Монастырь св. Георгия Хозевита.

Oct 07, 2010 18:57




По количеству отчётов в ЖЖ монастырь св. Георгия Хозевита (ака Дир Мар Джирис ака Дир эль-Кельт) может, кажется, соперничать с любыми туристическими объектами Израиля. Добрался до него наконец и я, усилиями nehag_sus...

Объект прислонился к склону Вади Кельт (ака Нахаль Прат) примерно на полпути между Иерихоном и Мицпе Ерихо. Ущелье было издавна облюбовано желающими сбежать куда подальше; вот и на месте будущего монастыря поселились примерно в 420-30 пятеро сирийских отшельников. Примерно в 480-м Иоанн из Фив основал здесь монастырь, посвящнный Марии. Ещё лет через сто в монастыре поселился монах Георгий. Место, а вслед за ним и монастырь назывались Хозива; соответственно, насельники обители (как Иоанн, Георгий, а также ученик и биограф последнего Антоний) стали Хозевитами; а потом (когда ?) наоборот, объект в честь самого известного из обитателей начали называть монастырём Георгия Хозевита.

Георгий (прим. 550-625) был родом с Кипра. Прибыв в наши края, он сперва отправился в лавру Каламон в долине Иордана, где подвизался его брат Ираклид; но там его завернули как слишком юного и безбородого, и направили в менее престижную киновию (общежительный монастырь) в Хозиве. Впоследствии Георгий всё же перебрался в Каламон; но после смерти брата, а затем смерти настоятеля и последовавшей распри, вернулся в Хозиву и поселился в обособленной келье за пределами центрального комплекса монастыря. Большая группа таких келий находится в полукилометре ниже по руслу Вади Кельт и известна как кельи Хозевита. Далее Антоний описывает аскетичный образ жизни старца, а также победы над злыми духами и другие чудеса, и собственные с ним беседы. Во время персидского завоевания 614-го года монастырь подвергся сарацинскому (бедуинскому то есть ?) набегу; многие монахи были угнаны, но Георгию повезло:

Когда же пришло нашествие персов и они окружили Святой град, тогда-то вышли из киновии братья келиоты; одни бежали в Аравию с игуменом, другие вошли в пещеры, иные же спрятались в Каламоне. Между ними был и сей святой. А был он много зван братьями выйти и скрываться с ними. Сарацины же, обыскивавшие поток, выпытывали у горных жителей об их пребывании. Найдя же старца и многих других из отцов и приведя их к другому потоку, из них Стефана сирийца - старца, достигшего ста лет или более, святого и засвидетельствованного отца, - убили, остальных же увели в плен. Увидев же Георгия, нищего и весьма худого и смиренного, поняв его образ жизни, скорее же движимые Богом, дав ему корзину для хлеба, полную кусков, и сосуд с водой, отпустили, сказав: «Спасайся, куда хочешь». Он же, спустившись ночью к Иордану, там скитался, пока персы через Иерихон не прошли в Дамаск из Святого града. Тогда сам он вошел во Святой град, пока снова не вернулся в Хозиву.

Последующие столетия были сложными для местных монастырей вообще и, вероятно, для Хозивы в частности. В начале 12-го века его довольно лаконично отмечает Даниил, а ближе к концу Иоанн Фока описывает как функционирующий:

Путь от Иерусалима к Иордану лежит через Елеонскую гору на юго-восток, и путь этот очень тяжел, страшен и безводен. Ибо горы здесь высокие каменные и разбойников много, и они разбойничают в тех горах и ущельях страшных. Расстояние от Иерусалима до Иордана двадцать шесть больших верст. Пятнадцать верст до Кузивы, где постился святой Иоаким из-за своего неплодства, - есть здесь это место в глубоком ущелье близко у дороги, по левую руку, когда там идешь. И от Кузивы до Иерихона пять верст, а от Иерихона до Иордана шесть верст больших, все равно по песку; путь очень тяжелый. Тут многие люди задыхаются от зноя и гибнут - от жажды без воды умирают. Там ведь море Содомское близко от той дороги: исходит дух знойный и смердящий - жжет и попаляет всю землю ту.
(Даниил, 1104-6)

За этим монастырем { св. Евфимия} есть пространство, примерно в двенадцать миль, и за ним находится большой овраг, а среди его (оврага) проходит поток, на противоположной стороне которого есть монастырь Хозива, нечто для разсказа невероятное, а для зрения удивительное. Ибо углубления пещер служат келлиями для монахов, и самый храм и усыпальница устроены в разселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки подымаются от камней в виде пирамид. Вода же, употребляемая для питья монахами, такова, какою бывает в стоячем болоте, когда солнце среди лета стоит над болотом и своими огненными лучами нагревает воду до точки кипения. В этом монастыре мы видели разных освященных мужей, и между прочим одного из них знаменоносного мужа и непосредственно беседующего с Богом. Лука имя этому старцу. С трудом мы вошли и вышли из монастыря по крутизне места и по чрезмерности солнечного зноя.
(Иоанн Фока, около 1185)

Греческо-арабская надпись где-то над внутренними воротами говорит о восстановлении монастыря силами Ибрагима и его братьев, сыновей Мусы из Джифны; расшифровка даты неоднозначна, обычно предпочитают 1179-й год (поскольку выпадает на крестоносцев и византийского императора Мануила Комнина, содействовавшего таким проектам). Gesta Henrici II сообщает о замке св Георгия в пустыне, взятом Саладином в 1187-м. Дальше снова тишина; по Принглу, есть упоминание у смоленского архимандрита Грефения примерно в 1400-м, видимо не слишком информативное; по Мэрфи-О'Коннору, Феликс Фабри в 1483-м застал здесь руины. В 1878-м на этих руинах поселился греческий монах Каллиник и начал их понемногу обживать. К 1901-му при содействии Греко-Православной Патриархии Иерусалима монастырь был восстановлен; в 1952-м пристроили колокольню.

С предысторией места, где расположен монастырь, связано несколько традиций. Одна из них - что здесь бывал Илья-пророк; мол, "поток Керит" (в русской транскрипции Хараф) из Мелахим I 17 - это именно тут:

И сказал Ахаву Эйлийау Тишбиянин из жителей Гилада: (как) жив Г-сподь, Б-г Исраэйлев, пред которым я стою, что не будет в эти годы ни росы, ни дождя; разве лишь по слову моему. И было ему слово Г-сподне такое: Ступай отсюда, и обратись к востоку, и скройся у потока Керит, что против Йардэйна. И будет, из этого потока ты пить будешь, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Г-сподню; пошел и стал жить у потока Керит, что против Йардэйна. И вороны приносили ему хлеб и мясо утром и хлеб и мясо вечером, а из потока он пил. И было, по прошествии некоторого времени высох этот поток, ибо не было дождя в стране. И было ему слово Г-сподне такое: Встань и пойди в Царефат, что у Цидонян, и живи там...

Другая традиция связывает данную локацию со св. Иоакимом, отцом Марии. Примерно в конце 8-го века Эпифаний отмечает в четырёх милях к западу от Иерихона "дом Иоакима, монастырь"; согласно грузинскому лекционарию 10-го века, здесь ангел предрёк Иоакиму рождение дочери; и, как мы уже видели, по Даниилу Иоаким тут постился.

И в заключение - широко известна история о том, как в Хозиву стали пускать посетителей женского пола; вообще-то в монастырях Иудейской пустыни это не было принято. Историю рассказывает уже упомянутый Антоний Хозевит в другой своей работе, "Чудеса Святой Девы Марии в Хозиве". По его словам, однажды особенно настойчивая паломница по оплошности отлучившихся привратников зашла на территорию обители. А когда начался переполох и настоятель настоятель начал привратников распекать, сообщила, что те не виноваты - сюда её направила для исцеления лично дочь Иоакима. Почему, дескать, ты все святые места обошла, а ко мне домой не заглянула ? А дом мой там-то... Монахи посовещались и решили: раз сама Мария пропуск выписала - ничего не поделаешь, придётся смириться. И отчего-то распространили это решение на всех последующих посетительниц...







От этих ворот идти ещё минут 15:












Подходим к монастырю...







Заходим...










В сторонке стоят чтотомолки и нечто похожее на пресс:










Весёлая картинка:







Церковь:







Пишут, что сохранились фрагменты мозаичного пола шестого века. Со стыдом вынужден признать, что на пол даже не посмотрел...




Мощи:




Этажом выше - пещера Ильи. В трещины в стенах вложены записки.







Там кто-то живёт ?




И там ?




Русло и какое-то строение:




Монастырь примерно в 1890-1900:



(Библиотека Конгресса)

Вади Кельт под монастырём, примерно 1917:




Апрель 1918:




1920-е:



(PALÄSTINA und dad OSTOJORDANLAND - Julius Hoffmann, Stuttgart, 1925 - via wiki)

1938-41:



(Гид'он Шифтан, Яд Бен Цви)

Март 1945:



(Дмитрий Кессель, LIFE)

1950-9:






(Фриц Шлезингер)

Фотографии: в picasa web albums.

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Holy Land - An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 1, A-K By Denys Pringle
The survey of western Palestine (Volume III) By C.R. Conder et al
The Holy City and the Holy Places By Epiphanius the Monk (in Jerusalem pilgrims before the crusades By John Wilkinson)
Отчёт ЖЖ-юзера karamelka212
Отчёт ЖЖ-юзера sashetta
Отчёт ЖЖ-юзера ir_maverick
Отчёт ЖЖ-юзера ana-2102
Отчёт ЖЖ-юзера marina-pavlova
Отчёт ЖЖ-юзера seagull-gull
Отчёт ЖЖ-юзера photootchet
Отчёт ЖЖ-юзера losew
Отчёт ЖЖ-юзера uki-t
Отчёт ЖЖ-юзера irenase
Отчёт ЖЖ-юзера alla-hobbit
Отчёт ЖЖ-юзера rostismi

церкви и монастыри, фотоотчёты

Previous post Next post
Up