Нафталий Френкель. Архитектор лагерной экономики. От контрабандиста до строителя коммунизма

Aug 20, 2014 10:03

Владимир Дергачев

Главным архитектором «экономического чуда» и «крестным отцом» ГУЛАГа называют Нафталия Ароновича Френкеля(1883, Одесса или Константинополь - 1960, Москва), ставшего  видным деятелем ЧК/ГПУ/НКВД СССР, генерал лейтенантом инженерно-технической службы, и одним из руководителей ГУЛАГа, первым начальником Главного управления лагерей железнодорожного строительства НКВД/МВД СССР.  Лагерный строитель коммунизма награжден тремя орденами Ленина.

***
Биография  Натана Френкеля полна противоречий и непроверенной информации. Впервые о нем написал Александр Солженицын в Архпипелаге ГУЛАГ (2 том, третья глава). Писатель не имел возможности пользоваться  достоверными архивными источниками.

В качестве места рождения Френкеля называют и Одессу и Стамбул. Солженицын пишет, что до революции Френкель был коммерсантом-миллионером, преуспевшим  в торговле леса и получивший титул «лесного короля Черного моря».  Многие авторы пишут, что  Френкель был первым резидентом советской разведки в Турции, в молодости водил дружбу с одесским «Робен Гудом» Мишкой Япончиком и Генрихом Ягодой, ставшим Генеральным комиссаром государственной безопасности СССР.
В период НЭПа Френкель контролирует в Одессе крупномасштабную контрабанду товарами и валютой между Одессой, Стамбулом и Констанцой. По заданию ЧК создает «черную биржу» по скупке золота у коммерсантов. Не все золото достается «диктатуре пролетариата» и комиссия из Москвы арестовывает Френкеля и других одесских чекистов и отправляет в столицу.

Все чекисты были расстреляны, кроме Френкеля, помилованного и сосланного в 1926 году в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), где особо проявился его предпринимательский талант. В частности, под его руководством на Соловках была построена за сутки  тюремная баня, спасшая заключенных лагеря от сыпного тифа.

Но откуда у Френкеля талант прораба? В некоторых биографиях указано, что он окончил коммерческих институт, но где и когда? Эта информация не подтверждается. Более достоверна другая история. В 1900 году в Николаеве Нафталий Френкель устраивается на работу в строительную экспортную фирму «Штейнер и К°», хозяева которой отправили молодого и способного прораба  учиться за счет фирмы в Германию в саксонский город Кётен в строительное училище (1902 - 1904).  Немцы умеют хорошо учить.
На Соловках Френкель кроме строек, организует артель по производству модной обуви и кожгалантереи, которая продается в спецмагазине ОГПУ на Кузнецком мосту в Москве. В дальнейшем Френкель предлагает лагерному начальству проект по использованию дармового труда заключенных, о чем докладывается руководству ОГПУ. Модель «экономического чуда» гениальна и проста: «кто не работает, тот не достоин пайки», то есть должен умереть.

Существует неподтверждённая история, что в 1929 году Френкеля доставили в Москву, где он встретился  с вождем народов Иосифом Сталиным и вышел из кабинета начальником строительства Беломорско-Балтийского канала.

По открывшимся архивным данным с  1931 по 1933 годы Френкель работал главным прорабом, заместителем начальника  Беломорстроя ОГПУ.  Канал был сооружен с применением рабского труда заключенных в установленные советским вождем фантастически короткие сроки (1931-33 гг.). При строительстве погибло 86 тыс. каналоармейцев (заключенных). Френкель был награжден орденом Ленина.

В 1934 года Нафталий Френкель назначается начальником строительства Байкало-Амурской  железнодорожной магистрали (БАМа) и по совместительству местных лагерей ГУЛАГа.
В 1937 году по неподтверждённым данным Френкеля вновь арестовывают, но Сталин вспоминает о нем во время неудачной войны с белофиннами (1939/40). Френкель назначается начальником строительства рокадной железной дороги, но «зимняя война» быстро заканчивается.

По инициативе Френкеля в 1941 году создается железнодорожный «наркомат» ГУЛАГа -  Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС),  одновременно его назначают  заместителем начальника ГУЛАГа. Во время войны была построена рокадная дорога из рельсов, снятых с БАМа, вдоль Волги к Сталинграду.
После войны и до смерти Сталина силами заключенных ГУЛЖДС  строится железнодорожная магистраль Салехард - Игарка, получившая название «мертвая дорога»,  железнодорожные трассы от Тайшета до Братска и вдоль границы с Ираном.

В 1947 году Френкель уволен из органов по состоянию здоровья. Пенсионер союзного значения умер мирно в собственной постели в 1960 году.

Оставил о себе память в любимой Одессе: здание железнодорожного вокзала сооружено после войны силами Главного управления лагерей железнодорожного строительства  ГУЛАГа с привлечением труда немецких пленных.

Путешествие на Русский Север. Зона советского зазеркалья
Жаркое лето 71-го года
Архангельск. Столица Русского Севера или Поморья?
Английский танк как символ победы в Гражданской войне
Советский отечественный морской пассажирский лайнер
Холмогоры. Первый советский концлагерь на родине Ломоносова

Соловецкий архипелаг
Советская Россия - родина СЛОНов
Кемь. Ворота в Ад. Единственный правильный путь к  счастью
Медвежьегорск. Столица строительства Беломорканала и урочище Смерти

Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Глеб Бокий. Чекист, оккультист и пароход
Нафталий Френкель. Архитектор лагерной экономики. От 
контрабандиста до строителя коммунизма

Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа

Карелия. От столицы до водопада
Сортавала. «А зори здесь тихие…»
Валаам. Жемчужина русской духовной культуры
Валаам. Позорные страницы истории. Советские «самовары»

СССР, ГУЛАГ, Нафталий Френкель, Русский Север

Previous post Next post
Up