудовищных условиях. Они работали на самой тяжелой физической работе. При этом кибуцники не были обижены на страну за тяжелую жизнь. А все остальные - да. Почему? Кибуцники в большинстве своем в кибуцы шли по желанию, они были приверженцами определенной идеологии, которая им помогала. А самое главное, они ощущали свою причастность к строительству государства, ощущали себя первопроходцами. И это породило их ощущение элитарности, типа мы - соль земли... Всех остальных же принуждали. Почувствуйте разницу.
Сионистское руководство надеялось, что кибуци помогут в приеме и абсорбции новых репатриантов, но кибуцы не захотели этим заниматься. А те немногие выходцы из стран ислама, которые попали в кибуцы, или остались обиженными на кибуцников или просто сбежали обратно в маабарот.
Дети из лагерей, попавшие в кибуц, где у них была встреча с детьми здесь родившимися (цабарим), жаловались, что к ним относились очень плохо и издевались. В Дгании откровенно разделяли детей-репатриантов из Европы и из стран ислама и учили их отдельно, по-разному. На счет Дгании я, кстати, не удивляюсь. Они до сих пор считают себя местными аристократами.
Прям так и хочется вспомнить про декларативные "свобода, равенство и братство", как основу кибуцной идеологии...
Жизнь, как обычно, берет свое.
В 1952г. в лагерях в чудовищных условиях жило 200.000 человек. Государство обещало всеобъемлющую программу по расселению лагерей, но фактически часть лагерей в несколько перестроенном виде просуществовало до середины 70х.
Все годы, что люди жили в этих лагерях, они параллельно жили обычной жизнью - учились, работали, служили в армии, воевали, рожали детей... в бараках из которых у них долгое время не было выхода. То, что им предлагало государство было в очень плохих районах и во многом было еще хуже лагерей.
"Иерусалим, Маабара Тальпиёт" Этгар Хиршбейн, 1954г., Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
"Иерусалим, Маабара Тальпиёт" Этгар Хиршбейн, 40-50е годы прошлого века, Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
"Временный лагерь для новых репатриантов", 1950г.
Выставка "Роберт Капа - фотограф жизни" Тель-Авивский художественный музей.
Из свидетельств участников событий.
Правительство приняло решение расселить маабарот и предложило людям очень неподходящую альтернативу, что те отказались уезжать из лагерей.
Д.Бен-Гурион отказался удовлетворять требования и решили расселять бараки силой.
В одну прекрасную ночь этих людей выселили силой (армия) и обманом, с криками "Война". До сих пор неизвестно, чей это был приказ...
В 1953г. Голда Меир заявила, что почти не осталось живущих в лагерях, хотя на тот момент в бараках еще жило 100.000 человек.
В середине 50х было много самоубийств, когда взрослые мужчины, привыкшие работать и зарабатывать, оказались в ситуации, что не могли прокормить своих детей.
Маабарот и политика.
Д.Бен-Гурион устраивал посещения лагерей перед выборами в кнессет в 1951г. Самая большая партия на тот момент, Мапай, перед выборами как это принято, давала много обещаний. После очередного прихода к власти, ничего уже не делала.
Госучреждения состояли на тот момент из европейских евреев, которые не стеснялись помогать "своим" ашкеназам и не принимать "чужих" - то есть выходцев из стран ислама. Кстати, путь получить хорошую работу был также через вступление в Мапай и в Гистадрут.
"Иерусалим, Маабара Тальпиёт, выборы в Гистадрут" Этгар Хиршбейн, 1955г., Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
"Иерусалим, Маабара Тальпиёт, выборы в Гистадрут" Этгар Хиршбейн, 1955г., Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
Особенно обидело выходцев из стран ислама, то что когда построили новые районы для репатриантов, туда переселили ашкеназов, а они остались в лагере. Это было сделано из политических соображений.
Кроме того, выходцам из европейских стран было легче: у многих были друзья, родственники и знакомые, приехавших раньше.
В 1952г. Германия начала платить деньги пострадавшим в Катастрофе и ашкеназы, которым это полагалось, получили какие-то деньги, чтобы уйти из лагерей. Это создавало огромный социальный разрыв и ненависть в двух частях общества.
Понятно, что в 50е годы жили еще со старыми представлениями о мире, об отношениях Запада и Востока, белых и черных, прогресса и отсталости. До сих пор слышны отголоски.
Очень зря сионистское руководство относилось к приезжающим как к необразованным младшим братьям. Отсюда всегда растут огромные противоречия между разными волнами алии. Патернализм по отношению к прибывшим из стран ислама безусловно существовал, исключительно из лучших побуждений, так они верили.
Выходцы из стран ислама доказали, прежде всего себе и всему израильскому обществу, что они могут очень многое и они безусловно могут гордится своими достижениями во всех областях. Они сумели сохранить свои большие семьи и свое теплое отношение к миру и окружающим.
Писатель Эли Амир, приехавший из Ирака в 50е и живший в маабарот в детстве, сказал:
"Ашкеназы спасли нас, государство Израиль спасло нас. Мы могли стать заложниками у Садама Хусейна или у другого аналогичного правителя в самых разных местах."
А я бы добавила, что репатрианты из стран ислама спасли эту страну, которая не выстояла бы против арабского мира в своей малочисленности в 50-60е годы. Кроме того, они многим открыли глаза на то, что может быть в одной стране культурное разнообразие и иной взгляд на мир.
"Израиль хочет алию, но израильтяне не хотят репатриантов", считается, что сказал
Гийора Йосефталь Но самое страшное для меня во всем этом рассказе был расизм со стороны ашкеназов. Многие деятели Сохнута, видные сионисты и политические деятели грешили этим. Они и выживших в Катастрофе не хотели принимать и понимать.
Отголоски тех настроений я слышала еще совсем недавно. Может еще услышу. И про "черных", и про партию "черных", имелся в виду Ликуд. От вполне себе приличных людей. У которых даже дети имеют семьи с восточными...
Я слышала про "консолидированную" страну, которая была раньше, в начале. На каком-то этапе. На вопрос о том, а что же другая половина этой страны в то время делала? Ответа не было.
Обвинения в том, что "вы украли у нас нашу страну" (גנבתם לנו את המדינה) звучат регулярно с разных сторон в самых разных ситуациях... Преимущественно от той части общества, которая считала себе консолидированной в свое время. Я, например, это слышала... в бассейне.
Понятно, что люди, приехавшие из столь разных стран и жившие там поколениями, имеют разную ментальность. Для сионистского руководства того времени европейская ментальность была гораздо понятнее и выходцы из Европы вписывались в общество гораздо быстрее. Мы это все видели своими глазами на примере алии из Эфиопии. Хотя благодаря тяжелому опыту 50х, им старались помочь гораздо больше. Но проблем было и есть все равно очень много.
Должна сказать не стесняясь, что сейчас основным объектом расизма и ксенофобии в израильском обществе стали религиозные евреи, харедим. А до какого-то момента это были поселенцы. Тут, конечно стараются отдельные политические партии и наши СМИ. Очень похоже на 50е годы, когда они рассказывали чем восточные отличаются от остальных.
Очень хочу всем напомнить: эта страна с самого начала никому не принадлежала. Никакой общине. Никакой группе. Она создавалась для всех евреев и к ним примкнувших. Что бы там про Б.З.Герцля не говорили.
Постоянные внутрисемейные скандалы со взаимными обвинениями, доходящие до драки - такова реальная картина здешнего общества. Только во время очередной войны становится потише на эту тему. Тогда выясняется, что мы все в одной лодке.
Но важно помнить, что во время тяжелых политических ситуаций в разных других странах, нужно место, чтобы евреям было куда бежать. Потому что в любом месте в любое время именно евреи легко могут стать крайними. Этому учит нас история.
"Маабара" Рут Шлос, 1956, Музей Израиля, Иерусалим.
В 2019г. Израильское телевидение и организация Ави Хай выпустили 4х серийный фильм про Маабарот. Често скажу - очень тяжелый фильм, но советую посмотреть.
https://www.kan.org.il/page.aspx?landingpageid=1107 Его можно посмотреть и на ютюбе
https://www.youtube.com/watch?v=Am9Ajf2-jB8 часть 1
https://www.youtube.com/watch?v=JiBJ9__RZ7s часть 2
https://www.youtube.com/watch?v=OU_4uOy4Qb0 часть 3
https://www.youtube.com/watch?v=aheAEpbZHoE часть 4
В качестве более оптимистичного финала: שיר השיירה (Песня каравана).
Click to view
Еще про волны алии я писала или отдельные посты:
Алия бет из Италии: 1945 - 1948 гг. Алия из Йемена
Часть 1
"Подумал я: взберусь я на пальму..." Песнь песней 7:9 Часть 2
"Вас же Я носил на орлиных крыльях" (Шемот 18-19:4) Алия из Германии Центр наследия йеким в парке Тефен Алия евреев из арабских стран и Ирана Инфа:
https://www.youtube.com/watch?v=p2SNcnfJs84https://lib.cet.ac.il/pages/item.asp?item=12939http://www.zionistarchives.org.il/Pages/Maabara.aspxhttps://catalog.archives.gov.il/chapter/mahanot-olim-maabarot/https://m.knesset.gov.il/activity/committees/missingchildren/news/pages/11.11.18.aspxhttps://www.nli.org.il/he/discover/history/zionism/zionism-history/maabarothttps://www.porat-theater.co.il/prdFiles/shows/1227_153198_show_pdfQuestions_1.pdfhttp://www.nostal.co.il/Site.asp?table=Terms&option=single&serial=13435&subject=%EE%F2%E1%F8%E5%FA&portal=%E4%EE%F7%E5%ED%20%E1%E5%20%E2%F8%F0%E5#https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%A2%D7%91%D7%A8%D7%94https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%A2%D7%9C%D7%99%D7%99%D7%94_%D7%94%D7%94%D7%9E%D7%95%D7%A0%D7%99%D7%AAhttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A4%D7%9C%D7%99%D7%98%D7%99%D7%9D_%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%99%D7%9D_%D7%9E%D7%9E%D7%93%D7%99%D7%A0%D7%95%D7%AA_%D7%A2%D7%A8%D7%91