"Фридман возвращается домой"

Oct 14, 2019 10:23



Несмотря на известность Роберта Капы как фотографа войн, фото, сделанные в Израиле, отличаются непосредственностью, теплотой, близостью и личным отношением к предмету. Это можно объяснить тем, что он сам, бежавший из Венгрии в Берлин, а затем в Париж от нацистов, был символом странствующей, преследуемой и отчаявшейся еврейской диаспоры.
Фотографии из трех посещений Р.Капой Израиля с 1948 по 1950гг. представлены на небольшой выставке «Капа в Израиле» которую можно увидеть в рамках Дней венгерской культуры в порту Тель-Авива в дни праздника Суккот. Она продлится до 26.10.2019г.
Бесплатное посещение выставки: 15 октября, с 18:00 до 23:00, а также 16 и 17 октября, с 11:00 до 22:00.
Выставка проходит в порту Тель-Авива, павильоне Ангар 11.



В чем уникальная магия работ Капы, таких, казалось бы на первый взгляд простых и незатейливых? Может это благодаря его храбрости, легендарному обаянию, романтическому образу и ранней трагической смерти? Что же тогда так трогает в его рассказе о возвращении евреев? Его картины Израиля, возможно, самые сильные и самые сердечные в его карьере, но лучше ли они, чем фотографии других авторов?
Я бы хотела обратить ваше внимание на фото, где семья репатриантов прибывает на корабле, впервые всматриваясь в Израиль. Она дает удивительное ощущение, не только из-за физической близости Капы к этим евреям, но и потому, что он мог быть одним из них. Кто-то может назвать это "Фридман возвращается домой".



"Новые репатрианты прибывают в Хайфский порт", 1949г.

Настоящее имя этого человека Эндре Эрнё Фридман, венг. Friedman Endre Ernő; он родился в 1913, в Будапеште, в семье еврейского портного.
В 1931г. бежал из Венгрии в Берлин чтобы стать писателем.
В 1933 году он переехал в Париж, назвал себя Андре и встретил молодую еврейку по имени Герта Похориль (она работала под псевдонимом Герда Таро). Они влюбились друг в друга и стали вместе фотографировать для заработка. Вместе они изобрели загадочного, лихого американского фотографа по имени Роберт Капа, который брал высокую плату за свою блестящую работу.
Капа погиб в 1954 году в возрасте 41 года, в самом конце Индокитайской войны во Вьетнаме, случайно подорвавшись на мине.

Этот, наверное, самый известный в мире военный фотожурналист, освещал гражданскую войну в Испании, завоевание союзниками Северной Африки и Италии, вторжение в Нормандию и освобождение Парижа. Он фотографирова пять войн. Он дружил с Хемингуэем, Ирвином Шоу. Он был близок с Ингрид Бергман и путешествовал по сталинской Россие с Джоном Стейнбеком. Он жил во многих странах, был авантюристом и космополитом, любил красивую жизнь, и, наверное, в реальной жизни был гораздо больше степени ощущал себя Робертом Капой, чем Эндре Эрнё Фридманом. В одном из интервью он сказал, что он не сионист.
Тем не менее, он очень интересовался процессом становления еврейского государства.
Капа посещал Израиль 3 раза после образования государства, в 1948, 1949 и 1950годах.
Здесь он фотографировал как эпические события, происходящие здесь так и обыденную жизнь: объявление Бен-Гуриона о создании государства, прибытие новых репатриантов, Война за независимость, "Алталена в огне", Менахем Бегин, выступающий перед толпой, новые израильтяне во временных палаточных лагерях.

На данной выставке представлены фотографии Капы, которые менее известны и поэтому еще интереснее их увидеть. Я бы сказала, что это будни зарождающегося государства. Самые знаменитые фотографии можно увидеть в моем рассказе о выставке, проходившей в 2015г. в Тель-Авивском художественном музее.

Много фотографий новых репатриантов, прибывающих на корабле в Хайфский порт.



"Новые репатрианты прибывают в Хайфский порт", 1949г.



"Новые репатрианты прибывают на корабле в Хайфский порт" 1949-1950.



"Новые репатрианты прибывают на корабле в Хайфский порт" 1949-1950.



"Новые репатрианты прибывают в Хайфский порт", 1949г.



"Новые репатрианты на палубе корабля "Теодор Герцль" прибывают в Хайфский порт" 1949.

"Я фотограф жизни", - говорил Капа о себе. А после войны "единственным моим желанием было, наконец, стать безработным военным корреспондентом". Наверно эту свою мечту он воплотил в Израиле, показав зарождение новой жизни нового государства в разных ее аспектах.

Временные палаточные лагеря.



"Временный лагерь для новых репатриантов", 1949-1950г.



"Маленькая репатриантка", Хайфа, 1949-1950г.



"Девочка во Временном лагере для новых репатриантов "Шаар Алия" недалеко от Хайфы" 1950г.



"Урок на открытом воздухе во временном лагере Маавар Парод", Галилея, 1950.



"Женщина с чемоданом, в сопровождении ребенка", 1949г.



"Мужчина с чемоданом во Временном лагере для новых репатриантов "Шаар Алия" недалеко от Хайфы" 1949г.

"Я никогда не был сионистом, - сказал Капа в интервью газете движения Ашомер Ацаир, -... я изменил свое мнение об Израиле: теперь я убежден, что для большинства евреев мира не существует другого решения, кроме Израиля. И те, кто отрицает это, полагаются на аморальные причины. Да, я друг этой земли и ее народа".

Просто сцены из жизни.



"Новые репатрианты", Хайфа 1949-1950.



"Женщина вешает белье", Кфар Гилади 1948-1950г.



"Беженцы из Венгрии", Тель-Авив, 1948-1950г.



"Следы от обстрела на стене, свидетельство прошедшей войны", Кибуц Негба 1949г.

Капа много фотографировал израильтян, сабр и иммигрантов, молодых и старых, религиозных и светских. "Повсюду земля жива", - писал Капа в фотоэссе под названием"Израиль возрождается". "Люди снова строят на руинах, оставленных за последние годы боевых действий. Позади них много новых легенд, которые можно добавить к древним библейским легендам".



"Восстановление разрушенных домов после египетского воздушного налета", Негба, 1948г.



"Мужчина с овощами", Иерусалим, 1949-1950



"Ортодоксальный еврей в талите", 1949-1950



"Мальчик, трубящий в рог", Иерусалим 1948-1950



"Новые репатриантки с детьми во временном лагере Парод", Галилея, 1948-1950.



"Сапожники в Тель-Авиве", 1948-1950.



"Арабский рабочий помогает с поливом поля", Галилея 1948



"Предвыборные плакаты", Тель-Авив, 1950



"Играющие в шахматы на фоне Альталены", Тель-Авив, 1949.



"Экспериментальные посадки около Красного моря", Шаар Алия, 1950.



1948.

На этой выставке есть редкая возможность увидеть цветные фотографии Капы, которые выставляются гораздо реже черно-белых. Он начал экспериментировать с цветной фотографией в 1938 году, и вскоре он стал неотъемлемой, хотя и редко публикуемой частью его работы. После этого он всегда носил две камеры, одну из которых заряжал цветную пленку, а в другую - черно-белую. Как видите, он подходил к цветной фотографии совершенно по-другому. Он искал темы, в которых цвет действительно работает лучше.



"Новые репатрианты спускаются с корабля в Хайфском порту" 1949-1950



"Новые репатрианты прибывают в Хайфский порт", 1949-1950



"Выходцы из Йемена во временном лагере", Хайфа 1949-1950г.



"Рабочий" 1949-1950

«Капа в Израиле» - выставка будапештского Центра современной фотографии Роберта Капы.
Она продлится до 26.10.2019г.
Бесплатное посещение выставки: 15 октября, с 18:00 до 23:00, а также 16 и 17 октября, с 11:00 до 22:00.
Выставка проходит в порту Тель-Авива, павильоне Ангар 11.

Инфа:
https://www.magnumphotos.com/newsroom/robert-capa-israel-1948-1950/
https://www.haaretz.com/.premium-how-robert-capa-snapped-early-israel-1.5330450
https://www.timesofisrael.com/robert-capa-exhibit-includes-his-color-photos-of-young-state-of-israel/
https://jewishreviewofbooks.com/articles/1969/robert-capas-road-to-jerusalem/

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2351613.html.

выставки, Израиль

Previous post Next post
Up