Как известно, монастыри Иудейской пустыни принято делить на лавры для настоящих хардкорных отшельников и киновии, где жили и молились вместе монахи попроще. Впрочем, и при киновиях иногда существовали обособленные кельи для наиболее продвинутых. Так,
монастырь св. Георгия Хозевита в Вади Кельт (Нахаль Прат) имел своего рода лавру-спутник - комплекс примерно в полукилометре ниже по руслу, известный как "кельи Хозевита", а по-арабски Дир аль-Бинт, т.е. "монастырь женщины" (возможно имелась в виду Мария, которой была посвящена "родительская" обитель). Дальше я поленюсь и процитирую
старый пост nehag-sus, который ссылается на "Пустыню святого города" Изхара Хиршфельда.
Комплекс, основанный в Византийский период (5-6 вв. н.э.), и являвшийся частью монастыря Св. Георгия Хозевита, расположен на полпути между монастырем Св. Георгия Хозевита и Иерихоном, на крутых склонах ущелья. Хиршфельд пишет, что в соответствии с Антонием Хозевитом, монахи, проживавшие в этих кельях, проводили всю неделю в одиночестве, и встречались для совместной молитвы и трапезы по воскресеньям. Археологи, обследовавшие это район впервые, насчитали 16 келий: 12 на северном склоне и 4 на южном (по-моему, их намного больше). Кроме этого, были обнаружены две церкви, которые были восстановлены в 19 веке... Мне кажется, что весь комплекс - как и многие другие монастыри Иудейской Пустыни, пришли в запустение вследствие персидского вторжения в 614 г. н.э., и до 19 в. не были вновь заселены. Кроме церквей и келий, неплохо сохранилась разветвленная система троп, соединяющих кельи и церкви, массивные опорные стены, сельскохозяйственные террасы, цистерны для сбора воды, маленькая винодельня, печи для обжига керамики и часть моста над ущельем. Хиршфельд также обнаружил останки ворот в западной и восточной части комплекса... и по его мнению, они являлись входом и выходом в комплекс. Расстояние между воротами - ок. 300 м., и общая площадь комплекса - ок. 15 дунамов.
Я побывал в тех местах с
Летающим Верблюдом; потом мы направились в Док, но это уже тема для
отдельного поста. Говорят, что сейчас в "кельях Хозевита" живут двое - бывалый македонец и новенький румын; они, видимо, не слишком любят попадаться на глаза кому попало, и мы не стали исключением.
Начало маршрута - около монастыря св. Георгия:
Вдоль склона вьётся
акведук. Изначально он был посторен при Хасмонях для снабжения водой из источников Эйн Прат, Эйн Мабоа и Эйн Кельт
дворцов ниже по ущелью. Девайс продолжал функционировать до византийского периода. В седьмом веке поверх оригинального жёлоба из каменных блоков уложили керамическую трубу. В 1919-м кто-то из семьи Хуссейни ещё раз обновил часть акведука ниже Эйн Мабоа, прибегнув на сей раз к бетону.
Основание древнего акведука:
Мокрая часть маршрута:
Опять кладкa акведука, на вид менее аккуратная:
И ещё, теперь на северной стороне вади; плюс одинокая келья:
И просто ущелье:
Внезапно - ворота:
Вот она, первая цель искпедиции; и в качестве бонуса - Иерихон на горизонте:
На плане комплекс выглядит так:
А так на моих криворуких фотографиях:
Дальше, по ускоряющейся водичке:
Иерихон:
Перед самым Иерихоном к югу от вади стоит башня, ныне известная как
Бейт Джубр ат-Тахтани. Судя по расположению и конструкции, она была одним из тамплиерских укреплений, охранявших дорогу из Иерусалима к Иордану. Сооружение достаточно скромное, с внешними размерами 9.5 на 6.6/8.1 (?) м и внутренними 7.6 на 3.6 м. Вход с востока; на второй этаж вела лестница в южной стене.
Теперь по дну вади в обратном направлении:
Кельи, вид снизу:
Ближе:
Обстановка одного из помещений:
Сюда без лестницы не попасть:
Зато сюда - без проблем:
Здесь был мост:
И снова по дну:
Временами попадается немного воды:
К счастью, в жизни этот подъём был проще, чем на фото:
Продолжение следует...
Фотографии: в
wikimedia commons.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Templar Castles on the Road to the Jordan By Denys Pringle (in The Military Orders (Volume 1) Fighting for the Faith and Caring for the Sick)