Уехать и не возвращаться никогда.

Mar 17, 2019 10:15



Бывают такие выставки, на которых не представлены знаменитые имена или что-то сенсационное. Но они поднимают такой огромный пласт истории, который многим из нас совершенно неизвестен.
Такой выставкой, на мой взгляд, является выставка "Уехать и не возвращаться никогда", которая сейчас проходит в Музее Эрец-Исраэль в Тель-Авиве. Она рассказывает о еврейских общинах, существовавших в арабских странах и Иране.
Я бы сказала, что эту выставку должен посетить каждый местный еврей-ашкеназ, а особенно те ашкеназы, которые приехали из стран бывшего СССР.
Для меня это было еще одно подтверждение того, что где бы не жили евреи в галуте, в Европе ли, в Африке или Леванте, история еврейских общин очень похожа своей трагичностью.


В каждой стране, где евреи проживали среди других народов, была своя система отношений с этими странами и народами. Были страны и времена, когда отношения были лучше, а были времена и страны, где отношения были хуже. Это было и в Европе и в арабских странах и в Иране. Были периоды, многочисленных погромов, а в другие периоды евреи были успешно включены во все сферы жизни этой страны.

Каким образом евреи, жившие в арабских странах, сохранили свою еврейскую идентичность? Как и всюду, где жили евреи, община формировалась вокруг синагоги. Ходили в синагогу, соблюдали религиозные предписания и обряды: брит-мила, бар-мицва, свадьба, похороны. Желание вернуться в Иерусалим и построить Храм, это то, что является общим для всех евреев, независимо, от того, где они находятся.. И это то, что дает нашему народу возможность выживать.



На этих чемоданы есть печать "Выезд без права на возвращение". В одном из чемоданов собраны фотографии, рассказывающие об оставленной жизни. Не всегда у уезжающих была возможность увезти с собой даже фотографии.
Часть арабских стран разрешала евреям взять 1 чемодан на семью, в этот чемодан можно было положить то, что они хотели и могло вместиться в чемодан. Семьи, кстати, были традиционные, большие...
Все остальное имущество они вынуждены были оставить. Поэтому не стоит удивляться, когда на выставке вы увидите так немного вещей... Те, из нас, кто выезжал из СССР в годы, когда вывоз вещей был ограничен, хорошо себе это представляет.

Выходцы из арабских стран прибывшие в Израиль, не видели себя как прибывших на новую родину. Они рассматривали прибытие в Эрец-Исраэль как возвращение.
Отношение здешнего общества к выходцам из арабских стран и до сих пор не слишком хорошее. Многие из нас это замечали и замечают. Только в 2014 году был принят закон, в котором указывался день, который отмечал день изгнания евреев из арабских стран и Ирана (30 ноября). В этот день в школах дети изучают соответствующие материалы и проводятся церемонии на эту тему. Основная цель этого закона в том, чтобы когда будут заключены договора со странами, изгнавшими евреев и присвоившими их имущество, Израиль будет требовать возврата оставленного имущества. По аналогии с Германией. Надо учесть, что Германия была побеждена в войне. Только в 2014г. Израиль и США признали незаконность ситуации с имуществом евреев, выехавших из арабских стран и Ирана, и захотели исправить ситуацию...

Ислам пришел в район, который мы видим на карте ниже, в 7в.. Где-то до 12в. было время расцвета еврейской жизни в этих местах. В 15-16вв. сюда прибывают евреи, изгнанные из Испании и Португалии. В 1830г. начинается колониализм в этих странах. Британия, Франция и Италия занимается колонизацией этих стран. С ними приходит и модернизация. Вместе с этим начинается эмансипация евреев, часть выходят из религии и отдаляются от традиционного образа жизни. В 20е годы 20в. начинаются особенно активные преследования евреев и они покидают страны проживания.


На карте арабские страны и Иран, откуда выехали евреи и количество евреев, выехавших из этих стран с мая 1948 по май 1972.
Наибольший выезд из этих стран был в период образования государства Израиль и в соответствии с событиями происходившими в этих странах.
Самая большая группа евреев выехала из Марокко. Большая часть выехавших приехала в Израиль. В 1948г. на момент образования государства, в Израиле жило 800.000 евреев. Репатрианты увеличили население страны вдвое в течение нескольких лет.
Отношение к ним было не то, что принято сейчас к репатриантам. Сразу же их "бросили в плавильный котел", несмотря на серьезные культурные различия и то, что большинство приехавших были религиозными.



Пару слов о дизайне выставки. Экспонаты расположены по странам исхода. Все оформлено арками, как было принято в мусульманских странах. Дырчатый материал, из которого сделаны перегородки напоминает о таком способе закрывать окна. Свет проходит вовнутрь, но что происходит внутри не видно. Это было важно и для женщин, что бы их их не было видно в доме.

Элементом дизайна являются талиты, на которых написан текст и напечатаны фотографии..
Это не случайно. Поводом послужила следующая ситуация в Ливии.
Ливия была итальянской колонией с 1911 по 1942, поэтому режим во время Второй мировой войны там был фашистский. Евреи находились в концлагерях. В одном лагере, в барак, где находилось множество евреев, пришел офицер и обнаружил пыль. Он потребовал вытереть пыль. Он пригрозил, что если они не сделают это, то все будут наказаны. У заключенных нечем было убрать эту пыль. И тогда один из заключенных вытащил свой талит, оторвал кисточки (цицит) и разорвал ткань на куски. Кусками талита заключенные вытерли пыль... Таким образом талит спас многих узников от еще бОльших проблем.

Я покажу отдельные экспонаты выставки по странам исхода, также как они представлены на выставке.

Марокко.
Отдельные исторические моменты жизни евреев в Марокко.
1033г. Убито 6000 евреев в городе Фез.
1465г. Линч и массовые убийства в еврейском квартале города Фез.
1790г. Массовые убийства, насилие и погромы в городе Теуан. Руководители еврейской общины были привязаны к хвостам лошадей, которые тащили их по городу.



1834г. Солика Хатуэль была казнена за отказ перейти в ислам. Картина худ. А.Дехогенка.
1904г. 22 еврея убито в городе Таза, сотни бегут в Касабланку.
1907г. Беспорядки в Касабланке. 100 евреев убито, 250 девушек схвачено и изнасиловано.
1912г. Начало колониального правления Франции в Марокко.
1912г. Беспорядки в городе Фез. 60 евреев убито, 10.000 остались бездомными.
1948г. Беспорядки в городах Уджада и Джерада. 42 еврея убито, 12.000 уезжают из Марокко.
1954г. 6 евреев убито в городе Петиджин и их тела сожжены.
1956г. Марокко становится независимой страной.
1961г. Потоплено судно нелегальных эмигрантов "Эгоз" по дороге в Израиль.
1961-1964гг. 80.000 евреев покидает Марокко.
В 1948г. еврейская община Марокко составляла 265.000 человек. На сегодняшний день в Марокко проживает 3.000 евреев.



Вышивка для свадьбы и брит-милы, Марокко, 1854г.



Две сумки для талита и тфилин. Марокко, 1850-1880.
Вышивка золотом. Евреи были специалистами по такой вышивке и ювелирами. Мусульманам было запрещено работать по золоту. Таким образом по золоту работали евреи.



"Большое платье", (El-Keswa El-Kbira, барбариска), свадебное платье, Марокко, 19-20вв.
Это роскошное одеяние попало в Марокко с испанскими евреями, которые поселились на севере страны.
Такое платье шилось на всю жизнь. Молодая девушка выходила в нем замуж в возрасте 12-14 лет. Платье шилось из очень дорогих тяжелых темных тканей. Ткани были темно-красного, темно-фиолетового, темно-бордового цвета. По традиции считалось, что такие цвета одевал Первосвященник в Храме. Тут стоит вспомнить пурпур. Эти платья были очень дорогими и красиво украшены. Вышивка золотом, с растительными и геометрическими орнаментами, т.к. другие изображения были запрещены. Платье использовалось женщиной всю жизнь в качестве парадного. Оно было частью приданного. Не каждая семья была в состоянии сшить такое платье, поэтому иногда платье брали в аренду у соседок или родственниц.
Пояс использовался только невестой на свадьбе. Платье шили достаточно широким, чтобы женщина могла его одевать и будучи беременной и на протяжение всей жизни.
На кружевных рукавах вышиты связки ключей. Символический ключ предназначался, чтобы запереть матку.
Очень важным моментом в жизни восточных общин было плодовитость женщины, ее способность к деторождению. Выкидыши не приветствовались. В те времена было много выкидышей, детская смертность и смертность матерей во время родов были очень распространены. На выставке представлено множество разнообразных амулетов именно на эту тему.



Стакан для зажигания свечи в синагоге в память ребе Авраама бен Шмуэля Нахона, Марокко, 1924г.

Очень во многом чувствуется влияние мусульманских традиций - хамса в частности. Евреи очень часто использовали изображение руки с другим смыслом, чаще всего для защиты от дурного глаза.



Ожерелье для невесты, Марокко, 1914г.



Амулет для защиты только что родившегося мальчика, Касабланка, Марокко, ок. 1950г.
Из-за большой детской смертности были распространены амулеты для младенцев. Отец саблей или ножом проводил границу вокруг люльки , чтобы отогнать демона, который мог угрожать жизни ребенка. Такой амулет вешали на люльку или клали под нее.



Коробочка для украшений невесты, Марокко, середина 20в. Изображены Адам и Хава, а также змей в Раю.



Анетта Хемо с братом и сестрой, 1928г., Фез, Марокко.

Ливан.
Отдельные исторические моменты жизни евреев в Ливане.
1945г. Ливан получает независимость. 7 евреев убито в Триполи.
1948г. Усиление антисемитской пропаганды. 7000 евреев уезжает из Ливана в разные страны.



1950г. Взрыв еврейской школы Альянс в Бейруте.
1967г. После Шестидневной войны многие евреи репатриируются в Израиль.
1985г. 11 евреев было похищено террористической организацией Хизбалла. Хизбалла требовала от Израиля освободить членов этой организации, сидящих в тюрьме в Израиле. Израиль отказался вести переговоры с террористами и все 11 евреев были убиты.
1990г. В Ливане не осталось ни одного еврея.



Ктуба (брачный договор), Ливан, 1877г. Чернила, гуашь, бумага, рукописный текст.

Ирак
Отдельные исторические моменты жизни евреев в Ираке.
1917г. Иракское правительство казнит евреев за подделку денег.


1941г. беспорядки во время праздника Шавуот в Багдаде, 180 евреев убито, сотни раненых. Погром магазинов и домов.
1948-1949 Правительство издевается над евреями с целью изгнать и завладеть их имуществом. Сотни уволенных из общественного сектора, наложены жесткие ограничения на еврейских торговцев, травля евреев в прессе, аресты и обвинения евреев в помощи Израилю. Глава правительства представил программу по изгнанию евреев из страны.
1950-1951 Ирак отбирает гражданство у евреев, как условие для отъезда из страны, и забирает их имущество. Националисты подкладывают бомбы в синагоги, 135.000 евреев покидают страну.
1969г. Девять евреев было обвинено в шпионаже в пользу Израиля и повешено на главной площади Багдада. Оставшиеся евреи покинули страну.
На сегодняшний день в Ираке не проживает ни одного еврея.



Платье для церемонии "хина", Багдад, Ирак, ок. 1900г.



Амулет, оберегающий от голода против злых духов, т.е. приносящий сытость. Месопотамия (Ирак), 5-8вв. н.э.



Шивити, Мосол, Ирак, 1931г. Рукописный текст на бумаге.
(Панно «шивити» (שויתי на иврите, в ашкеназском произношении - «шивиси») это специфическое изображение меноры, используемое в некоторых еврейских общинах для концетрации во время молитвы.)



Футляр для свитка Торы, Багдад, Ирак, 1847г.



Кастрюля, Ирак, 20в.
Лежащие в кастрюле пшеничные зерна - символ плодовитость. Эту кастрюлю брала взрослая женщина, которая сопровождала жениха и невесту после хупы. Жених и невеста оставались одни в комнате, а женщина находилась рядом снаружи с зажженной свечей. Если у жениха и невесты были какие-то проблемы, они могли позвать ее на помощь. Может быть выражение "держать свечу" и происходит от этой традиции.

Алжир


Изображение еврейских мест в Эрец-Исраэль, Алжир, 1864.
Очень заметно мусульманское влияние и то, что художник ничего этого не видел своими глазами. Может видел какие-то отдельные изображения.



Мужская сумка, Алжир, 1925г. На сумке вышито имя хозяина.

Египет


Шахматы, Каир, Египет, 1969г.
Эти шахматы прибыли в Израиль с Овадией Йерушалми, который хорошо играл в шахматы. В 1967г. занял первое место в чемпионате своего университета. Он должен был продолжать играть в Бейруте, но египтяне не дают ему выехать за границу. В это время происходит Шестидневная война, и его забирают из дома. Родителям сказали, что он вернется через несколько часов. Оказалось, что он вместе с 350 другими молодыми людьми был заключен в египетскую тюрьму, где он провел 2 года. Там постоянно издевались и мучили заключенных. После чего их освободили и выслали из Египта. Перед высылкой родители дали ему в подарок эти шахматы. Он не смог поехать в Израиль напрямую, сначала поехал во Францию, а оттуда уже в Израиль.



Двое школьников-евреев справа и двое школьников-мусульман слева, во время прогулки к пирамидам. Каир, Египет, 1944г.

Сирия


Сундук для приданного, Дамаск, Сирия, год неизвестен.
Сделан из дерева. Приданное готовили с самого рождения девочки. После свадьбы невеста переезжает жить в дом мужа с этим сундуком. Приданное оставалось с женщиной всю жизнь, если она разводилась с мужем или становилась вдовой.



Футляр для Торы. Дамаск, Сирия, 19-20вв.
Красивая инкрустация. Работа характерная для Дамаска. В других общинах были инкрустации в другом стиле.



Печать, которая ставилась в документах евреев Сирии. Она определяла человека, как принадлежащего к религии Моше.



Поднос, Дамаск, Сирия, 1915г.



Коробочка для этрога, Сирия, втор. пол. 20в.



Карикатура "В ад, сионист!", журнал сирийской армии, 1967г., обложка.

Ливия


Евреи Ливии "на чемоданах" перед отъездом, 1948г.



Повседневное платье, Ливия, 20в..



Свадьба, Ливия. Год неизвестен.



Кастрюля для приготовления кускуса, Ливия, нач. 20х годов 20в.



Гранаты для свитка Торы, Ливия, начало 20в. Надпись "Иерусалим, Эрец-Исраэль".

Иран.


Самовар, Тегеран, Иран, 1920г.

Иранцам было запрещено играть на музыкальных инструментах, поэтому это была еврейская профессия. Таким образом вся иранская музыкальная традиция была еврейской.
Музыкальных инструментов было множество.


Музыкальные инструменты, Иран, 20в.



Сантур, музыкальный инструмент, Иран, 20в.
Обратите внимание на изображение меноры сбоку.

Тунис


Браслеты для ног, Тунис, 1920г.
В браслеты вкладывали камешки. Когда женщина шла, был шум и мужчины знали, что женщина приближается.



Молящиеся идут из синагоги, деревня Ир-Риад, Тунис, 1930г.



Пианино, нач. 20в., Тунис.
Хозяйкой этого пианино была очень известная в Тунисе певица Хавива Месика. Она была весьма эмансипированная дама. В 27 лет она решила выйти замуж за француза-христианина. В еврейской общине у нее был пожилой поклонник, в нее влюбленный. Ему было 80, понятно, что Хавива не обращала на него внимания. Перед свадьбой он просто поджег ее дом. Ее соседка Рахель зашла в горящий дом, сумела вытащить Хавиву и довезти до больницы, но в больнице ее не спасли. После смерти Хавивы, ее семья разрешила Рахели войти в дом Хавивы и выбрать что-то себе на память. Рахель выбрала это пианино, т.к. она хотела, чтобы ее дети учились играть. Пианино осталось в семье Рахель и ее дочь привезла инструмент в Израиль.

Йемен


Головной убор невесты, Йемен, 30-40гг. 20в..
Женщина носила этот головной убор практически постоянно. На головном уборе мы видим монеты. Отец жениха должен был заплатить деньги невесте, на случай, если ее муж умрет. Лучшим способом сохранить деньги было прикрепить их к головному убору. Так же на головном уборе есть пшеничные зерна из золота, символы плодовитости.
Очень хорошая ювелирная работа, характерная для йеменских евреев, не зря они были первыми ювелирами в Бецалель.



Дети, Йемен, 20г. 20в.



Седер Песах, Йемен, 1950г.



Футляр для свитка Торы, Йемен, нач. 20в.
Футляр был раскрашен, но краска облезла.

Страница выставки на сайте музея https://www.eretzmuseum.org.il/731/

В Музее Эрец-Исраэль недавно появилась новая форма работы - "Вторник в музее". Каждый вторник музей предлагает лекцию и экскурсию по выставке (иврит). Вот расписание включая апрель 2019 https://www.eretzmuseum.org.il/725/

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2328162.html.

выставки, еврейское, экскурсии

Previous post Next post
Up