Фотографии Валентины Балакиревой и Владимира Дергачева
Христианский архиепископ Мирликийский Святой Николай (Николай Угодник, Николай Чудотворец, годы жизни около 270 - 345 гг.) почитается как чудотворец, покровитель моряков, купцов и детей. В фольклоре западных христиан - прототип Санта-Клауса.
Святитель Николай родился в Малой Азии (Ликии) в греческой колонии Патара, расположенной вблизи густонаселённой долины реки Ксанф, где находился город Мира. Морской порт Патары являлся крупнейшим в Ликии, входившей в Римскую империю, и имел большое стратегическое и торговое значение.
Состоятельные родители Николая были христианами, у них долго не было детей и они дали обет, если у них родится сын, то посвятит себя служению Бога. Молитвы были услышаны, что бывает далеко не всегда. Господь даровал сына, получившего при крещении имя Николай (по-гречески, «побеждающий народ»). Еще юношей он вел благочестивую жизнь и выделялся среди молодежи добродетелями. На это обратил внимание его родной дядя (местный епископ) и пророчески предрек великое будущее своему племяннику: «Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря!».
По легенде Николай отправился учиться в Александрию и во время шторма на море воскресил моряка, сорвавшегося с мачты насмерть. В те времена этого было достаточно, чтобы Святитель Николай стал покровителем мореплавателей.; Еще он помог трем девицам из бедной семьи избежать участи падших женщин. Он подбросил свои пожертвования в дымоход их лачуги и деньги оказались в носке младшей дочери. Эта легенда родила сказку о рождественском Санта Клаусе и его подарке в носке.
При жизни святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых.
Святой Николай скончался в глубокой старости и был похоронен в небольшой соборной церкви Миры в мраморном саркофаге. Чудеса происходили и на его гробнице, а паломники исцелялись после долгих молитв.
Но пришли времена, когда стало не до чудес. Вначале арабы, а затем турки в 11 веке опустошили владения Византии в Малой Азии. Чтобы «варвары» не осквернили христианскую святыню, венецианские (барийские) купцы отправились в Антиохию и попытались у местных монахов выкупить мощи святого за золотые монеты. Монахи оказались неподкупными и мощи были банально выкрадены и в мае 1087 года вывезены в итальянский город Бари.
Подробно:
Бари. Мощи Николая Чудотворца Мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, где продолжились новые чудеса исцелении паломников. Вскоре был сооружен храм во имя святителя Николая, освещенный Папой римским.
Венецианцы в спешке выкрали только часть мощей святого Николая, а оставшиеся в могиле «конфисковали» во время первого крестового похода и доставили в Венецию, где специально для мощей воздвигнули храм святого Николая. В новое время подлинность мощей в Бари и Венеции была научно доказана.
На Руси почитание святителя и великого угодника Божия распространилось довольно быстро и повсеместно.
Церковь Святителя Николая в античной Мире является не только - памятником византийской эпохи, а в первую очередь святым местом для христианских паломников.
Храм был построен в 343 г. н.э. на руинах храма богини Артемиды, разрушенного землетрясением во 2 веке н.э.
И в дальнейшем Храм неоднократно разрушался и возрождался к жизни. Был разграблен во время арабских набегов в 1034 году. Развалины церкви с находившимися там мощами святого в саркофаге были заброшены, хоть и сохранялись местными монахами. В 11 веке при Византийском императоре Константине IX церковь отреставрировали, украсили фресками и напольной мозаикой. Из-за сильнейших землетрясений в 13 веке церковь была затоплена водами и занесена илами реки Мирос, изменившей русло.
Во время Крымской войны в 1853 году княгиня Анна Голицына получила специальное разрешение у турецких властей и выкупила участок земли вокруг храма с целью основать здесь русское поселение и монастырь в честь святителя Николая. Но из-за протесов местного мусульманского населения разрешение было отозвано.
Окончательно храм раскопали к 1989 году. К настоящему времени пол церкви находится на 7 метров ниже уровня земли.
Современное здание храма построено приблизительно в 8 веке и внешне представляет базилику в форме креста с одним помещением, посредине покрытым куполом с двумя залами по бокам. Пол частично покрыт мозаикой с геометрическими узорами, а на стенах можно еще до сих пор разглядеть средневековые фрески. Крышу церкви изначально венчал купол, а во время реставрации он был заменён сводом.
У этого престола происходили церковные службы. Мозаичный пол эпохи Византийской империи.
Мозаичная настенная живопись
Саркофаг святого Николая Мирликийского Николая находится в южном нефе церкви и расположен между двумя колонами в арке. У саркофага выбита передняя лицевая стенка. Вероятно «цивилизованные» венецианские купцы-пираты очень спешили.
Путешествие из славян в римские провинции Малой АзииРимская провинция Памфилия Античный Сиде. Рай для влюблённых
Античный Перге. Город великого геометраАнтичный Аспендос. Страна скакунов и театра Анталья. Страна солнца, моря и золота Сиде. Отдых с комфортом Малая Азия. Ликия. Страна благоденствия. Мира Малая Азия. Затонувшие античные города Николай Чудотворец. На родине покровителя моряков, купцов и детей Другие статьи автора о Римской империи:
Римская империяВечный город РимМалая Азия. Римская провинция АзияМалая Азия. Эфес или Вожделенный городМалая Азия. Зарождение христианства «Via Egnatia». Великая информационная магистраль римской эпохи Священный Дион. «Деньги не пахнут». Гимн римским туалетам