"Если твои снимки недостаточно хороши, значит, ты был недостаточно близко" (с) Роберт Капа

Aug 09, 2015 11:06



Известный венгерский (?) французский(?) американский(?) фотограф Роберт Капа родился в бедной еврейской семье среднего достатка. Начинал он свою карьеру фотографа как молодой авантюрист, а закончил жизнь как настоящий военный фотограф, подорвавшись на мине, когда искал лучший угол для съемки... О его короткой и бурной жизни можно написать бестселлер или снять блокбастер.
В разных источниках его просто называют "лучшим фотографом войны".
Ничего этого я не знала до того, как пошла на выставку его фотографий в Тель-авивском художественном музее. Но как только вошла на выставку, так сразу поняла, что это, безусловно, замечательные фотографии.



Выставка называется "Роберт Капа - фотограф жизни". И наверно это очень точное название. Его собственная жизнь как бы сплелась с фотографиями, событиями мирового масштаба и личными.



"RobertCapabyGerdaTaro" מאת Artist name: Gerda Taro - http://www.icp.org/site/c.dnJGKJNsFqG/b.2876631/. ברישיון נחלת הכלל דרך ויקישיתוף.

Андре Эрно Фридман (Endre Erno Friedmann) родился 22 октября 1913 года в Будапеште в еврейской семье, которая держала ателье по пошиву одежды.
В подростковом возрасте был членом объединения левых интеллектуалов и деятелей авангардного искусства (Munkakör), а также участвовал в протестах против правого авторитарного режима Миклоша Хорти. За что был арестован венгерской секретной полицией. Спасла его жена полицейского офицера, которая была клиенткой в ателье его родителей. Его освободили с условием, что он покинет Венгрию.
Он переезжает в Берлин, где начинает заниматься фотографией, какое-то время он работал лаборантом, потом начал снимать различные политические мероприятия. В ноябре 1932 года в Копенгагене он посетил митинг, где выступал Л. Троцкий. Троцкий запретил фотографировать, ...



...но будущий знаменитый фотограф не обратил на это внимание, подошел почти вплотную к трибуне и сфотографировал. Это был первый успех и первое воплощение в жизнь его занменитого принципа "Если твои снимки недостаточно хороши, значит, ты был недостаточно близко".

В 1933 году Андре переезжает в Париж, убегая от пришедшего к власти фашизма. В 1934 он знакомится с Gerta Pohorylle, еврейской беженкой из Германии. Они начинают вместе жить и вместе фотографировать. Вместе они создают фотоагенство, внутри которого рождается "знаменитый американский фотожурналист Роберт Капа", а заодно и первая женщина-фотожурналиска Герда Таро. Такой псевдоним она взяла себе. Это было большой авантюрой и неожиданно успешным пиарным ходом, который помог пробиться молодому и талантливому Андре, который с тех пор так и подписывал свои фотографии "Роберт Капа" и под этим именем вошел в историю фотожурналистики.
Позднее об этом сам Андре Фридман сказал: "Роберт Капа родился в Париже в возрасте 22-х лет".
Первые очень знаменитые фотографии военного фотожурналиста Роберта Капы появились во время Гражданской войны в Испании.



"Capa, Death of a Loyalist Soldier" מאת מקור. ברישיון זכויות יוצרים. עם זאת, מעלה הקובץ סבור/ה שהשימוש בו בוויקיפדיה הנו בגדר שימוש הוגן בערך מלחמת האזרחים בספרד, רוברט קאפה ומותו של חייל לויאליסט.">שימוש הוגן דרך ויקיפדיה.

Это "Смерть солдата лоялиста". Снимок до сих пор считается лучшей работой Роберта Капы.

Там же в Испании погибает Герда Таро. Она была первой женщиной в военной фотожурналистике, она же стала первой представительницей этой профессии погибшей на войне. Она была случайно раздавлена маневрировавшим танком. Для Капы это была страшная потеря.

В 1938 он работал фотокорреспондентом во время японско-китайской войны.

В 1939 году Капа переезжает в Нью-Йорк, но как только Германия объявляет войну Великобритании, сразу же отправляется в Лондон. С 1940 по 1945 год он выполнял задания журнала «Life» на различных фронтах. При этом официально он был венгерским гражданином, и являлся формально врагом США.



"Высадка в Нормандии", июнь 1944г. Очень знаменитая серия фотографий, мало кто из фотографов участвовал в этой высадке.



"Французских женщин, которые подозревались в связи с немцами, ведут во двор полиции, чтобы обрить им головы", 1944г.



"Французских женщин, которые подозревались в связи с немцами, ведут во двор полиции, чтобы обрить им головы", 1944г.

В 1947 году вместе с писателем Джоном Стейнбеком посетил Советский Союз, где пробыл несколько месяцев.



Сталинград, 1947г.



"Салют в честь празднования 800летия Москвы", 1947год.

Послевоенная Европа.



"Развалины Варшавского гетто", 1948г.

"Теперь я понял, что для большинства евреев в мире нет другого решения, кроме Земли-Израиля". Роберт Капа, 1948г.

В 1948 году Роберт Капа приехал в Израиль. Он хотел увидеть вблизи и запечатлеть образование государства, приезд новых эмигрантов, Войну за независимость.
В Армии обороны Израиля опасались прибытия Капы, зная его очень левые взгляды и, я бы сказала, декларативный пацифизм. Как и сейчас, так и тогда в Израиле страшно боялись выглядеть плохо на фотографиях, не дай Б-г , наша война покажется окружающим страшнее их войн...
Капа пробыл в Израиле до 1950 года, и по некоторым источникам даже хотел тут поселится...



"Церемония провозглашения государства Израиль. Д.Бен-Гурион зачитывает "Декларацию независимости", Музей Тель-Авива, 14.05 1948г.



"Альталена, пляж Тель-Авив", 21.07 1948г.



"Латрун", 1948г.



"Тель-авивский пляж", 1948г.



Прогулочная набережная, Тель-Авив, 1948г.



"Кафе Армон, улица Яркон" Тель-Авив, 1948г.



"Менахем Бегин выступает в Тель-Авиве", 1950г.



"Временный лагерь для новых репатриантов", 1950г.



"Временный лагерь для новых репатриантов Парод", 1949-1950г.



"Шаар Алия (ворота алии) лагерь приема и распределения новых репатриантов", Хайфа 1950г.



"Временный лагерь для новых репатриантов Тверия", 1949-1950г.



"Временный лагерь для новых репатриантов", 1949-1950г.



"Хайфа" 1950г.

В 1950-х годах в Соединенных Штатах началась "Охота на ведьм" и в связи с его левыми взглядами Капы, у него даже забрали американский паспорт, и ему стоило больших трудов его вернуть.
Погиб он во Вьетнаме в 1954г., в самом конце Индокитайской войны, случайно подорвавшись на противопехотной мине, когда вышел из машины на поиски лучшего ракурса.

Являлся ли пацифизм реальной альтернативой войне для человека, который на войне зарабатывал? На фотографиях война фотогенична своей ужасностью. Будит ли этот ужас на фотографиях войны у среднего человека желание прекратить воевать любой ценой? А как учит нас история, цена эта оказывается гораздо дороже самой войны... Или будет борьба за мир, после которой не останется камня на камне? Есть много вопросов без ответов, которые возникли у меня на выставке и при чтении материалов о Роберте Капа.
Одно могу сказать - фотограф Роберт Капа был независим от своих политических взглядов, когда нажимал на кнопку фотоаппарата, и все это мы видим в его фотографиях.

Хорошая выставка. Кто может и не был, идите и смотрите. Выставка будет работать в Тель-авивском художественном музее до 10.10.2015

Об основной экспозиции этого музея тут и тут

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

выставки, Тель-Авив, музей, люди

Previous post Next post
Up