Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа

Aug 20, 2014 10:15

Владимир Дергачев


Редкая фотография, на которой великий пролетарский писатель  снят вместе с известным чекистом Глебом Бокием, который сопровождал его во время поездки на Соловки.

Великий пролетарский писатель Максим Горький (1868 - 1936) с 1906 по 1913 гг. жил на итальянском курортном острове Капри, а с 1924 по 1932 гг.  - в курортном  Сорренто (Италия). Маленький средиземноморский островок Капри  как магнитом притягивал знаменитостей, в том  числе российских (Леонид Андреев, Иван Бунин, Константин Паустовский, Иван Тургенев, Петр Чайковский, Федор Шаляпин и многие другие). И большевики  не обходили вниманием знаменитый курорт.  На Капри действовала партийная школа РСДРП, которую организовал Луначарский, а с инспекцией приезжал Владимир Ленин.  Одним словом, Максим Горький, хотя и пролетарский писатель, но барская роскошь не мешала его творчеству.  Это не ускользнуло от проницательного Иосифа Сталина.

Для советской власти важно было вернуть знаменитых русских писатели на родину, чтобы они восхваляли страну строителей коммунизма. Одним из первых возвратился  из-за рубежа   Алексей Толстой (1882 - 1945), который воистину стал красным графом и выполнил все заказы власти, за что был по царски вознагражден. Ему был выделен особняк в Царском Селе и квартира в Ленинграде, автомобиль  с личным водителем, прислуга, секретарь. Писатель был удостоен трех Сталинских премий первой степени, награжден высокими советскими орденами.

Нобелевский лауреат Иван Бунина отказался вернуться в советскую Россию,  Александр Куприн хотя и вернулся, но пользы от него для власти уже не было.

Максим Горький по приглашению советского правительства  и лично Иосифа Сталина посетил СССР в 1928 году,  в 1929 году второй раз приезжал на родину, и совершил поездку в Соловецкий лагерь особого назначения. Во второй половине 20-х годов на Запад стала проникать негативная информация о Соловках и европейская общественность требовала объективного расследования.  И у Иосифа Сталина родилась гениальная идея послать в Соловецкий лагерь великого пролетарского писателя. Горький успешно справился с поставленной задачей и написал хвалебные статьи о сталинском режиме и о чекистах, но… вновь вернулся в солнечный Сорренто.

Иосиф Стали был недоволен этим обстоятельством и вызвал главного советского чекиста Генриха Ягоду, который начал оправдываться, что Горький неподкупен. На что Сталин резонно возразил, что неподкупных людей нет. Если  человек нельзя подкупить,  то можно купить любовью народа. И на Горького была обрушена всесоюзная слава, в честь его назывались города, колхозы, самолеты, пароходы и паровозы.   Сердце пролетарского писателя не выдержало, и он вернулся в Россию. Советское правительство, зная барские устремления пролетарского писателя,  предоставило ему роскошный особняк  у Никитский ворот и  храма, где венчался Александр Пушкин. Кроме московского особняка Горький получил  дворец в подмосковных  Горках (где последние годы жил вождь всемирного пролетариата) и крымскую дачу  Теселли в поселке Форос.

Особняк Рябушинского  даже по московским меркам выделялся изысканной роскошью.  Здание в стиле модерн было построено в 1902 году российским архитектором Федором Шехтелем (автором проекта Ярославского вокзала).  Только парадная лестница в холле, выполненная в форме волны, является мировым шедевром. Каскад мраморных волн выкидывает высоко вверх люстру-медузу. Зеленые стены имитируют  морскую стихию, а ручки дверей - морских коньков. В результате создается иллюзия подводного мира.
При Горьком особняк стал эпицентром культурной и литературной жизни Москвы, здесь за столом у самовара собирались известные люди. В особняке часто бывал Иосиф Сталин, который именно здесь назвал писателей «инженерами человеческих душ».

В мае 1965 года стараниями невестки Горького здесь был открыт мемориальный музей Горького.

Я со временем посетил мемориальные музеи-квартиры Максима Горького и Алексея Толстого. Забавно, что они оказались на одной бывшей  усадьбе Рябушинского. Советская власть поселила  великого пролетарского писателя в особняке Рябушинского, а в последствие Алексея Толстого с четвертой женой во флигеле этой усадьбы.  Хотя и двухэтажный флигель тоже внушительных размеров, но остаётся флигелем.  Возможно, Сталин справедливо рассудил, что после  роскошных подарков, которые получил Алексей Толстой после возвращения из-за границы со своей  третьей женой Натальей Крандиевской  - особняк в Царском Селе и квартиру в Ленинграде,  любвеобильный писатель  может жить в Москве в более скромном особняке, чем жил Горький. Тем более, что в советском табеле о писательских рангах, Горький при жизни занимал первую строку, а  Алексей Толстой был вторым.

В июле 1929 года из Кеми Максим Горький с невесткой Надеждой Пешковой на пароходе «Глеб Бокий» прибыл в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Пролетарский писатель посетил  кирпичный, кожевенный и конский заводы, сельскохозяйственную опытную станцию, кустарные мастерские, молочную ферму с удоями до семи тысяч литров в год...  Обширной была и культурная программа. Кроме застолья, на котором невестке понравилась  соловецкая (царская) селёдка,  Горький посетил богатую библиотеку и музей.  В трапезной монастыря был  устроен концерт в честь высокого гостя, исполнялись увертюра к «Севильскому цирюльнику»,  музыка Рахманинова и Венявского.  На Секирной горе Горький осмотрел бывший монашеский скит и с вершины местного маяка полюбовался Соловецкими пейзажами, особенно серебристой гладью озера Красного.
По итогам поездки Горький написал  восторженную статью в «Известиях»  и очерк «Соловки», опубликованный в журнале «Наши достижения» (1929).

По теме: Максим Горький. Соловки. Очерк. Журнал "Наши достижения", 1929.

Путешествие на Русский Север. Зона советского зазеркалья
Жаркое лето 71-го года
Архангельск. Столица Русского Севера или Поморья?
Английский танк как символ победы в Гражданской войне
Советский отечественный морской пассажирский лайнер
Холмогоры. Первый советский концлагерь на родине Ломоносова

Соловецкий архипелаг
Советская Россия - родина СЛОНов
Кемь. Ворота в Ад. Единственный правильный путь к  счастью
Медвежьегорск. Столица строительства Беломорканала и урочище Смерти

Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Глеб Бокий. Чекист, оккультист и пароход
Нафталий Френкель. Архитектор лагерной экономики. От 
контрабандиста до строителя коммунизма

Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа

Карелия. От столицы до водопада
Сортавала. «А зори здесь тихие…»
Валаам. Жемчужина русской духовной культуры
Валаам. Позорные страницы истории. Советские «самовары»

Ландшафты литературы, СЛОН, Русский Север, Максим Горький

Previous post Next post
Up