"Подумал я: взберусь я на пальму..." Песнь песней 7:9

Oct 12, 2021 07:41



У каждого государства есть позорные страницы истории. И это так естественно для групповой человеческой психологии, что даже удивляться не приходится.
Одна из самых позорных страниц истории Израиля уже как государства, кроме Альталены, я считаю, это абсорбция евреев из Йемена.
Об этом я хочу вспомнить в канун Дня Алии (13.10.2021), рассказывая о Центре наследия еврейской общины Йемена в Реховоте.





Что самое удивительно, о плохом почти не вспоминаются в экспозиции... Они хорошие, добрые люди. Всепрощающие... А на самом-то деле, наверное, из всех прибывших сюда общин, у них самый длинный счет и с сионистским руководством Эрец-Исраэль и с государством.
Огромная история непонимания сионистскими организациями с кем они имели дело....

О скандале с пропажей йеменских детей писали с 60х годов очень много. Я сомневаюсь, что в Израиле есть кто-то, кто никогда об этом не слышал. Было множество комиссий Кнессета, скандалов и шума в СМИ. И я скажу об этом пару слов во второй части этого моего рассказа.

Очень-очень коротко об истории этой древней общины.

По современному разделению считается, что большинство еврейских общин Европы - ашкеназы, общины Северной Африки и Ближнего Востока - сефарды.
Евреи Йемена отличаются и от тех и от других своим произношением, молитвами и традициями.

Еврейская община Йемена очень древняя.
Евреи начали селиться в Йемене после разрушения Первого Храма (!).
Долгие годы не было никаких контактов с Эрец-Исраэль, она была мечтой и многие не верили в ее реальное существование. Раввин Захария Дагири в 1566 отправился в путешествие целью которого была Эрец-Исраэль.

Он много путешествовал и добрался до Цфата, где в те времена жили великие еврейские раввины и философы. Раввин Захария многому научился в Цфате и с этими знаниями вернулся в Йемен.
Он сказал, что Эрец-Исраэль существует и можно туда добраться. Благодаря поездке раввина Захарии появилась постоянная связь с Эрец-Исраэль и отдельные евреи Йемена стали отправляться туда. Были выдающиеся раввины, которые добирались до Иерусалима и Хеврона.
В 1881г. 150 евреев Йемена добрались до Эрец-Исраэль незадолго до Первой алии.
Эта алия вошла в историю под названием "Взберусь я на пальму" (‏עליית אעלה בתמר‏‎ - аале бе-тамар). Название это цитата из Песнь песней (7:9) "Подумал я: взберусь я на пальму"

В гематрии בתמר (на пальму) это еврейский год תרמ''ב , то есть 1882, год совершения алии первыми йеменскими евреями.

Поэтому не случайно в Центре наследия йеменских евреев стоит эта железная пальма.


Они прибыли в Эрец-Исраэль на два месяца опередив алию группы Билу, Первую алию из Европы.

Олимы из Йемена приехавшие в 1881-1882гг. по большей части отправились в Иерусалим и там страдали от бедности и голода.
Ашкеназы Старого ишува относились с подозрением к их еврейству. Им помогли сефарды, жившие в Иерусалиме и христиане из Американской колонии, они помогли им с жильем и едой. Для них были построены дома в Шилуахе\ Силуане, а также в Мишкенот Исраэль и Нахалат Цви.



Евреи выходцы из Йемена поселились в деревне Шилуах\Силуан непосредственно рядом с Масличной горой в 1884г. и жили 45 лет в мире с арабами. Это была весьма бедная деревня. Во время беспорядков 1929г. никто из еврейских жителей деревни не пострадал. Евреи полностью покинули деревню только во время Арабского восстания в 1936г. Так выглядит современная деревня.

Первоначально йеменские евреи селились лишь в Иерусалиме, где к 1908 г. их проживало около 2,5 тыс.. Большинство их было занято на строительных работах и в каменоломнях. А также они занимались различными ремеслами.
Небольшая группа йеменских евреев (около 80 семей) к 1903 г. осела в Яффо. С 1908 г. началось расселение йеменских евреев в сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных поселениях: в Реховоте, Ришон-ле-Ционе, Петах-Тикве, Хадере, Зихрон-Яакове и других. В основном они работали наемными сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ными рабочими у еврейских хозяев.



"Портрет йеменца", 1910, Яффо, фотограф А.Соскин

Была серьезная проблема с тем, как йеменские евреи могут зарабатывать на жизнь.

Еще в 1858-59 гг. посланец Эрец-Исраэль Я. Сапир, побывавший в Йемене, писал: "Жители страны неевреи владеют полями, виноградниками, садами и плантациями, занимаются коммерцией и торговлей, однако не имеют никакого представления ни о художественном ремесле, ни о ремесле вообще.
Подавляющее же большинство евреев являются искусными мастерами в самых разных областях ремесла. Они - ювелиры, кузнецы, кожевенники, портные, изготовители пороха, гончары... и к ним вынуждены обращаться неевреи за каждым ремесленным изделием..."
Понятно, что в те времена в Эрец-Исраэль с работой было очень сложно для всех. Но особенно для вновь прибывших.
И только Школа Бецалель смогла помочь некоторым выходцам из Йемена найти нормальную работу.
Школа Бецалель начала изготовление художественных предметов быта и это дало работу репатриантам из Йемена, среди которых было много ювелиров. Один из основателей школы, художник Зеэв Рабан, работал с йеменскими ювелирами.
В районе Бен-Шемена Школой Бецалель было основано поселение Бецалель. Оно функционировало в 1910-1914гг.
Там жили йеменские евреи-ювелиры. Цель поселения была в сочетании традиционной ювелирной работы и обработки земли.



"Здание Бецалель", Бен Шемен, 1912г., фотограф Л.Канн, из собрания д-ра Й.Римона, Хайфа



"Отделение гравирования", Бецалель, Бен Шемен, 1912г., фотограф Л.Канн, из собрания д-ра Й.Римона, Хайфа.



"Ювелиры-йеменцы работающие по серебру", Бецалель, Бен Шемен, 1912г., фотограф Л.Канн, из собрания д-ра Й.Римона, Хайфа.



Йеменские евреи в Бецалель и лампа их работы. Из музея "Морешет цон барзель" в кибуце Цеэлим.

"Йеменский мальчик" авт. Шмуэль Бен Давид, 1908-1910.


By שמואל בן דוד (דודוב), יליד בולגריה, פעל בארץ-ישראל, 1927-1884. - https://bidspirit-uploads-1.global.ssl.fastly.net/kedemauctionDocs/363/catalog/cataloginternet14.pdf, Public Domain, Link



"Йеменские евреи во время поездки на Кинерет", 1912г., фотограф Л.Канн, из собрания д-ра Й.Римона, Хайфа.

Поселение просуществовало недолго. Артур Руппин объяснил неудачу колонии в своем письме: "План поселения йеменских рабочих в Бен-Шемене провалился, потому что йеменцы не желают возделывать сады и заниматься какими-либо сельскохозяйственными работами".
Почему-то в Эрец-Исраэль видные деятели сионистского движения были уверены, что йеменские евреи - крестьяне, хотя они были ремесленниками... И они не были "идеологическими крестьянами", как евреи из Европы, например, из Третьей алии, которые сознательно ехали заниматься именно сельским хозяйством в Эрец-Исраэль.
Скандальное "дело Макова" многое говорит об отношениях с йеменскими евреями.

К концу Первой мировой войны в Эрец-Исраэль насчитывалось около 4,5 тыс. йеменских евреев,
по сравнению с другими еврейскими диаспорами "йеменцы" репатриировались очень быстро.

И как не тяжела была абсорбция, йеменские евреи включались в обычную здешнюю жизнь.



"Портрет йеменца", с цветного слайда 1900-1920, фото Американской колонии, из собрания Б.Боаз, Мевасерет Цион.



"Йеменская синагога", 1926г., Ришон Лецион, Архив ЕНФ, Иерусалим



Мелкий торговоец-йеменец, имеющий лицензию, продает орехи в ТА на углу улиц Ахад Аам и Герцль, 1926г., фото Ш. Корбман, из собрания Ш. Корбмана, Музей Эрец-Исраэль, ТА.

Самыми первыми поселенцами в Гуш-Эционе в были религиозные евреи, выходцы из Йемена, построившие поселение Мигдаль Эдер на купленной у арабов земле, в 1927г.



"Дед и внук учат Тору", 1929г., около синагоги, Реховот, фото Яков Бен Дов, Архив ЕНФ, Иерусалим.



"Улица Агиборим, район Нахлиэль, Хедера", ок.1930г., фото Соня Колодни, Архив Музея Хан, Хедера.



"Охранник-йеменец, член Хаганы, мошав Элияшив", 1939г. фото Золтан Клугер, архив Государственной пресс-службы.



"Урок в йеменской начальной школе для мальчиков (хедер)", Иерусалим, 1940г., ЕНФ, Иерусалим.



"Возвращение домой после молитвы" 1945г., фото Яков Рознер, ЕНФ, Иерусалим.



"Йеменец пашет в поле" 1946г., фото Золтан Клугер, архив Государственной пресс-службы, Иерусалим.



"Йеменка в традиционной одежде", 1946г., фото Золтан Клугер, архив Государственной пресс-службы, Иерусалим.



"Йеменский ювелир за работой" 1947г., фото Золтан Клугер, архив Государственной пресс-службы, Иерусалим.

"Моменты в Сане"

Мы не знаем, как выглядела жизнь евреев в Йемене документально, наверно, до 1930г. Как я понимаю, никаких изображений не было и ничего не осталось. Только благодаря Ихие Хаиби (1911-1977) мы можем посмотреть на то, как жили йеменские евреи с 1930 по 1944гг.

Ихие Хаиби (Yihye Haybi) родился и вырос в Сане, столице Йемена.
Будучи подростком он помогал делегации итальянских врачей и в подарок получил от них фотоаппарат. С того времени он стал фотографировать. В 30е годы прошлого века он был единственным и неповторимым фотографом в этом городе... И это то время, когда фотография в Йемене была незаконной. Его фотографии уникальны даже просто потому, что он был единственным, кто задокументировал жизнь йеменских евреев с 1930 по 1944гг. Приехав в Эрец-Исраэль в 1944г. он не продолжил заниматься фотографией, но привез с собой сокровищницу фотографий Йемена, запечатлевших людей, события, пейзажи.

Сразу приношу свои извинения, если неправильно пишу имена, фамилии и названия, т.к. не слышала как они произносятся.



Ихие Хаиби с младшей дочерью и с Хаимом Цалахом около патефона.



Семья Мусы Сари



Бейт мидраш при синагоге Эль Дамари.



Семья Авраама Аруси.



Справа - невеста, затем ее родственница, жених и отец жениха.



Свадебная одежда еврейской невесты из Саны.



Жених и невеста, а также отец жениха, который привел их в специальную комнату, в которой они будут вместе в первые сразу после свадьбы.



Ихие Кейсар около могилы филантропа Йосефа Килаха.



Брат и мать Ихие Хаиби сидят шиву около дома в деревне рядом с Саной.

Еще одна редкая фотография, не из Центра.


Седер Песах, Йемен, 1950г. Выставка "Уехать и не возвращаться никогда", Музей Эрец-Исраэль, ТА
Очень бедный праздник, совсем без радости. Судя по выражениям лиц, процесс фотографирования непривычен для участников седера.

Эти люди, скорее всего, репатриировались в Эрец-Исраэль в 1949-50гг. во время операции "Волшебный ковер" или "На орлиных крыльях".

Операция "Ковер-самолет" или "На орлиных крыльях".

С провозглашением Государства Израиль охваченные энтузиазмом евреи Йемена пешком двинулись в Аден, откуда их доставляли самолетами в Израиль.
Эта операция вошла в историю под названием "Ковер-самолет" (מרבד הקסמים) или "На орлиных крыльях" (‏מבצע על כנפי נשרים‏‎).
Немногим более чем за год (июнь 1949 г. - сентябрь 1950 г.) в Израиль прибыло около 49 тыс. йеменских евреев.
Операция - эвакуация евреев из Йемена происходила после Аденского погрома.
Название операции взято из Книги Шемот (18-19:4) "Вас же Я носил на орлиных крыльях" . Йеменские евреи называли прибывшие за ними самолёты "орлиными крыльями".
К месту отправки самолетами в Израиль около города Аден евреи прибывали пешком или верхом на ослах и верблюдах маленькими группами.  
В это время в Йемене происходили погромы, так как евреев обвинили в очередном ритуальном убийстве. Евреи просто бежали. Их дорога к месту отправки была очень тяжелая. На них нападали грабители и враждебные жители мест, через которые они проходили. У них отобрали все деньги за проход через эти места. По дороге умерло много младенцев из-за этих тяжелых условий. Те что добрались до Адена были страшно уставшими, больными и голодными.

Альбом "Ковёр-самолёт" художника Итамара Сиани

Художник Итамар Сиани (Itamar Siani) родился в Йемене в 1941г., в Израиль репатриировался в 9 лет в рамках операции "Орлиные крылья"\"Ковёр-самолёт" . В 1975г. выпустил альбом "Ковёр-самолёт", размышления на тему долгого ожидания в лагере в Адене и алии из Йемена.









Начало этого государства было невероятно тяжелым и невероятно бардачным. Я никого не хочу оправдывать, но и Война за независимость и приезд огромного числа новых репатриантов, включая выходцев из арабских стан и выживших в Катастрофе из Европы, делало работу по их приему просто невероятной. Это как в детской задачке про перевозку волка, козы и капусты в одной лодке.
А тут в одной лодке оказались атеисты-фундаменталисты-прогрессоры-кибуцники и религиозные йеменские евреи, жившие в стране со средневековыми устоями....
Кстати, унижение человека человеком ради каких-то высоких идей очень в человеческой природе.
Наиболее активная и деятельная часть общества придерживалась тогда одного подхода к абсорбции, который и проводила в жизнь, стремясь всех построить строем, подравнять по одной линейке, не принимая другой взгляд на мир.
Здешние жители долгие годы не понимали и тех, кто выжил в Катастрофе, которые были их прямыми родственниками, что уж говорить про общины, которые жили далеко и во многом отличались.

Чем больше я читала про абсорбцию евреев и Йемена, тем стыднее мне становилось. Хотя я не имею к этому никакого отношения.

В Израиле их расселили в лагеря, которые были закрытым местом как место задержания.
По свидетельствам очевидцев, атмосфера была просто садистская по отношению к прибывшим, сломанных телом и духом.
Мужчинам и мальчикам насильно отрезали пейсы, когда они прибывали в страну. Есть документы об этом свидетельствующие. В обрезании пейсов участвовала и армия. Есть документы об этом, которые долгие годы были засекречены и открыты в только в самое последнее время. Никто не задумывался, что все эти репатрианты - религиозные евреи со своими традициями и понятиями. Так что такие мелочи как заставлять мальчиков и девочек танцевать вместе уже мало кого волновали...

В основе подхода к репатриантам лежал единообразный подход ко всем, как его видели в 1948-1950гг. в рамках "плавильного котла", который был тогда основным официальным подходом к абсорбции.
В лагерях школы были тоже "единообразные" без возможности выбора, хотя уже на тот момент в Израиле было 4 направления разных школ и родители имели возможность выбирать.
Этим единым, одинаковым ко всем подходом руководствовались руководители лагерей и инструктора, работавшие с йеменцами и в чьи обязанности входило заботится об их финансах, здоровье и воспитании детей.
Никому не было дела до того, что все йеменские евреи были религиозны на протяжении поколений, и наоборот, руководители абсорбции считали что надо насильно отучать детей от религии всеми возможными способами.

Что меня поразило в Центре наследия еврейской общины Йемена в Реховоте, так это полное отсутствие фотографий из лагерей для новых репатриантов в Израиле. Может быть они не хотят вспоминать эти страшные для них места и кошмарное время?
Я все-таки позволю себе восполнить этот пробел парой фотографий из моего архива.



"Временный лагерь для новых репатриантов", 1949-1950г., фото Роберт Капа, выставка "Роберт Капа - фотограф жизни", Художественный музей ТА., 2015г.



"Выходцы из Йемена во временном лагере", Хайфа 1949-1950г., фото Роберт Капа, выставка
"Капа в Израиле" в Тель-Авивском порту, 2019г.

"Евреи Йемена в Израиле", фотограф Цион Озери.

Известный фотограф Цион Озери родился в Израиле в семье выходцев из Йемена. Он посетил и фотографировал многие еврейские общины по всему миру, особенно те, что исчезают.



"По дороге на молитву" 1984г., Рош Ааин



"В хедере", 1983г., Рош Ааин



"Указки" 1984, Кфар Гвироль



"Скотник" 1983г., мошав Тнувот



"Подготовка невесты" 1984г., Явне



"Брит-мила" 1984, Раанана



"Движение", 1982, Рош Ааин

Два стенда посвящено выдающимся представители общины



Слева направо
Профессор Йегуда Рацхаби
Исраэль Йешаяху-израильский политик, Спикер кнессета
Авигдор Кахалани - израильский военный, политический и общественный деятель
Раввин Йосеф Кафих - один из главных лидеров йеменской еврейской общины в Израиле



Выдающиеся представительницы общины, слева направо:
собирательный образ матери
Знаменитая певица Шошана Дамари.
Геула Коэн, подпольщица, член организации Лехи и политический деятель.
Сара Леви-Танай хореограф, композитор и поэт, Лауреат Премии Израиля в области музыки и танца.



Предметы иудаики: свитки Торы, ханукальные подсвечники и др. бережно сохраненные и выставленные в Центре.

На 2021г. после 13го изгнания евреев из Йемена, там осталось жить четыре старых еврея.

Будете в Реховоте, очень советую посетить.

Вторая часть моего рассказа об этом Центре.

Центр еврейского наследия Йемена и израильских общин (מרכז מורשת יהדות תימן וקהילות ישראל)
Сайт музея https://www.bet-moreshet.co.il/
Телефон 073-3946150
Адрес: Абарбанель 7, Реховот (אברבנאל 7, רחובות)
Музей на карте
Часы работы:
воскресенье, понедельник, среда, четверг с 9:00 до 17:00
вторник с 9:00 до 13:00 и с 16:00 до 19:00

Инфа:
https://eleven.co.il/diaspora/ethno-linguistic-groups/11894/
https://www.bet-moreshet.co.il/exhibition/%d7%99%d7%97%d7%99%d7%90-%d7%97%d7%99%d7%99%d7%91%d7%99-%d7%a8%d7%92%d7%a2%d7%99%d7%9d-%d7%91%d7%a6%d7%a0%d7%a2%d7%90-1930-1944/
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%97%D7%99%D7%90%D7%9C_%D7%97%D7%99%D7%99%D7%91%D7%99
https://en.wikipedia.org/wiki/Yihye_Haybi
https://catalog.archives.gov.il/tag/%D7%99%D7%9C%D7%93%D7%99-%D7%AA%D7%99%D7%9E%D7%9F/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%99%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8
https://eleven.co.il/diaspora/ethno-linguistic-groups/11894/
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%93%D7%95%D7%AA_%D7%AA%D7%99%D7%9E%D7%9F
https://lib.cet.ac.il/pages/item.asp?item=10456
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%95%D7%A9%D7%91%D7%AA_%D7%91%D7%A6%D7%9C%D7%90%D7%9C

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2428277.html.

музей, еврейское

Previous post Next post
Up