Путешествие на яхте из Стамбула в Одессу. Босфор. Болгария. Румыния

Feb 05, 2017 06:58

Фотографии Антона Дергачева, комментарии Владимир Дергачева


http://cappadociavisit.com/wp-content/uploads/2014/07/bosphorus-e1479821322466.jpg
Босфор с высоты

Пролив Босфор (тур. İstanbul Boğazı «Стамбульский пролив», греч. Βόσπορος)  соединяет Черное и Мраморное моря, по происхождению является древней речной долиной.  Протяженность пролива составляет около 30 км при минимальной ширине 660 - 700 метров и глубине фарватера  от 33 до 80 метров.

Русский адмирал Макаров в 1881/82 годах установил особенность течений в Босфоре. Распресненное верхнее течение  до 2 метров в секунду направлено из Черного в Мраморное море, а в обратном направлении соленое придонное течение, образующее в Черном море подводную реку.

О Босфоре существует множество легенд - от греческих до турецких. Древнегреческая легенда повествует о прекрасной возлюбленной (любовнице царских кровей) Зевса по имени Ио, превращенная богом в белую корову, чтобы избежать чрезмерно справедливого гнева его жены Геры. Несчастная любовница, то есть уже корова, нырнула в воды пролива, который стал называться «коровьим бродом» или Босфором. Древние греки называли пролив «Боспором Фракийским», чтобы отличить от «Боспора Киммерийского» (ныне Керченский пролив).

Босфор является одним из важнейших мировых проливов. В 1936 году в Монтрё (Швейцария) состоялась  конференция о режиме  Черноморских проливов  с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Югославии, Греции, Австралии и Японии. Конференция была созвана Турцией для пересмотра  конвенции о режиме проливов, принятой на Лозаннской конференции 1922-1923 гг. Турция получила  право  ремилитаризации  зоны Проливов. Принятая конвенция  сохраняла  за торговыми судами всех стран  свободу  прохода через Проливы, как в мирное, так и в военное время.

В 1939 -1941 гг. в советско-германских отношениях  особое внимание  уделялось  разграничению  сфер влияния между  Германией и Советским Союзом, в том числе обсуждались  меры против  исключительной власти Турции над Проливами и её гегемонии в Черном море, высказывалась  неудовлетворенность  Конвенцией 1936 года, куда вообще  не была включена  Германия. Москва подготовила  секретный протокол  к проекту Соглашения между Державами тройственного пакта - Германией,  Италией и Японией, с одной стороны, и Советским Союзом, с другой стороны, в котором предусматривалось  принятие новой конвенции  о Черноморских  проливах. По этой конвенции Советский Союз  получал неограниченное право  прохода  через Проливы в любое  время для своего торгового и военно-морского флота, а также право строительства советской  военно-морской базы в районе Босфора и Дарданелл на условиях  долгосрочной аренды. После окончания Второй мировой войны  Потсдамская конференция признала  необходимость  пересмотра  Конвенции 1936 года о Черноморских проливах. Однако переговоры  СССР с Турцией в 1946 году закончились безрезультатно, а в 1953 году Советский Союз отказался от выдвинутых ранее требований.



Очередное путешествие на яхте  берет условное начало от Девичьей башни (символа Стамбула).

Другие средиземноморские походы на яхте:
Мармарис. Вдоль турецких берегов
Греческие острова. «Легенды Древней Эллады»
Ионическая Одиссея под американским флагом (Греция - Италия - Черногория)
Девичья башня является одним из символов Стамбула, расположена в азиатской части города на небольшом островке.


Фотография Антона Дергачева

Во время войны Афин и Спарты афиняне в 408 году до н. э. во главе с полководцем Алкивиадом осадили и взяли Византий. Черноморские проливы были полностью очищены от спартанцев и персов, а афиняне восстановили контроль над стратегически важным регионом и стали взимать налоги с проходящих через Босфор судов.  По одной версии Девичью башню построил афинский полководец Алквиад, по другой - римский император Константин Великий в качества сторожевой башни.

После взятия Константинополя турками в 1453 году этот небольшой форт использовался в оборонительных целях. В Османской империи башня в основном служила маяком, указывающим кораблям путь ночью и днём в туманную погоду. Сосланных или приговорённых к смерти придворных держали в башне перед казнью.
Башня несколько раз восстанавливалась после разрушительных землетрясений и пожаров.  После пожара 1720 года была вновь отстроена из камня, добавлена башенка со свинцовой крышей.  В 1829 году Девичья башня служила больницей-изолятором во время вспышки холеры.

За свою долгую историю башня бывала маяком, тюрьмой и карантинным изолятором. В 1943/45 годах был восстановлен исторический облик башни. После 1965 года башню передали в ведение военно-морских сил в качестве центра связи. После 1983 года морская администрация Турции использовала башню как промежуточный пункт управления движением судов в проливе. В 90-е годы почти запрошенную башню городская власть  превратила в культурный центр. Здесь разместились художественные выставки, фотогалерея, проводились концерты. В башне  открыли ресторан и смотровую площадку. Посетители могут добраться  до башни корабликами от причалов в европейской и азиатской части Стамбула.

Существуют множество легенд о названии башни. Наиболее известная легенда гласит о  турецком султане, безумно  любящем свою дочь. Однажды ясновидец напророчил смерть дочери султана, когда ей исполнится 18 лет. Султан отдал приказ построить башню для дочери, чтобы уберечь её от возможной смерти.  Когда дочери исполнилось 18 лет, султан подарил ей горшок с фруктами. Когда именинница открыла горшок, во фруктах оказалась ядовитая змея и девушка умерла от укуса.


В центре снимка  (внизу) Генуэзская башня Христа в стамбульском районе Галата.  Подробно фотосессия в Галате и со смотровой площадки башни:
Галата
Генуэзская башня Христа
Стамбул с высоты птичьего полета
Стамбульский Арбат
Настольджи трам


Снимок из Интернета

Общий вид стамбульского района Галата


Здесь и далее фотографии Антона Дергачева



На горизонте небоскрёбы Стамбула


Виллы на азиатском берегу Босфора








Впереди Черное море


Статьи об Османской империи и современной  Турции на портале «Института геополитики» и в иллюстрированном журнале «Ландшафты жизни»:
Османская империя. Воспоминания о Блистательной Порте
Восточная элита качества
Гибель империи
Бросок на Юг. Прощай Константинополь!
Ататюрк. Воин и строитель светской Турецкой республики
Многопартнерская геополитика Турции
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Ближний Восток. Турецко-сирийский вековой конфликт
Не нужен нам берег турецкий…?
Евразийский «тигр»
Евразийская здравница. Турецкая Ривьера
Турецкая Ривьера. Бодрум
Анталья. Страна солнца, моря и золота

Путешествие из славян в римские провинции Малой Азии
Римская провинция Памфилия
Античный Сиде. Рай для влюблённых
Античный Перге. Город великого геометра
Античный Аспендос. Страна скакунов и театра
Малая Азия. Ликия. Страна благоденствия. Мира
Малая Азия. Затонувшие античные города
Николай Чудотворец. На родине покровителя моряков, купцов и детей

Посты о Стамбуле:
Стамбул. Мировой город на Босфоре
Воспоминания о Византийской империи
Святая София и Голубая мечеть
Галата
Генуэзская башня Христа
Стамбул с высоты птичьего полета
Стамбульский Арбат
Настольджи трам
Площадь Таксим после взрыва протестов
Таксим-Гези. Парк турецкой демократии
Стамбульская полиция
Стамбульский базар
Рассвет над Босфором
Стамбульские зарисовки

Путешествие на яхте из Стамбула в Одессу. Босфор. Болгария. Румыния
Хайдарпаша. «Дранг нах Остен». Багдадская и Хиджазская железные дороги
Босфор. Крепостные бастионы
Дворцовый фасад Босфора
Босфор. Мосты между Европой и Азией
Судоходство Босфора

Путешествия, Средиземноморский яхтинг, Стамбул, Босфор, Турция

Previous post Next post
Up