Тамбовка. Двести лет истории нижневолжского села между заливных лугов и полынной степью

Jun 02, 2024 17:50

Владимир Дергачев


Граница степи и Волго-Ахтубинской поймы. Река (ерик) Ашулук в окрестностях Тамбовки, здесь в 7,5 км  от села создан культурно-исторический комплекс Сарай-Бату

Первые поселенцы
Обустройство села и занятия крестьян
Открытие церковно-приходского училища. Священники-просветители
От столыпинской реформы до Первой мировой и Революции
В пригороде золотоордынской столицы
Будничное становление советской власти, повстанцы и красный террор
Банда (повстанческий отряд) Егора Попова
НЭП и коллективизация с песнями и дармовой бараниной
Раскулачивание и поругание православной веры
Сельские подвижники-самоучки технического прогресса
Очередное испытание войной
История мотоцикла немецкого вермахта, «покорившего» Москву 
и закончившего свой путь «Дранг нах Остен» на Нижней Волге
Село Тамбовка (2,4 тыс., в границах сельсовет 4,0 тыс.  жителей, 2022) расположено на левом берегу реки (ерика) Ашулук между полупустынной степью  и лугами Волго-Ахтубинской поймы. Эта самая восточная протока поймы, берет начало и впадает в Ахтубу. Заливные в прошлом луга за рекой (займище), простираются до Ахтубы с Волгой и пересекаются ериком (протокой), получившим название Лишняя работка, так как ежегодно после паводка приходилось вместо моста делать земляную насыпь для транспорта. Река Ашулук была  судоходной вовремя паводка, но к концу лета мелела и даже пересыхала. Весной степь покрывалась ковылем, в низинах между бэровскими буграми образовывались даже озера и цвели тюльпаны. Но к концу мая степь выгорала, росли преимущественно полынь и верблюжья колючка. Через село проходила грейдерная дорога из Астрахани в Сталинград, покрытая впоследствии асфальтом. Вблизи села расположена железнодорожная станция Ашулук.

В 2015 году на просторах Интернета я обнаружил воспоминания уроженца Тамбовки, жившего в Подмосковье  полковника в отставке Николая Ивановича  Декина (22.05.1925 - 12.02.2019). Он в детстве знал моего родного дядю Мишу, рано погибшего в Великую Отечественную войну. В последние годы его жизни я иногда общался с ним по мобильной связи, отредактировал  и опубликовал в  журнале «Ландшафты жизни» фрагмент его воспоминаний «От Смоленщины до Курляндии. Полковник Николай Декин».  Он автор краеведческой книги «К истории Астраханской губернии» (М.: Издательство «Спутник +», 2010. 217 с.), где есть раздел (с. 127-152), посвященный его малой Родине. К сожалению, из-за занятости  я своевременно не смог отредактировать и опубликовать присланный мне его фрагмент воспоминаний о Тамбовке, где он приводит важные сведения  из метрических церковных книг, хранящихся в Астраханском областном архиве.


Фрагмент карты советского Генштаба 1:1 000 000.
Первые поселенцы [1]
На расширяющийся в Диком Поле [2] юго-восточный фронтир (границу, рубеж, пограничье) Русского государства осуществлялось организованное переселение крестьян. В Волжском Понизовье на высоких бэровских буграх [3]  были созданы казачьи посты кордона Ахтубинской пограничной линии. Они  послужили местом основания будущих сел (Сасыколи, Харабали, Тамбовка и др.). Во время половодья низины между буграми затапливались, что упрощало охрану с востока от набегов казахов и ногайцев.

Первые документальные свидетельства из Астраханского областного архива об образовании села Тамбовки (первоначально Тамбовское) Харабалинской волости в 37 верстах к востоку от уездного города Енотаевска относятся к 1827 году. В соответствии с программой Российской империи по хозяйственному освоению новых земель, крестьяне при переселении на Нижнюю Волгу получали  денежное пособие, лес на избу  и 15 гектаров земли (пашни и покосов) на душу.
Село основано преимущественно однодворцами [4] из Тамбовской и Воронежской губерний в Харабалинском займище [5] на месте бывшего поселения Малые Харабали, где стоял казачий пост  Ахтубинской кордонной линии.

По сохранившимся метрическим книгам Тамбовской Богоявленской церкви Николай Декин установил, что первые поселенцы-однодворцы прибыли по разрешению Министерства внутренних дел из села Костино-Отделец Борисоглебского уезда  Тамбовской губернии и Павловского уезда Воронежской губернии, сел Мечетки,  Буйловки и Журавки [6]. Не случайно северную часть Тамбовки стали называть Мечеткой. Туда, в свою очередь еще в  1701 году на расширяющееся пограничье Русского государства, на слиянии рек Мечетки и Битюга по указу Петра Первого от 1699 года переселились дворцовые крестьяне с Русского Севера, позже ставшие однодворцами. Название «Мечетка» произошло от сохранившегося старого татарского кладбища с мечетью.

Из Слободы Богучарского уезда прибыл Климент Филиппович Ледовский с женой Анной Ивановной; Щербатовы, Харины - из села Костино-Отделец; Борисовы - из села Тюковки Воронежской губернии. Среди первых семей, переселившиеся на Нижнюю Волгу, были  также Свиридовы, Вороновы, Алехины, Денисовы, Стукаловы, Булавины и другие. [7]

Название новое село получило по доминированию выходцев из Тамбовской губернии. Крепость Тамбов была основана в 1636 году на Южной Засечной черте для охраны рубежей  Русского государства от набегов кочевников. Крепость выдержала многочисленные  неприятельские осады, особую угрозу представляло образованное из осколков Золотой Орды Крымское ханство. Татары совершали регулярные набеги на русские земли, угоняли в рабство население. И когда границы государства передвинулись далее на юг и восток, туда шли и малоземельные переселенцы из Тамбовской губернии. Другие Тамбовки появлялись на пограничных рубежах Российской империи, от Дикого Поля (Новороссии) и Нижнего Поволжья вплоть до  Сибири и Дальнего Востока (три села в Приамурье).
Место для поселения Тамбовки астраханской на бугре было выбрано удачно. Во время половодья низины по обе стороны бугра затапливались,  а после спада весеннего паводка открывались луга для выпаса скота, позже были разбиты огороды. Со временем сельчане земляным валом оградили расположенный к югу  от бугра ильмень [8] от большой воды.  На осушенной земле обосновались новые поселенцы, ставшие разводить сады на веками удобренной илом почве. Каждый год во время паводка возникала угроза затопления и под удары колокола (до разрушения церкви, а затем пожарки) сельчане поднимались на укрепления земляного вала.

Тамбовка первые десятилетия существования выглядела бедно. Кроме того, прибывшие переселенцы из умеренного климата в резко континентальный климат полупустыни часто болели, в особенности дети, только  за один 1857 год  родился 71 ребенок, умерло 60 по «малолетству, от живота, от простуды». Медицинской помощи не было никакой, выживали только дети, унаследовавшие от родителей природный иммунитет.

Обустройство села и занятия крестьян
К 1845 году в Тамбовке на бугре была построена деревянная церковь в честь Богоявления Господня, ставшая украшением села, а в 1848 году открыта церковно-приходская школа.

В этом заслуга первого сельского священника Алексея Семеновича Шмаринова. Он после окончания Астраханской духовной семинарии служил священником в Харабалях, а затем в открытом приходе в Тамбовке, где тогда насчитывалось всего 43 дома. Шмаринов в течение сорока лет служил в храме и по совместительству вёл занятия в школе  по арифметике, русскому языку и Закону Божьему.  В Астраханской епархии священники часто меняли приходы, отыскивая более богатые, но Алексей Семенович до конца жизни остался в Тамбовке. Ему была выделена земля под хлебопашество и сенокос - этот участок и ныне называется «Поповым». Священник страдал болезнью глаз, ослеп и в 1883 году подал в отставку, скончался  в 1885 в возрасте 66 лет.

***
После отмены крепостного права на вольные земли Нижнего Поволжья пошли новые переселенцы. Численность населения Тамбовки, несмотря на большую смертность новорожденных постоянно росла. По данным губернского статистического комитета в 1877 году  в селе насчитывалось 230 дворов, в них проживало 1239 человек. Население занималось скотоводством, овцеводством, земледелием (хлебопашеством), садоводством, бахчеводством, рыболовством и отхожими промыслами. В крестьянских подворьях начитывалось 200 лошадей, 2,5 тыс. голов рогатого скота, 8,6 тыс. овец, 150 коз и 450 свиней. Сельская община имела несколько лавок, хлебный магазин, кузницу, питейное заведение (кабак), 16 мельниц и пожарный обоз.

Местные чумаки перевозили каменную соль, она добывалась на крупном российском месторождение  на горе Чапчачи в заволжской степи и доставлялась на Петро-Дмитриевскую пристань на Волге. Преимущественно молодые женщины шли  на сезонные рыбные промыслы (на разделку рыбы). Были в селе мастера, занимавшиеся выделкой и дублением овчин. Многие жители носили овечьи шубы и полушубки, шапки из шкурок ягненка. Бедные сельчане обувались в «поршни» из сыромятной кожи. Они привязывались к щиколотке с помощью мягких сыромятных ремешков. Для уменьшения влагопроницаемости и высыхания в сильную жару поршни пропитывались дегтем, а в морозы укладывали сено для тепла и мягкости хода.

Особенно было развито бахчеводство, выращивали преимущественно канталупу - разновидность дыни, её еще называют «мускусная» или «тайская».  На Нижнюю Волгу дыню завезли из Средней Азии в XV-XVI столетии. В настоящее время  большое количество канталупы выращивается в Таиланде, где мне приходилось оценивать её вкусовые качества. В состав канталупы входит большое количество аскорбиновой кислоты, которая положительно сказывается на состоянии иммунитета и помогает организму бороться с различными инфекциями и вирусами, что особенно актуально в полупустынном жарком климате. На Востоке из плодов делают мед (бекмес). Кроме этого, канталупу используют для приготовления сладкого и ароматного повидла, цукатов, варенья. Большой популярностью пользуется высушенная мякоть, не теряющая своих свойств и приобретающая более насыщенный аромат.

Открытие церковно-приходского училища. Священники-просветители
14 октября 1890 года в селе состоялось освящение здания церковно-приходского училища. Начальные школы в Российской империи при церковных приходах находились в ведении духовного ведомства, Святейшего правительствующего Синода. В 1884 году царским указом утверждены правила, по которым создавались одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырёхгодичные, с начала XX века - трёхгодичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах (приходских училищах), кроме этого, изучалась история и церковнославянский язык. Обучение осуществляли священники,  диаконы и дьячки, а также учителя, окончившие церковно-учительские школы, епархиальные училища и учительские семинарии. Деятельность школ находилась в ведении попечительского совета, куда входили заведующий, педагоги, представители общины, выборные родители учеников. На эти общественные должности избирались честные, достойные люди православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы.

Открытое в Тамбовке приходское училище не имело своего здания, занятия проходили в арендованных домах. Священник Василий Иконицкий принял решение добавить немного средств и леса, что осталось от ремонта колокольни церкви  и построить здание школы. За усердие в донесении слова Божьего священник позже был переведен в более богатый приход села Началово, где прослужил 12 лет, награжден орденом Святой Анны 3-й степени.

В начале двадцатого столетия в здании школы священник Александр Гордеев устраивал вечерние чтения. При свете мощной 30-линейной лампы, Гордеев читал сводки с фронтов войны, религиозные нравственные тексты, события в стране. К чтению лекций он привлекал учительницу В. Небывалову и других сельчан.  Лекции приобрели большую популярность, только в 1915 году проведено 75 вечеров. В школе обучалось 47 мальчиков и 37 девочек. Здание старой школы уцелело, в нем находится сельская библиотека, а в 50-е годы учился и автор этих воспоминаний.

Священников местного храма, как правило, хоронили в пределах церковной ограды. Через столетие по стертым с лица земли и утраченным захоронениям проходят сельчане, не задумываясь и не подозревая, что топчут их могилы. Священники-просветители заслуживают установления памятного креста у нового скромного православного храма Тамбовки.

От столыпинской реформы до Первой мировой и Революции
При проведении столыпинской аграрной реформы 1906 года  часть крестьян получили отрубы - земельные участки, выделенные из общинной земли. Взял отруб в урочище Кордон и тамбовский предприимчивый мужик по кличке Самошка. Но после раскулачивания остался от его богатого хозяйства  конный экипаж с кучером для торжественных выездов, доставшийся председателю сельского совета.

В 1907 году вблизи  Тамбовки прошла железная дорога Саратов - Астрахань и основана станция Ашулук,  движение поездов на участке Красный Кут - Бузан-пристань было открыто 9 июля.

К 1908 году население села со станцией возросло до 3038 человек (514 дворов). Самыми многочисленными  семьями были: Стукаловы, Каверины, Рязановы, Кузнецовы, Декины, Ивины и Гусевы.

Приближались тяжелые времена Первой Мировой войны и  Революции. Тамбовский священник Александр Гордеев выступил перед воинами запасного Енотаевского казачьего полка отправляемого на войну: «Человек без любви к ближнему жить не может. Он не в состоянии достигнуть лучшего в одиночку, а также пережить горькое и худшее. Не в состоянии защититься от врагов видимых и невидимых, а посему люди живут обществом, семьями, государством. В них законы, нарушение которых ведет общество к разрухе и гибели. Без войны нет государства. Кто охраняет наш покой? Вы христианские воины. Нынешние враги с завистью смотрят на богатства России, отстоять их должны Вы» [9].

До революции село было относительно богатым, о чем свидетельствовало количество раскулаченных большевиками усадеб. Тамбовка занимала большую застроенную территорию от бэровского бугра Мечетки, через низину, до бугра с центральной улицей и далее через низину осушенного ильменя до южного бугра. На главной улице располагались церковь, приходские школы, лавки и пожарный обоз. За южной окраиной села находился «Тарабрин сад», а по другую сторону - сад Дементия Каменева. На буграх, окружающее село располагались ветряные зерновые мельницы.

В Тамбовке и, особенно в соседнем селе Селитренном,  были ватаги (рыболовецкие артели), каждая из них имела несколько неводов. Ватаги ловили красную рыбу и заготавливали чёрную икру и рыбий жир, сомов, селедку, частика, воблу, которая во время нереста поднималась до Сасыколи. Рыбы в Волжском Понизовье было так много, что казалось, она никогда не переведется.

В пригороде золотоордынской столицы
Тамбовка расположена в северном пригороде столицы (городища) Золотой Орды (Сарай Бату), о чем свидетельствуют находки местных жителей средневековых ордынских  медных монет, керамического кувшина и глазурованных осколков изразцов. Археологи оценивают площадь Селитренного городища размерами примерно 10 x 2 км, что дает основание считать бывшую столицу Золотой Орды - Сарая (Сарая-Бату, Сарая ал-Махруса) одним из крупнейших городов средневековой Европы. При планомерных раскопках городища в 1960-1980-е годы исследованы усадьбы, мечеть, большой некрополь, мастерские ремесленников, остатки водопровода, найдены золотые изделия, перстни, браслеты многочисленные ордынские монеты, а так же поздние римские монеты. Часто встречаются разбитые черепки керамических горшков с цветной глазурью. По археологическим изысканиям начала XXI века, Селитренное городище представляет собой не Сарай, основанный в XIII веке, а Новый Сарай, возникший при хане Узбеке в 1330-е годы.

На месте городища в 18 верстах к югу от Тамбовки находится село Селитренное - первое поселение русских на левобережье Ахтубы в Енотаевском уезде. В 1710 году российская  казна устроила в этой местности селитряный завод, прекративший свое существование в 1765 году. Вблизи начали селиться беглые, а село при заводе возникло по Указу  Петра Великого как поселение государственных крестьян в 1714 году.  Завод производил в год до 4-х тысяч пудов очищенной селитры (нитрата калия), являющейся  одним из ингредиентов чёрного пороха, который изготовлялся на Охтинском заводе в Санкт-Петербурге. Всего в Астраханской губернии было три завода, для получения селитры требовалось большое количество дров. За ними посылались команды солдат в верховья Камы. В 1756 году завод прекратил производство и пришел в полное запустение.

Первая сельская церковь в Селитренном стояла до 1795 года, община её продала, купила в 1829 году деревянную церковь в Астрахани и установили на каменный фундамент. Освящение состоялось в 1835 году. Сохранились метрические церковные книги с 1811 года, ныне хранящиеся в Государственном архиве Астраханской области. После образования Тамбовки село первоначально было приписано к Селитренной волости.

По данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона в 1897 году в Селитренном проживало 4109 жителей. В селе  было два приходских училища  с 171 учащимися,  приемный покой, несколько лавок, кабак, 4 кузницы, 35 ветряных мельниц, ежегодно проходили две торговые ярмарки. В 1898 году на ярмарках продано товара на 49 тыс. рублей (скот, хлеб, кожи, овощи, мануфактура). Жители занимались так же скотоводством, сенокошением и садоводством, а также выделкой овчин, столярными и бондарными ремеслами. Действовал кожевенный завод, имелось два магазина с запасом зерна, полторы сотни речных судов для сплава преимущественно сена в Астрахань.

В селе располагались ватаги (рыболовецкие артели) енотаевских купцов. Женщины ходили на сезонную работу в ватаги разделывать рыбу, солить, вялить. Среди них были и моя бабушка Марфа Антоновна Батаева (Студеникина). Ватага купца Недорезова производила 350 пудов красной  рыбы в год, 1750 пудов сома, 450 пудов частика, 230тыс. штук сельди, 560 тыс. штук воблы, 35 пудов икры, 115 пудов рыбьего жира. Купец  первый открыл пароходное движение от Астрахани до Харабалей на пароходе «Именинник». В Селитренном он имел 4 рыболовецких тони, бондарное производство, несколько крупных судов, но в конце кипучей деятельности  был разорен кредиторами.

В окрестностях села развивалось садоводство (64 сада в 1904 году). В результате столыпинской реформы 1907 года отрубы в займище получили  несколько сельчан, в том числе родственник моего деда Ивана Павловича, С.Л. Батаев под ссуду в 55,5 лет с годовым  взносом  4%.

Будничное становление советской власти, повстанцы и красный террор
Как только в Астрахани коммунисты взяли власть, в Тамбовке образовалась небольшая ячейка большевиков во главе с бывшим балтийским моряком Иваном Петропавловым, женатым на местной крестьянке. Он, будучи инвалидом с деревянной ногой-протезом, занимался ремонтом обуви. Ячейка  объявили  старосте села о переходе власти к рабочим и крестьянам, и он без сопротивления отдал документацию и ключи от хлебного магазина. Казалось, что ничего не изменилось, крестьяне пахали землю, убирали урожай и пасли скот. Но гражданская война разделила общество на «красных» и «белых».
Крестьянские протесты в Астраханской губернии начались летом и особенно  зимой 1918-1919 годов >[10]. Они были спровоцированы близостью к Царицынскому фронту Гражданской войны и жестокостью посланного в Астрахань «любимца большевицкой партии» Сергея Мироновича Кирова [11].  В прифронтовом   Волжском Понизовье проводились чрезвычайные репрессивные реквизиционные и  мобилизационные меры в отношении населения.  Это вызвало массовые протесты  местных казаков и крестьян.

Как писал Николай Декин, в займище под Тамбовкой чекисты разыскали Игната Вострикова с сыном и за уклонение от военной службы в Красной Армии, для устрашения народа расстреляли. Их могилы с железными крестами долго напоминали сельчанам о беспощадном мече советской власти. Вблизи  к станции находилась и могила расстрелянного Никиты Илларионова - старосты Тамбовской Богоявленской церкви, его больного раком желудка, вытащили со смертного одра. Прибывший отряд чекистов потребовал у сельского старосты под угрозой расстрела назвать фамилии противников советской власти. И он, подумав, что Илларионов уже не жилец, назвал его фамилию. Так Никита Илларионов, трижды избираемый приходом старостой церкви, заслонил собою  молодых прихожан.
Банда (повстанческий отряд) Егора Попова

В детстве я слышал, что при становлении советской власти многие зажиточные крестьяне из соседних сел (Харабали и Сасыколи) ушли в банду Попова, на борьбу с которой был направлен бронепоезд и отряд красноармейцев. Банда (по советской терминологии) была разгромлена и остатки ей бежали в Среднюю Азию. Как  уже отмечалось выше, современные научные исследования на основе открытых архивов излагают другую версию происходивших событий  в Гражданскую  войну на Нижней Волге.  Летом 1919 году в Енотаевском уезде  появился повстанческий крестьянский отряд богатого харабалинского садовода Егора Попова выступивший против Советской власти [12].

Егор Спиридонович Попов 1878 года рождения происходил из зажиточной семьи харабалинского крестьянина-садовода, окончил церковно-приходскую школу. Он владел крупным яблоневым садом, занимался  так же оптовой торговлей фруктов и овощей. В 1915 году призван в царскую армию, дослужился на фронтах Первой мировое войны до чина младшего унтер-офицера, демобилизовался в декабре 1917 года. Был женат, в семье росло 5 детей.

Первоначально Попов был лоялен советской власти, добровольно передал ей часть  недвижимости, но не признал политику насильственной экспроприации и контрибуций.  Поэтому в 1918 году уклонился от призыва в Красную Армию (как и другие земляки) и создал из односельчан повстанческий отряд. Вступить в неё стал агитировать крестьян соседнего села Тамбовки, но без ощутимых результатов. Отряд  пытался завладеть оружием  на железнодорожной станции Ашулук, но из Верхнего Баскунчака прибыл бронепоезд. Повстанческий отряд направился под Гурьев в село Ганюшкино, где размещался штаб Астраханский освободительный группы Уральской казачьей армии. Здесь был сформирован Енотаевский кавалерийский полк под командованием есаула (капитана) Анохина, в который вошли повстанцы Попова. Они совершили нападение на Ханскую ставку киргизов (казахов), подрыв Ахтубинского моста и другие диверсии на железной дороге Астрахань - Саратов.

17 сентября 1919 года полк капитана Анохина  численностью 400 всадников  напал на села Харабали, Тамбовка,  Сасыколи и Кочковатка, изъял деньги  в волостном исполкоме и ограбил лавки. Казаки убили нескольких представителей советской власти, сожгли железнодорожные станции Харабалинская и Ашулук.

Направленный для восстановления порядка отряд «красных» из Астрахани не застал повстанцев, ушедших на восток в степь, а затем примкнувших к Уральской армии «белых». Чекисты с революционным энтузиазмом расправились с гражданским населением, сочувствующим повстанцам. 22 сентября 1919 года был вынесен приговор о расстреле 22-х жителей Харабалей, включая священника Дмитрия Люстрова.

В результат конфликта с «белым» капитаном Анохиным, командиром кавалерийского полка,  Попов вышел из его подчинения и с разросшимся отрядом до 500 сабель и штыков продолжил диверсии на железной дороге, сжёг вокзал станции Верблюжья. В листовках, распространяемых в местных селах,  излагались  программные положения Белого движения. Отряд Попова вскоре увеличился  до 800 сабель и 200 штыков. Местное население оказывала помощь повстанцам, снабжала их продовольствием, предоставляло кров. Советская власть стала брать заложников из  их родственников. 29 ноября отряды Красной Армии заняли село Ганюшкино, где находился штаб Уральской казачьей армии. Остатки отряда Попова пытались форсировать Волгу и воссоединиться на западе с  войсками армии Деникина, но попали в плен. В январе 1921 года суд Астраханского ревтрибунала  приговорил Попова и шесть его повстанцев к расстрелу, остальных к разным строкам  лишения свободы.

Советская власть беспощадно внедряла коммунистический строй, жестоко подавляя протесты матросов Кронштадта - вчерашних крестьян и уничтожая газом тамбовских мужиков в кирсановских лесах. Началось разрушение веками сложившегося деревенского уклада.

Подробно: Владимир Дергачев Гражданская война. Астраханское и уральское казачество. Повстанцы Егора Попова. Ледяной «Марш смерти».

(окончание)
Основные источники
Николай  Декин К истории Астраханской губернии. - М.: Спутник, 2010.
Владимир Дергачев ЛАНДШАФТЫ ЖИЗНИ. Воспоминания. Третье издание, расширенное и дополненное. Издательский проект профессора Дергачева 2023. URL: http://dergachev.org/geop_events/261123.html
Книга первая Ландшафты жизни. Родословная. Русское пограничье Дикого Поля. Забайкалье. Волжское Понизовье. 330 с. http://dergachev.org/pdf/lj_2023_book_1.pdf

Другие публикации автор в ЛЖ:
Гражданская война. Астраханское и уральское казачество. Повстанцы Егора Попова. Ледяной «Марш смерти»
Волжское Понизовье. Воспоминания о Царстве Земного Рая. Астраханский заповедник
Тамбовка. Двести лет истории нижневолжского села между заливных лугов и полынной степью
Трудное послевоенное возрождение сельской жизни. Воспоминания о деревенском детстве
Железнодорожная станция и ракетный полигон «Ашулук»
Тамбовка современная. Известные уроженцы села

Харабали. Город с сельской душой
Харабали в ретро фотографиях
Вольное. От красных партизан, назад в капитализм
Воспоминания о советском интернате в предчувствии космической эры
Воспоминания о советской средней школе перед выбором жизненного пути
Сельская учительница Антонина Мельникова. Воспоминания дочери о маме

[1] При написании раздела использованы отредактированные фрагменты рукописи Николая Ивановича Декина.
[2] Дикое поле - историческая область неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке.
[3] Бэровские бугры - гряда холмов в Прикаспийской низменности, названные в честь российского естествоиспытателя немецкого происхождения академик Карла Максимовича Бэра (1792 - 1876), впервые описавшего их происхождение.
[4] Однодворцы - социальное сословие служилых людей,  возникшее при расширении юго-восточных границ Русского государства и состоявшее из военизированных землевладельцев, нёсших охрану пограничья. В дальнейшем происходит постепенное превращение однодворцев в обычных государственных крестьян.
[5] Займище - заливаемый весенним разливом пойменный луг.
[6] Н. И. Декин К истории Астраханской губернии. - М.: Спутник, 2010. 217 с.
[7] Тамбовский сельсовет http://mo.astrobl.ru/tambovskijselsovet/den-sela
[8] Ильмень - местное название пойменных и дельтовых озёр волжского понизовья, часто приуроченных к межбугровым понижениям, затапливаемым во время паводка.
[9] Цит. по: Н. И. Декин К истории Астраханской губернии. - М.: Спутник, 2010.
[10] Профессор Тимофеева Е.Г., доценты Тюрин А.О. и Лебедев С.В. Крестьянский протест в Енотаевском уезде Астраханской губернии зимой 1918-1919 гг. - Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2022, № 4 (73). С. 31 - 35.  https://kaspy.asu.edu.ru/storage/archive/4(73)/31-35.>pdf
[11] Подробно: Владимир Дергачев Незабвенный Киров. Любимец партии, палач рабочих и любитель женщин. - Иллюстрированный журнал «Ландшафты жизни». URL: https://dergachev-va.livejournal.com/117649.html
[12] Тимофеева Е. Г., Тюрин А. О., Лебедев С. В. Крестьянский протест в Енотаевском уезде Астраханской губернии в годы Гражданской войны (46 источников).- Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 5. С. 836-843. https://cyberleninka.ru/article/n/krestyanskiy-protest-v-enotaevskom-uezde-astrahanskoy-gubernii-v-gody-grazhdanskoy-voyny/viewer.
[13] Подчалок - разновидность парусно-гребных одномачтовых лодок, получившая распространение на Каспии для рыбного промысла крючковой снастью или сетями.
[14] Лобогрейка - простейшая жатвенная машина, применявшаяся для уборки основных зерновых культур, использовалась  также для кошения трав после небольшого переоборудования. Управление лобогрейкой требовало большого физического напряжения от рабочего, отчего машина получила своё название.

Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни» Подписаться

Добавиться в друзья






Нижняя Волга, Тамбовка, Волжское Понизовье, История, Астраханская область

Previous post Next post
Up